Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии





Лекция 7 (31.10.97) (наверх)

О Достоевском (0:28)Определение бессознательного точно по Фрейду. Для того чтобы правильно себе его представить имеет смысл вспомнить то, какую структуру сознания построил В.Вундт. Фрейд обращаясь к этой структуре помечает 3 сферы психики: 1) Сознательное (сознание) – это та самая структура, которую имеет ввиду Вундт 2) Предсознательное. Дело в том, что каждый человек имеет богатый прошлый опыт, многое знает и умеет, но всё это в каждый данный момент не осознаётся и это находится перед порогом сознания. Актуально не осознаваемое, но с лёгкостью может быть осознанно по собственному желанию. 3) Бессознательное. Отлично от предсознательного по двум основаниям: это то, что имеет последствия в сознании, присутствует в нём, но причины в принципе этих последствий скрыты от сознания. И Фрейд не находит места бессознательному на модели Вундта.

Фрейд предлагает взглянуть на модель Вундта. Она ему напоминала модель Вселенной по Птолемею – в центре находится Земля, как бы наше собственное Я и вокруг Земли вращаются различные планеты. Коперник совершает революцию в астрономии (Земля не центр Вселенной), Дарвин– в биологии (человек только одна из ветвей), а сам Фрейд отменяет модель Вундта и совершает революцию в психологии. Психика по Фрейду неоднородна, в ней существует одновременно несколько инстанций, психика множественна, личность включает в себя несколько качественно разных инстанций и между ними могут возникать противоречия, которые одновременно могут приводить либо к болезненным симптомам, либо те же самые противоречия (например между Я и Оно) приводят к развитию личности.



По Фрейду нет ничего случайного, всё имеет свои причины (например в раннем детстве). А психоанализ тоже не случаен и имеет причины возникновения? Он возник в столице Австро-Венгрии – Вене. Это была большая европейская империя, которой в скором времени предстояло распасться на части. Ныне такого государства нет. Большая империя - это аналог большой семьи. В империи есть народы-дети, к которым отец относится по разному, но всех их опекает. Психоанализ понадобился для тех, кто уже решился жить самостоятельно без опёки, но пока не умеет этого делать. Может быть, Австро-Венгрия потому устояла, что именно там появился Фрейд.



Примерно так было и с Российской империей, тоже большое государство. У нас в стране был своего рода Фрейд. Это Фёдор Михайлович Достоевский. Он довольно полно и детально описал пациента психоаналитика. Если взять все названия произведений Достоевского и по очереди их прочитать: «Бедные люди» (невротик). Белинскому Достоевский говорит, что есть продолжение у «Бедных людей» - «Двойник» (это как бы второе Я). Белинский обиделся, дальше были «Униженные и оскорбленные» (типичный невротический круг, там постоянно идёт игра «Я тебя унизил и этим ты меня оскорбил»). «Белые ночи» (основной герой - мечтатель, пациент аналитика строит себе воздушные замки). «Записки из подполья» (желание спустится на дно, оказаться в подсознательном). «Преступление и наказание» (вопрос Раскольникова, с которым он идёт как с идеей – это типичная личностная ошибка: «Тварь я дрожащая или право имею?». В этом вопросе нет выбора, ответ: «Ты имеешь право убить старушку именно потому, что ты тварь дрожащая.» Если бы он не встретил девушку Соню, то наказания у него бы не было, он бы не понял - за что наказание). «Игрок» (пациент аналитика постоянно играет в игры и стремится выиграть. Анекдот: в гостинице «Москва» в 40-е годы грузины играют на бильярде. Один проигрывает другому, при этом присутствует третий. Проигравший выходит и покупает лотерейный билет. Третий ему говорит: «Кретин, ты играл с одним и проиграл, а теперь ты хочешь выиграть, играя с целым государством.»). «Идиот» (князь Мышкин – это юродивый, очень тонко чувствует всех людей, у него совершенно иное невротическое переживание[xiv] - выброшенности из природы, он говорит «У всего своей путь, всё знает свой путь, с песнью восходит и с песнью уходит». Один он ничего не знает и не понимает, он выкидыш из природы. Основное переживание пациента аналитика – его природные органы не совершенны). «Подросток» (именно подросток – это пациент психоаналитика, в этом возрасте начинаются проблемы. Готовый к росту, но ещё не взрослый). «Братья Карамазовы» (это хрестоматия по разработке эдипова комплекса, по разработке отношений сына к отцу).



Также у Достоевского в дневнике были новеллы «Маленький герой», «Мальчик у Христа на ёлке» (как бы путь вверх к выздоровлению). А два последних произведения зафиксировали путь вниз: «Бобок» (бессмысленное бормотание, невротик перестаёт понимать себя, собственный язык) и «Сон смешного человека» (это вся жизнь невротика, это скорее не жизнь а сон). Пропустил одно произведение, значит оно важно. В «Бесах» Достоевский предсказал историю России в ХХ в. Бесы – это кучкующиеся группы людей, это грубейшие пациенты психоаналитика. Относиться к ним надо очень спокойно. Например это патриоты, которые считают что именно им позволено любить Родину. Достоевский показал, что это не только бедные, но и больные люди.

Пятый вопрос. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности[xv] (0:34).

