Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика современных методов обучения.





МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Классификация методов обучения.

2. Характеристика современных методов обучения.

3. Классификация форм обучения.

4. Средства обучения.

Классификация методов обучения.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, позволяющий решать дидактические задачи. Метод включает в себя приемы обучения (например, убеждение, внушение – это приемы словесных методов обучения).

В современной дидактике существует несколько классификаций методов обучения (классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, М.А. Данилова и Б.П. Есипова). Наиболее популярной является классификация советского дидакта Ю.К. Бабанского, которую современные исследователи дополняют новыми методами обучения. Рассмотрим эту классификации.

Классификация методов обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и организации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и оценивания учебно-познавательной деятельности
1.Словесные методы: - лекция, - беседа, - рассказ, - объяснение, - требование. 2. Наглядные методы: - демонстрация опыта, - показ учебного видео, - использование средств наглядности. 3. Методы практической деятельности : - самост. выполнение опыта, - упражнение, - практические задания. 4. Методы с использованием компьютеров: - методы программированного обучения (линейного, разветвленного, смешанного) 1.Методы проблемного обучения: - проблемное изложение, - частично-поисковый или эвристический метод, - исследовательский метод. 2. Активные и интерактивные методы обучения: - учебная дискуссия, - учебная конференция, - мозговой штурм, - синектика, - дидактическая игра, - анализ конкретных ситуаций (кейс-метод). 3.Организационно-деятельностные методы: - метод проектов, - подготовка портфолио. 4.Методы эмоционально-художественного воздействия: - экспонирование художественных произведений, - образовательные экскурсии, - художественное моделирование, - творческие задания. 5. Суггестивные методы и методы ускоренного обучения: - обучение во сне, - обучение в гипнозе, - метод модельного мышления, - метод обучения с использованием гипермнезии. 1. Методы контроля: - письменный контроль (контрольная работа, диктант и др.), - устный контроль (опрос), - диагностический контроль (пед. тестирование), - практический контроль . 2. Методы оценивания: - качественная (вербальная) оценка: похвала, поощрение, порицание, осуждение - количественная оценка: бальная, рейтинговая

 





Характеристика современных методов обучения.

Проблемное обучение. Это метод обучения, основанный на создании и решении проблемных ситуаций. В отличие от учебных задач, учебная проблема создает интеллектуальное затруднение у обучающихся, когда имеющихся знаний недостаточно и нужно активизировать информацию, находящуюся в «пассиве», привлечь сведения из других дисциплин. Данный метод был предложен в н. XX века американским ученым Дж. Дьюи. Разновидности метода: проблемное изложение (используется преподавателем при объяснении нового учебного материала), частично-поисковый метод (преподаватель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся разрешить проблему), исследовательский (учащиеся самостоятельно решают проблему).

Дискуссия (учебная)– свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, научной проблемы. Дискуссия может проводиться в разных формах: в виде «круглого стола», как заседание экспертной группы, как проведение форума, симпозиума, судебного заседания, как организация дебатов и т.п. Часто используется так называемая техника «аквариума», когда проблема вначале обсуждается в микрогруппах, а затем представители от каждой микрогруппы собираются в центре аудитории, высказывают и отстаивают позицию своей группы.



Мозговой штурм (мозговая атака)– метод решения учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей. На первом этапе осуществляется сбор идей, при этом не учитывается их авторство и запрещается всякая критика, даже косвенная. На втором этапе проводится оценка идей по различным критериям (с точки зрения эффективности, экономичности, оригинальности и т.п.). Данный метод предложил в 1953 г. американский психолог А. Осборн.

Синектика(с греч. «syn» – вместе) – метод решения учебных проблем творческого характера на основе применения аналогии, когда рассматриваемый объект сравнивают с аналогичным объектом из других областей, например, из живой природы или техники. Используются разные виды аналогии – прямая, символическая, персонифицированная, фантастическая. Данный метод разработал в 50-е гг. XX века американский ученый У. Гордон.

Дидактическая игра – самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в рамках конкретных правил и условий, направленная на усвоение учебной информации, принятие решений в проблемных ситуациях. Среди множества разновидностей дидактических игр в учебных заведениях чаще всего используются социально-ролевые и деловые игры, в которых имитируется профессиональная деятельность. В основе социально-ролевых игр - коммуникативное взаимодействие руководителей, специалистов, клиентов, покупателей и т.д., в основе деловых игр – коллективное решение профессиональных проблем.

