Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип публичности уголовного преследования и его антипод – принцип диспозитивности гражданского процесса.





Тема№3. Вопрос №1

Основной функцией судебной власти является осуществление правосу­дия. Все законодательство о судоустройстве, значительная часть норм уго­ловно-процессуального и гражданского процессуального законодательства призваны определять сущность, содержание и формы реализации этого важнейшего направления судебной деятельности.

Конституция РФ утверждает главную задачу правосудия, определяя его ведущую роль в обеспечении прав и свобод граждан (ст. 18). Она закрепля­ет право граждан на правосудие (ст. 46, 52) и устанавливает, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118).

Раздел I. Общие положения

Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Россий­ской Федерации», утверждая значение общего статуса судей, подчеркивает, что только лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и этим Законом полномочиями судьи, могут осуществлять правосудие (ст. 11). Именно в деятельности по отправлению правосудия судьи никому не под­отчетны.

Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях. Именно в судебном разбирательст­ве наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Государственно-правовая защита правосудия и носителей судебной власти выражается в установлении административной и уголов­ной ответственности за посягательства на деятельность по осуществлению правосудия. Правосудие как одна из форм государственной властной пра­воохранительной деятельности отличается от законодательной и управлен­ческой деятельности рядом существенных признаков.



Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосу­дия особыми компетентными государственными органами - судами; пра­восудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмот­рением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в рамках уста­новленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом (ГПК, УПК, АПК).

С учетом требований Конституции об установлении условий для полно­го и независимого осуществления судами правосудия (ст. 124), исходя из иных установлений федерального законодательства, содержание правосу­дия и принимаемых судами актов должно отличаться следующими свойст­вами: законностью, определяемой как соответствие принятых решений и порядка рассмотрения дел закону; обоснованностью, т. е. подтверждением принятых решений убедительными и достаточными доказательствами; объ­ективностью, т. е. непредвзятостью, беспристрастностью судебного исследо­вания всех обстоятельств дела; справедливостью решений суда как соот­ветствующим нравственным представлениям современного общества; своевременностью и юридической точностью принимаемых решений, не­замедлительностью и общеобязательностью их исполнения.



Исходя из этой краткой характеристики содержания и основных свойств правосудия, оно может быть определено как осуществление судом своеоб­разной правоохранительной и правозащитной деятельности, основанной на полном соблюдении демократических принципов, выражающейся в рас­смотрении и разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел в рам­ках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принужде­ния в условиях соблюдения законности, обоснованности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Вопрос№2

Принципы правосудия — это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее су­щественные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, оп­ределения его роли и места в государственном механизме и полити­ческой системе общества.



В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить прин­ципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в зако­нах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Консти­туции РФ, конституционных и других федеральных законах.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, со­здавая новые законы или корректируя их, должны считаться с суще­ствующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности пра­восудия.

Существенной особенностью принципов является их относитель­ная стабильность. Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что прин­ципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры. А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откор­ректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том чис­ле конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.

Стабильность правовых положений, именуемых принципами пра­восудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направ­лению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограж­дающих его от случайных и не продуманных глубоко “нововведений”.

Вопрос№3

Принцип независимости.

Принцип независимости - «Суд независим и подчиняется только Конституции и федеральному закону» ст. 120 Конституции РФ.

Независимость в институциональном аспекте - суд как учреждение должен быть отделён от других государственных органов, что реализовано в действующем законодательстве. Дополнительными гарантиями институциональной независимости является: (1) запрет осуществления правосудия иными государственными (негосударственными) органами (ст. 118 Конституции РФ); (2) запрет на создание чрезвычайных судов (там же и п.5 «Основных принципов независимости судебных органов» ООН 1985 г.).

Независимость в содержательном значении – беспристрастность (политическая, расовая, национальная, идеологическая). Заключается в: (1) подчинение только закону; (2) запрет различным органам и организациям (иным субъектам) вмешиваться в осуществления правосудия судами (ч. 5 ст. 5 «Закон о судебной системе», п. 2,3,4 «Основных принципов ООН…»); (3) установление уголовной ответственности за вмешательство в осуществление правосудия. Различают объективную и субъективную беспристрастность в содержательном значении.

