Цели формулирования миссии
Зав. Кафедрой
Мининок Я.В.
ТЕМА 3. Основы бизнес – моделирования.
Лекция № 6
Тема: Миссия, цели и тактика в формировании бизнес-моделей.
(2 часа)
( 4 курс очное отделение )
Вступление лекции: 5 мин.
Цель лекции: Рассмотрение миссии компании её цели и формы принятия решений.
Вопросы:
Миссия как своеобразная мера устремлений компании.
Этапы и способы установления целей компании .
Формы принятия решений.
Термины и понятия: миссия,факторы выработки миссии и элементы,цели компании,управленческое решение,коллегиальное решение.
.
Введение лекции – 5 минут (связь с предыдущей темой);
Вывод лекции – 10 минут (подвести итоги).
В 1 Миссия как своеобразная мера устремлений компании.
Любая организация может успешно функционировать в конкурентной среде, если она имеет строго очерченные ориентиры, направления действия, знает, куда она движется, чего хочет добиться в своей деятельности.
Организация – это объединение людей, преследующих определенные цели, поэтому в деятельности организации присутствует определенное целевое начало.
Любая организация имеет с самого начала своего существования определенную целевую ориентацию. Во-первых, организации создаются для того, чтобы с их помощью решать определенные проблемы. Во-вторых, внешнее окружение придает организации определенную направленность и развивает целевое начало деятельности организации.
Организация сама по себе не имеет и не может иметь целей. Цели имеют отдельные люди, которые пытаются с помощью организации достичь этих целей. При этом возникает ситуация, когда цели отдельных людей обычно находятся в противоречии с целями других. Именно это противоречие разрешает менеджмент путем установления целевых ориентиров организации.
Отсюда вполне правомерен вывод, что ключевой ролью менеджмента является поиск и установление равнодействующей целевых ориентиров различных людей или групп людей, решающих свои проблемы посредством взаимодействия с организацией. Если менеджменту удается ориентировать организацию так, что достижение целей организации позволяет отдельным людям и группам людей достигать своих целей, то можно сказать, что менеджмент ведет организацию в правильном направлении. Если же противоречия не разрешаются в правильном направлении, то значит менеджмент не справляется со своей задачей.
Миссия организации. Миссия организации в самом общем идее состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, а также тех, кто воспринимает организацию извне. Более того. Миссия позволяет подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации.
Филисофия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации редко меняется. Но миссия может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильное понимание миссии крайне важно, т.к., наряду с тем, что имеет общий философский смысл, несет в себе нечто общее, характеризующее именно ту организацию, в которой она была выработана.
Носители интересов
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение интересов различных групп людей, связанных с деятельностью организации Основные группы людей, чьи интересы оказываю влияние на деятельность организации, следующие:
- Собственники организации;
- Сотрудники организации;
- Покупатели продукта;
- Деловые партнеры организации, поставщики;
- Местное сообщество;
- Общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести названных субъектов. Степень проявления интересов субъектов в мисси принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком бизнесе она состоит, где расположена и т.д. Наиболее устойчивое, сильное и специфическое влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетании интернов этих трех групп людей.
Факторы выработки миссии
Миссия должна вырабатываться с учетом пяти факторов:
- История фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
- Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- Состояние среды обитания организации;
- Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- Отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. Для этого миссия организации должна быть расшифрована по следующим элементам:
-Целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремиться организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
-Сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
-Философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
-Возможности oрганизации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются «ноу-хау» и передовая техника.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
Цели формулирования миссии
Следует рассмотреть, для чего формулируется миссия, и что она дает непосредственно для деятельности организации.
Во-первых, миссия дает представление субъектам внешней среды о том, что из себя представляет организация, и к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
- Во-вторых, миссия способствует созданию корпоративного духа внутри организации. Это проявляется в следующем:
-Миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации;
-Миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. В данном случае миссия выступает точкой в их деятельности;
- отправной Миссия способствует установлению определенного климата в организации, через нее до людей доводится философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
В – третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией, так как организация:
-является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации;
-дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;
- расширяет для работника смысл и содержание его деятельности, а, следовательно, позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Миссия не должна указывать на то, что должна делать организация и в какие конкретные сроки. Она задает основные направления движения организации, а также отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Очень важно, чтобы миссия была четко сформулирована, была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, особенно, всем членам непосредственно организации. Миссия обычно вырабатывается высшим руководством. Очень важно, чтобы положения миссии разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии – это не только выработка ее положений, но доведение этих положений до всех сотрудников и принятие ими этих положений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|