Кейс-метод (кейс-стади)– обучение на основе реальных ситуаций. Метод впервые был использован в 20-е годы XX века в Гарвардской школе бизнеса. Под «кейсом» понимают письменное описание какой-то конкретной ситуации, например, производственной, которую учащиеся решают с точки зрения определенного должностного лица. Для этого им необходимо проанализировать обстоятельства, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Учащиеся могут работать как индивидуально (выполнение контрольной работы, домашнего задания), так и в микрогруппах на практическом занятии.

Проектный метод.Учебный проект – это индивидуальное или коллективное выполнение микрогруппой какой-либо учебной проблемы практикоориентированной направленности, с последующим представлением и публичной защитой полученных результатов. Большой вклад в разработку данного метода внесли в н. XX века американские ученые Д. Дьюи и У. Килпатрик. В ходе осуществления проекта учащиеся распределяют между собой обязанности, составляют план и программу совместной деятельности, регулярно обмениваются полученными результатами, корректируют дальнейшие шаги, готовят отчет о проведенной работе, организуют презентацию.

Портфолио - совокупность учебных, творческих, профессиональных достижений учащегося, их оформление и презентация. Портфолио представляет собой не просто папку ученических работ, в которой собраны контрольные, домашние работы, тесты, рефераты, эссе, схемы проектов и т.п., а спланированную заранее индивидуальную подборку достижений, отражающих профессионально-личностное развитие учащегося. В последние годы популярность приобретает электронная версия, или веб-портфолио, часто представленная как личная страница в Интернете.

Тренинговые (психологические) методыпредставляют собой совокупность активных методов психологического обучения, направленных на формирование у обучающихся социально-коммуникативных навыков, развитие конкретных способностей (интеллектуальных, творческих, сензитивных и т.п.), а также способствующих личностному самопознанию и саморазвитию. В рамках психологического тренинга широко используются игры, обучающие диалоги, дискуссии, индивидуальные и групповые упражнения, рефлексивные методики.

Методы взаимообучения («обучения сообща») – работа учащихся в парах или микрогруппах, при которой каждый участник изучает свою часть учебного текста, а потом излагает его таким образом, чтобы слушатели хорошо уяснили суть вопроса. Данные методы не только позволяют глубоко усвоить учебный материал, но и формируют умения учащихся четко, логично, доступно излагать материал и отвечать на вопросы по теме. Наибольшее распространение получили методики, разработанные американскими специалистами (Э. Аронсон, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Д. Дансеро, Р. Славин) «Чтение и суммирование прочитанного в парах», «Кубик», «Зигзаг».

В отечественной педагогической практике данные методики используются ограниченно, хотя давно известно, что лучше всего материал усваивается, когда учащийся начинает обучать других. Американские педагоги предложили несколько вариантов методики «обучения сообща» («Чтение и суммирование прочитанного в парах», «Кубик», «Зигзаг» и др.), смысл которых – в организации обмена новой информацией между обучающимися, в развитии их способности передавать знание и на основе совместного обсуждения проблемы глубже понимать ее.

 

1. Методика «Чтение и суммирование прочитанного в парах». Она эффективна при работе с информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий.

Технология работы.

Подготовительный этап: преподаватель ставит дидактическую цель, уточняет, что аудитории известно по этой теме, фиксирует на доске те вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, изучая материал.

I этап: чтение и усвоение прочитанного. Учащиеся разбиваются на пары. Каждый получает учебный текст, который нужно изучить (учебники, раздаточный материал). Этот текст условно делится на две равные части №1 и №2. После того, как оба прочли отрывок №1, один из пары (докладчик) рассказывает другому содержание текста. Второй (корреспондент) задает уточняющие вопросы и вопросы, на осмысление которых ориентировал преподаватель в начале занятия. Далее читается текстовая часть №2, при ее обсуждении учащиеся меняются ролями.

II этап: обобщение материала. Оно может проходить в двух формах: устной (беседа, дискуссия по теме) и письменной (составление кластера, денотатного графа, сравнительной, концептуальной таблицы, структурно-логической схемы). При желании можно провести презентацию графического оформления материала на демонстрационном листе.

 

Методика «Кубик».

От предыдущей она отличается тем, что обучающиеся работают не в парах, а в микрогруппах (по 4 человека), при этом каждый изучает свой фрагмент текста, с которым потом знакомит других участников четверки.

На подготовительном этапе преподаватель ориентирует учащихся, на какие вопросы при изучении темы следует обратить особое внимание.