 

5.2.1 Объективная беспристрастность - подчинение только закону:

Условия возникновения объективной беспристрастности:

1. формирование такого порядка отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным или иным интересам и исключал бы какие-либо формы дискриминации (п.10 «Основные принципы ООН…»). Требования к судье Ст. 4 «О статусе судей»: гражданство, высшее юридическое образование, возраст (>25), стаж работы (>5), дееспособность. (ст. 5 ч. 3, ст. 6 «О статусе судей»). Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Победителей на конкурсе может быть несколько. Президент вправе отказать в назначении и его отказ обжаловать нельзя (Президент суверенен). Статус председателя (ч. 3 ст. 6 «О статусе судей»). Отбор и назначение судей (ст. 4,5,6 ФЗ «О статусе судей»);

2. формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы независимость судей, исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности (п. 11, 12, 17-19 «Основные принципы ООН…», ст. 13, 14 «О статусе судей»). Квалификационная коллегия судей – корпоративный орган (отбор судей, приостановление и прекращение их полномочий). С одной стороны, такая организация судебной власти является гарантией независимости данной ветви власти, однако в силу нечёткости изложения приостановления и прекращения полномочий, корпоративности судебной коллегии, что приводит к отсутствию общественного контроля, делает судебную власть несовершенной;

3. формирования такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который исключал бы возможность давления на судью в вопросах перемещения по служебной лестнице, перемещения в другой суд и.т.д. (право на судейскую карьеру (на присвоение квалификационного класса), право на перемещение или перевода в другие суды, право судьи на отставку).

Несменяемость. Ст. 12 (принцип несменяемости), 15 «О статусе судей». Советская власть, провозглашая иные принципы правосудия, ввела порядок избрания судьи на пять лет и как всякие выборные лица они должны были отчитываться перед избирателями. Данный институт привёл к ослаблению позиций суда в обществе. С переходом к демократии, судьи стали назначаться, а не выбираться, что привело к усилению позиции суда. Несменяемость означает, что судьи назначаются на свою должность до достижения предельного возраста. Однако в связи с ошибками в назначении судей в конце 90 годов был введён испытательный срок в три года. В июле 2009 года испытательный срок был отменён в связи с тем, что он создавал угрозу независимости судебной власти (ст. 11 п. 2 отменён). Дисциплинарная ответственность судей (ст. 12.1 «О статусе судей») не противоречит принципу независимости судей, так как позволяет смещать с должности неквалифицированных лиц. К дисциплинарной ответственности привлекает та квалификационная коллегия, к которой отнесён вопрос о прекращение полномочий судьи. Постановление КС РФ № 4-П от 28 февраля 2008 года. В этом постановлении КС РФ признаёт существование Председателя суда соответствующим Конституции РФ.

Неприкосновенность и безопасность судей.(Ст. 122 Конституции РФ; ФЗ «О статусе судей» ст. 16).

 

1. Неприкосновенность состоит из личной неприкосновенности, неприкосновенности жилых и служебных помещений, транспортных средств, жилых и служебных помещений, багажа, имущества (ст. 16 ч. 1 «О статусе судей»). Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ст. 16 п. 5 абзац 2 «О статусе судей»).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

3. Специальный порядок возбуждения уголовного дела против судьи (ст. 16 п. 3). Квалификационная коллегия судей даёт согласие на основании заключения коллегии о наличии в действиях судьи состава преступления. Постановление КС РФ от 7 марта 1996 № 6-П: судейская неприкосновенность – исключение из принципа равенства. Это не личная привилегия, а средство защиты правосудия, публичных интересов. Отказ квалификационной коллегии о вынесение решения привлекать судью к ответственности может быть обжалован в суд.

4. Специальный порядок привлечения к административной ответственности (ст. 16 п. 4 «О статусе судей»). Судьи выступили против введения административной ответственности. Привлечение к административной ответственности подрывает статус судьи.

5. Особый порядок привлечения к такой мере пресечения, как заключение под стражу (Ст. 16 п.5, п. 6 «О статусе судей»). п.7 устанавливает порядок совершения следственных действий по отношению к судье, п. 8 определяет чем должна руководствоваться судебная коллегия судей. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (ст. 16 п. 8 «О статусе судей»). п. 10, 12 устанавливают, что решения квалификационной коллегии могут быть обжалованы в суд.

4.Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов. Достаточно количество судей, адекватная заработная плата, материально-организационное обеспечение деятельности судьи.

5.Освобождение судьи отчитываться перед органом, его назначившим.

 

5.2.2 Субъективная беспристрастность (личностный аспект) – отсутствие предубеждений при рассмотрение судьей конкретного дела, вызванных приверженностью каким-либо идеям, членствам в каких-либо организациях, личными или семейными привязанностями, иной заинтересованностью.

Законодательные гарантии субъективной беспристрастности:

ФЗ «О статусе судей».

«2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;».

 

5.3 Принцип обеспечения свободного доступа к правосудию.

Сущность этого принципа заключается в отсутствие чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.

Законодательное воплощение:

Ст. 46 Конституции РФ

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Элементы данного принципа:

1.субъектный элемент (кто имеет право на доступ к суду);

2.компетенционный элемент (какова компетенция суда, раскрывается в предметном аспекте – суд рассматривает всё, что имеет правовое значение) В соответствии со статьями 2, 18 Конституции РФ права человека ограничивают компетенцию суда;

А) территориальный аспект:

- определение территории, на которую распространяется судебная власть.

