Классификация методов психодиагностики
Особенности постановки психологического диагноза.
Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).
Особенности:
1)Целостный, комплексный подход к сбору и анализу информации о клиенте. Необходимость получения максимально полной информации о личности клиента; 2)Феноменологическая ориентация. Важность учета как объективных проявления психического, так и субъективные переживания клиента, учет особенностей его феноменологии; 3)Процессуальный характер. Ориентация при психологической диагностике не только на ее конечный результат, но и на процесс. Диагностика процесса (качества контакта между психологом и клиентом) является важным аспектом получения психологической информации о клиенте;
4)Структурно-функциональный характер диагностики и диагноза. При осуществлении психологической диагностики необходимо ориентироваться не только на выделение структурных компонентов личности клиента, но и на особенности ее функционирования; 5)Контекстуальность психологической диагностики и диагноза. Анализ личности клиента необходимо производить в непосредственно связи с ее жизнедеятельностью, в контексте его индивидуальной истории.
Сущность психологической задачи.
Психологические задачи – задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.
Психологическая задача характеризуется особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психологической задачи выделяются цель, условия и проблемная ситуация.
Целью психологической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.
Специфика условий состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.
Проблемная ситуация – ситуация, возникающая при соотнесении условий психологической задачи с ее целью и характеризующаяся неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.
В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:
· установление диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);
· постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;
· прогноз дальнейшего развития объекта обследования;
· определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.
9. Этапы психодиагностического процесса
Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу
Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:
- принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);-постановказадачи исследования, выбор методик;
- сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;
- обработка и интерпретация данных;
- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;
- уточнениегипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;
- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.
Типы данных психодиагностики.
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:
1) L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.
2) Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:
- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);
- мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»).
3) T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.
По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
- тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.);
- тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);
- тесты на восприятие;
- опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);
- мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);
- эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);
- проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;
- ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);
- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
- физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);
- физические тесты (антропометрические);
- случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).
Этический кодекс психодиагноста.
Этический кодекс психодиагноста:
• Создание для изучаемой личности состояния психологического комфорта в процессе обследования.
• Сохранение тайны общения.
• Использование психологической информации в интересах обследуемой личности.
• Сочетание диагностических задач с формирующими.
• В исследовании идти от задачи распознавания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.
• Одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, недостаточно для полного изучения личности. Необходимо сочетание ряда методик и методов.
Этические требования распространяются не только на принципы и методы работы психодиагноста, но и на его личностные свойства и профессиональные качества.
Принципы
1. Благополучие
2. Безопасность
3. Ответственность
4. Следование моральным, правовым, ценностным требованиям общества
5. Корректность и сдержанность
6. Конфиденциальность, гарантия сохранности информации об индивиде
7. Доверительные отношения с обследуемым
8. Качество используемых методик
9. Адресность психодиагностического заключения
10. Полезность заключения
Эти принципы закреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов
Классификация методов психодиагностики
Методы психодиагностики принято классифицировать по трем основаниям:
1.По предмету психодиагностики (классам диагностируемых психических свойства) принято различать следующие группы методик:
1) методики на диагностику свойств темперамента человека (свойств, тесно связанных с психофизиологическими особенностями функционирования центральной нервной системы человека),
2) методики на свойства характера (прижизненно приобретенные универсальные тактики и стратегии поведения),
3) методики на свойства мотивационно-потребностной сферы (на выявление направленности личности).
4) методики на общие интеллектуальные способности (связанные с темпом выполнения умственных операций, с уровнем обучаемости новым знаниям и умениям),
5) методики, связанные с частными, модально-специфическими способностями (например, звуковысотный, или музыкальный слух),
6) методики, направленные на прижизненно- формируемые специальные способности, важные для определенных профессий (тут часто говорят о тестах достижений, а последнее время – о тестах на специальные компетенции),
7) методики на диагностику функциональных состояний,
8) методики на диагностику эмоциональных состояний,
9) методику на диагностику особенностей сознания, самосознания и самооценки личности,
10) методику на диагностику социальных установок (в отношении определенных макросоциальных явлений),
11) методики на диагностику частных межличностных отношений в рамках его микросоциального окружения.
2.По операционально-технологическим признакам (по используемым методическим приемам):
1) приборную регистрацию психофизиологических показателей (например, полиграф),
2) объективные поведенческие методики (частный случай – компьютерные имитации реального поведения с автоматизированной фиксацией полного протокола всех игровых действий),
3) объективные тесты (такие серии из отдельных задач, которые предполагают формально-заданный правильный ответ),
4) тест-опросники (серия вопросов с заданным набором ответов, среди которых нет однозначно-правильных),
5) методики шкалирования стимульных объектов (графические, числовые, парных сравнений, ранжирования и т.п.),
6) проективные методики,
7) контент-анализ текстов,
8) методики стандартизированного наблюдения (поисковое наблюдение, как правило, решает задачу подготовки основы для последующего стандартизированного наблюдения – по заданной системе признаков и категорий событий),
9) методики беседы (разнообразные техники свободного и стандартизированного интервью),
10) методики групповой игры (включая ролевые игры, психодраматические упражнения с группой и т.п.),
11) метод обучающего эксперимента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|