На I этапе (чтения и усвоения прочитанного) каждый обучающийся изучает свою часть текста. Для этого в тексте выделяется 4 «законченных» смысловых раздела. Потом по очереди идет изложение материала: каждый участник микрогруппы старается понятно и логично изложить свою часть материала. Слушатели, которые воспринимают информацию впервые, активно задают вопросы, углубляющие понимание темы. Таким образом, на занятии каждый побывает как в роли преподавателя, так и в роли обучаемого.

На II этапе (обобщения материала) организуется либо групповое обсуждение информации по предложенным преподавателем вопросам, либо письменное (графическое) представление изученного материала в виде схем, рисунков, таблиц.

На III этапе в микрогруппах выбираются участники, которым роль докладчика удалась лучше других, то есть они сумели лаконично, доходчиво, интересно изложить материал, который остальные хорошо поняли.

 

Методика «Зигзаг».

Ее специфика заключается в особой организации познавательной деятельности обучающихся в аудитории, которые будут работать вначале в «экспертной», а потом в «кооперативной» группах.

На подготовительном этапе преподаватель формулирует дидактическую цель и фиксирует на доске те вопросы, на которые обучающиеся должны обратить внимание при изучении темы.

На I этапе обучающиеся разбиваются на микрогруппы (4 группы по 4 человека, или 5 групп по 5 человек, то есть в группах должно быть столько же человек, сколько самих групп; если это невозможно, лучше, чтобы в группе были «лишние» люди, чем не хватало хотя бы одного). Учебный текст разбивается на части, равные количеству микрогрупп. Каждая группа (они называются экспертными) получает свою часть текста, который участники (эксперты) изучают индивидуально, работая с раздаточным материалом. Задача экспертов по конкретной теме – изучить материал таким образом, чтобы доступно объяснить его участникам других микрогрупп.

На II этапе участники каждой микрогруппы рассчитываются по номерам (от 1 до 4 или 5) и образуют новые, т. н. кооперативные группы: первых, вторых, третьих и т. д. номеров. В кооперативных группах обучающиеся по очереди знакомят других участников со своей частью текста. Полученная слушателями информация оформляется в виде краткого конспекта, структурно-логической схемы, обобщающей или сравнительной таблицы.

На III этапе обучающиеся возвращаются из кооперативных в экспертные группы. Здесь они, во-первых, заканчивают фиксацию результатов усвоения нового материала в конспекте, схеме или таблице, во-вторых, готовятся к групповому обсуждению изучаемой темы.

На IV этапе тема, освоенная учащимися в ходе совместного изучения, обсуждается по вопросам, сформулированным преподавателем в начале занятия

 

Формы обучения.

Форма обучения – это формальная характеристика учебного процесса, она связана с местом, временем проведения занятия, его структурой (сценарием), количеством учащихся.

В дидактике выделяют формы обучения и формы организации обучения.

1) Формы обучения (к ним относится сочетание различных форм обучения, которое, по сути, позволяет говорить о разных системах обучения):

- очное,

- заочное,

- очно-заочное (вечернее),

- корреспондентское,

- дистанционное,

- домашнее обучение,

- экстернат.

2) Формы организации обучения:

- формы организации теоретического обучения: урок, лекция, семинар, консультация;

- формы организации практического обучения: производственный урок, практическая работа, лабораторная работа, производственный практикум;

- формы организации самостоятельной работы: работа с литературой, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, работа над проектом;

- формы контроля и оценивания: экзамен, зачет, коллоквиум, промежуточная аттестация.

3) Формы обучения выделяются также по видам взаимодействия преподавателя и учащихся:

- фронтальное,

- групповое,

- парное,

- индивидуальное обучение.

 

Средства обучения.

Средства обучения – это материальные объекты и предметы, используемые в качестве носителей учебной информации, а также все приспособления, сооружения, обеспечивающие учебный процесс. К ним относятся:

1) Учебно-производственные средства: здания, кабинеты, лаборатории, мастерские, их оборудование.

2) Технические средства обучения:

- экранно-звуковые : интерактивная презентация, слайды, аудио-, видеозаписи, радио-, телепередачи и др.;

- электронно-вычислительные: компьютеры, ресурсы Интернет, мультимедиасистемы.

3) Графические, знаковые средства обучения (раздаточные, демонстрационные): учебники, учебно-методические пособия, дидактические материалы, карты, плакаты, схемы, таблицы, рисунки и др. иллюстративный материал.

4) Учебные модели: макеты, муляжи, чучела и др.

5) Натуральные объекты: образцы и коллекции разных предметов, материалов, инструментов, растений (гербарий0 и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.