- достаточное количество судов.

- удобное расположение судов (пандусы для инвалидов, места для парковок транспорта и др.).

Б) временной аспект

- нет периода времени, когда бы суды не работали.

- разумный срок рассмотрения дела (ст. 6 «Конвенция о защите прав человека и основных свобод)).

3.институциональный элемент (правило ординарного суда и должного судьи). Конституция запрещает создание чрезвычайных судов. «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (Ст. 47 Конституции РФ) - правило должного судьи.

4.финансовый аспект доступности (разумные размеры государственных пошлин и прочих судебных расходов, разумные ставки адвокатских гонораров либо бесплатная юридическая помощь). «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48 Конституции РФ)

5.процессуальный элемент (состязательность судебной процедуры). «3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (ст. 123 Конституции РФ). Состязательность есть такая форма организации судопроизводства, для которой характерны строгое расчленение функций обвинения, защиты и разрешения дела между прокурором (частным обвинителем), обвиняемым (защитником) и судом, а также процессуальное равноправие сторон обвинения и защиты и разбирательство дела путём полемики сторон перед независимым и беспристрастным судом. Суд не ищет преступника, суд не борется с преступностью, не раскрывает преступления – это функции стороны обвинения. Судьи не должны задавать вопросы ни обвинительного, ни оправдательного характера, чтобы никто не мог заподозрить их в симпатиях к прокурору или обвиняемому, отсюда следует пассивность суда в процессе (пассивность лишь в собирании доказательств, ходом процесса суд руководит активно). Современные представления о состязательности были сформированы под влиянием постановлений КС РФ (советский процесс не был состязательным, он был следственным; следственность – антипод состязательности, в таком процессе суд собирает доказательства не ограничиваясь теми, которые дают стороны процесса). В советский период процесс носил следственный характер. Это подтверждают следующие положения в УПК РСФСР: «если прокурор отказался от обвинения, суд всё равно продолжает преследование». Конституционный суд РФ своим постановлением признал неконституционным продолжение судебного разбирательства при отказе прокурора от обвинения. В советский период суд имел право сам возбуждать уголовные дела. Постановлением КС РФ от 14 января 2000г. данная норма была признана неконституционной. В соответствии с современно УПК (ст. 226)(?) «участие обвинителя в уголовном заседании обязательно». Стадия предварительного расследования не носит состязательного характера. Следствие собирает доказательства вины, а защита на предварительном следствие лишена возможности собирать доказательства. Данное состояние дел основано на презумпции невиновности, который делает ненужным собирание доказательств невиновности. Апофеозом состязательности является суд присяжных. Объективность присяжных: 1. присяжные должны быть избавлены от различного рода предубеждений (отводы доказательств проходят без присяжных).Чисто состязательного процесса не существует. Современный процесс – это процесс состязательный, но с элементами следственности (смешанный процесс), в нём присутствуют элементы активности суда.

 

Принцип публичности уголовного преследования и его антипод – принцип диспозитивности гражданского процесса.

Принцип публичности уголовного процесса состоит в обязанности дознавателя, следователя, прокурора возбуждать и поддерживать уголовное преследование при наличии к тому оснований.

Принцип диспозитивности – основополагающее начало, состоящие в том, что возбуждение и поддержание гражданского дела в суде есть не обязанность, а дело свободного волеизъявления заинтересованных лиц. Гражданский процесс есть сфера господства сторон (ограниченная властью суда).

Различают три вида уголовных дел: дела публичного обвинения (90%), дела частно-публичного обвинения, дела частного обвинения. Дела публичного обвинения возбуждаются независимо от просьбы потерпевшего. Дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются по просьбе потерпевшего. При этом, дела частного обвинения могут быть окончены примирением потерпевшего с обвиняемым. Дела частно-публичного обвинения по общему правилу не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Дела частного обвинения: клевета, оскорбление, нанесение побоев. Дела частного обвинения представляют собой пример диспозитивности в уголовном процессе. Дела частно-публичного обвинения: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, нарушение тайны переписки, нарушение неприкосновенности жилища. Возбуждаются по заявлению потерпевшего, далее ведуться от лица публичной власти. Обвиняемый, подсудимый, согласный с обвинением может согласится на рассмотрения дела без рассмотрения доказательств, причём приговор не может предусматривать срок превышающий две трети по санкции соотв. статьи. Существуют элементы публичности в диспозитивном гражданском процессе. Например, право прокурора предъявлять иск для защиты гражданина даже без его просьбы.