В психологии есть разные предметы. Какой основной и как развивалась психология в России? Предметы – сознание, поведение, бессознательное и др. Правильный вопрос не «Кто прав?», а «Каковы правила современной психологии?» Основной принцип сформулировал С.Л.Рубинштейн.

Несколько важных примеров. Фрейд помимо прочего даёт новое понимание объективности. Объективным следует считать такие сознательные психические представления, которые включены в жизнь (практику, деятельность, бытие) и необходимы для её осуществления. Иными словами имеются явления, необходимые для жизни, для практики. Обращаемся не только к психологии.

Основатель современной социологии – Эмиль Дюркгейм. Его имя можно поставить рядом с Фрейдом. Социология до Дюркгейма определяла общество как совокупность индивидов, а конкретное общественное представление (скажем, коллективное представление о культуре письма, юридическую практику, моральные нормы) есть ∑ индивидуальных. Договорились как будут писать и т.д. и стали жить по этим правилам. Ничего подобного. Дюркгейм показывает, что в основе жизни общества лежит противопоставление другому обществу, сравнение себя с другим человеком. Поэтому после него общество определяется как совокупность взаимодействий между людьми. Один человек не может быть единицей анализа общества, это обязательно два взаимодействующих человека. Коллективное представление (социальный факт) существует независимо от индивидов. Социальный факт присвоен каждым индивидом, он сверху навязан и должен быть присвоен с необходимостью.

Пример. Дюркгейм и последователи анализируют первобытные общества (экономически отсталые, например на островах Тихого океана, в джунглях Латинской Америки и т.д., перво+бытные люди, туземцы, архаичные общества), в которых есть важное коллективное представление – тотемизм (буквально – отождествление себя с животным, с фантастическим). Дюркгейм догадался откуда это происходит и зачем нужно. Например, европеец приезжает в далёкую страну, встречает туземца, который говорит о себе «Я – красный попугай». Европейца это приводит в гнев, потому что невозможно быть красным попугаем. Европеец пытается как-то донести это до сознания туземца. «А, наверное, ты обвесил себя перьями, ты похож на красного попугая, ты как попугай.» Туземец предлагает узнать всё у жреца. Дюркгейм догадался, что туземец говорит просто, что он член своего общества. Он представляется европейцу, красный попугай – это символ племени. Отождествление не с птицей, а со своим обществом. Дюркгейм открыл тот же факт что и Фрейд: для того чтобы понять психическое сознательное представление, надо рассмотреть его роль в жизни. Один из продолжателей учения Дюркгейма – это К.Леви-Стросс. Он смотрит, есть ли сегодня у человека какие-то элементы тотемизма. Во время первой мировой в США набрали добровольцев на войну. Дивизию назвали «радуга». Когда местные жители окликали их «Кто ты такой?» они показывали на нашивки с радугой. Когда дивизия стала участвовать в боях в ней возникло поверие, что успех боя будет зависеть от появления радуги после дождя.

Всё, что мы говорили может быть подытожено такой фразой. Карл Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание.» Совместно с Энгельсом пишет не сознание определяет жизнь, а наоборот, жизнь определяет сознание. Маркс советует не прислушиваться к идеологу, а смотреть на его экономические интересы. Фрейд советует не слушать невротика, а анализировать его симптоматику, за которой лежат более глубокие причины. Сходство между Марксом и Фрейдом в том, что нужно анализировать жизненный материал, но есть и различия.

Иллюстрация к тезису «бытие определяет сознание». Иллюзия Мюллера-Лайера. Отрезок со стрелками вовнутрь кажется длиннее, чем отрезок со стрелками наружу. Это происходит, потому что мы живём в мире прямых углов. Жителям деревень с округлыми хижинами так не кажется. По законам линейной перспективы отрезок вовне – удаляется, а отрезок вовнутрь – приближается. Наше прямоугольное окружение определяет особенности нашего восприятия. Пример 2. Касается предметности восприятия. Мы видим не отдельные абстрактные фигуры на фоне, мы видим вещи. Чтобы изучать предметность нужно резко изменить условия наблюдения. Например, надеть прибор. Псевдоскоп меняет местами, то что далеко становится близким и наоборот. Можно себе представить что самая высокая точка окажется самой низкой. Тоже самое произойдет с бумажным конусом, который стоит на столе. В какой-то момент через псевдоскоп видим воронку. Соблюдаются условия предметного правдоподобия. Поставили стеклянный стакан, гладкостенный прозрачный. Через какое-то время испытуемый видит перевернутый стакан. А если налить воды, то переворот неправдоподобен и стакан переворачивается, но в нём не вода, а оказывается желе, которое не выпадет. Наконец, поставим перед псевдоскопом кукольную головку лицевую часть. Вывернется кукольное лицо или нет. Редко, но бывает. И никогда не перевернется по перспективе реальное человеческое лицо.

Обобщения. Рубинштейн в опоре на Маркса в середине 30-х г. предлагает принцип единства сознания и деятельности. Аспект 1: сознание впервые возникает или порождается в деятельности. Аспект 2: сознание это часть бытия. Сложившееся сознание становится необходимым для функционирования деятельности.

Определение психологии Леонтьева из 3 издания БЭС. Психология – это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и в поведении животных. Психика порождается в деятельности и функционирует в ней.

Имя философа, сопровождавшего нас М.К.Мамардашвили.

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.