Презумпция – общее правило отображающее устойчивые, неоднократно наблюдаемые связи между фактами, событиями, явлениями, состояниями, свойствами. Применение презумпции состоит в том, что при наличии (установление) одного из фактов делается вывод о существовании другого факта. Последний выводится из первого, т.е. презюмируется.

Правовая презумпция – закрепленное в законе правило, предполагающее наличие или отсутствие фактов до представления доказательств противного или запрещающее предъявлять подобные факты. Неопровергаемая презумпция – возраст наступления уголовной ответственности (до достижения 14 лет лицо не способно сознавать общественный характер своих действий).

Содержание презумпции невиновности: ст. 49 Конституции РФ «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. (презумпция, п. 2 и 3 – следствия из презумпции) 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Опровергается не презумпция как таковая, а опровергается её применение к конкретному случаю. Правовые презумпции не всегда являются обобщением опыта человеческого общества (99 обвинительных приговоров из 100 при наличии презумпции невиновности). Правовая презумпция может быть закреплена в гуманистических, демократических и иных подобных целях.

Впервые презумпция невиновности появляется в 1789 году в «Декларации прав человека и гражданина» (Великая французская революция). В современных условиях закреплена в «Всеобщая декларация прав человека» (ООН, 1948) и в ст. 49 Конституции РФ

История уголовного процесса знала и другие презумпции: «признание вины – лучшее доказательство», «изобличающих показаний родителя достаточно для признания ребёнка виновным.

Предположение невиновности может быть опровергнуто только в установленном законом порядке. Если данный порядок не был соблюдён, то обвиняемый по-прежнему считается невиновным. Ст. 50 ч. 2 Конституции РФ: «2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» - презумпция недоказанности факта при нарушение порядка собирания доказательств. Презумпция невиновности действует на всех стадиях уголовного процесса. Субъективно следователь, прокурор убеждены в виновности обвиняемого, но относится к нему они обязаны как к невиновному. Презумпция невиновности не только уголовно-процессуальное правило, но и правило общесоциальное. Недоказанная виновность в юридическом отношении приравнивается к доказанной невиновности. Оставить лицо под подозрением нельзя, поэтому после оправдательного приговора необходима полная реабилитация, восстановление всех нарушенных прав. Лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления не должно фигурировать в печати, иных средствах массовой информации, устных выступлениях как несомненный преступник. До вступления приговора в законную силу лицо не может быть лишено трудовых, избирательных и других прав. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, однако он имеет право доказывать свою невиновность. В связи с этим, закон возлагает на следователя как доказательства обвинения, так и доказательства невиновности, смягчающие доказательства.

 

5.7 Принцип гласности.

Нормативное воплощение: В соответствии с Конституцией РФ (ст. 135, ч.1) разбирательство дел во всех судах открытое. 214 УПК, 11 АПК, 10 ГПК – устанавливают открытость рассмотрения дел.

Принцип гласности судебного разбирательства состоит в обеспечение общественного контроля за правосудием. Общество имеет право знать: как осуществляется правосудие, почему так, а не иначе. Гласность является лучшей гарантией от коррупции, волюнтаризма, злоупотреблений властью. Для судебной власти общественный контроль в форме гласности является крайне важным.

Исключения из принципа гласности: несовершеннолетние, государственная тайна, защита частной жизни, и иное. Закрытое разбирательство проводиться: государственная (иная охраняемая) тайна, преступления, совершенные лицами не достигшими 16 лет, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, другие дела, когда гласность может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судопроизводста, когда это необходимо в интересах обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Ограничения гласности в арбитражном процессе допускаются для сохранения коммерческой тайны, а в гражданском процессе для охраны интересов несовершеннолетних, личной тайны, а некоторые категории дел заведомо слушаются в закрытом режиме (дела об усыновлении).

Гласность – право общественности присутствовать при судебном разбирательстве. Гласность включает в себя право:

1. знать какие дела слушаются,

2. доступа в зал суда,

3. на информацию о судебных решениях (Европейская Конвенция: «все судебные решения должны объявляться публично»),

4. доступ к материалам дела. Согласно процессуальному законодательству, знакомиться с материалами делами могут участники процесса. По закону «Об информации […]», открытость информации о деятельности государственных органов включает в себя и доступ к материалам дела, однако в силу коллизии между правовыми нормами, получить доступ к материалам делам могут только участники процесса или лица, получившие соответствующую доверенность.

ФЗ № 149 («Об информации») от 27.07.06 устанавливает «открытость информации о деятельности государственных, свободу поиска и получения информации, неприкосновенность частной жизни». Далее в законе сказано: «каждый имеет право на получение от государственных органов информации непосредственно затрагивающей его права и свободы». Ст. 8: «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов». Государственные органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, а лицо, запрашивающее такую информацию, не должно обосновывать зачем она ему нужна.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.