Объекты бюджетирования и структура бюджетов
Тема 7. Организация бюджетирования в системе управленческого учета
1. Роль бюджетирования в микроэкономике, категории бюджетирования
2. Объекты бюджетирования и структура бюджетов
3. Технология бюджетирования
Роль бюджетирования в микроэкономике, категории бюджетирования
Бюджетирование является частью системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить эффективность бизнеса.
Бюджетирование является составной частью планирования, в процессе которого происходит постановка целей, выбор экономической политики, стратегии и тактики предприятия. Бюджетирование позволяет перевести все многообразие информации, циркулирующей в компании, в финансовый, денежный формат. Каждое подразделение может формировать свои планы и выражать их с помощью удобных для него технических показателей, таких как объем добычи, выпуска, наличие деталей на складе и т. д. Однако бюджет покажет, как эти планы отдельных подразделений объединяется в финансовый план в целом. Таким образом, в решении проблемы повышения эффективности бизнеса бюджетирование играет ключевую роль, обеспечивая замкнутость управленческого цикла
Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.
Полноценная взаимосвязь управленческого учета и бюджетирования возможна при условии трансляции совокупности структуры учетных объектов в модель бюджетирования. В рамках взаимосвязи управленческого учета и бюджетирования можно охарактеризовать бюджет как финансовый план в денежном выражении, отражающий планируемую величину доходов, расходов и финансовых результатов при условии реализации конкретного объема продукции (работ, услуг), потребления конкретного объема затрат в местах их первичного возникновения, конкретных объемов издержек в рамках каждой функции управления (зоны ответственности).
Бюджетирование представляет собой процесс разработки, исполнения и анализа планов в отношении всех бизнес-процессов организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты по всем уровням управления: носителям затрат, центрам затрат и центрам ответственности. Бюджеты и бюджетирование в совокупности можно представить как бюджетный процесс организации.
На слайде 1 представлена структура бюджетов по уровням управления по принципу «затраты – выпуск».
Взяв за основу структурность объектов системного управленческого учета, модель бюджетирования должна быть представлена теми же параметрами структурности: бюджеты носителей затрат, бюджеты центров затрат, бюджеты центров ответственности.
На слайде 2 представлена бюджетная модель на основе структуры объектов управленческого учета, в которой представлена последовательность формирования бюджетов, исходя из принципа ограничений. Как видно из данных таблицы, бюджет продаж начинается с бюджета продаж носителей затрат, который в дальнейшем целесообразно разложить на его составляющие: бюджеты продаж центров затрат и бюджеты продаж центров ответственности. Согласно смысловой нагрузке, все три бюджета продаж (п. 1.1, 1.2, 1.3) должны быть равны между собой.
Объекты бюджетирования и структура бюджетов
Бюджетный процесс должен быть основан на необходимости структурирования бюджетно-учетной информации в разрезе одной и той же структуры объектов управленческого учёта: носители затрат (товарные группы, виды деятельности), центры затрат, центры финансовой ответственности. Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать в зависимости от степени обобщения, периодичности информации, способов планирования и механизма использования бюджетов.
Пo степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главный (генеральный) и частный бюджеты.
Главный бюджет– охватывает основную деятельность предприятия. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.
По итоговым показателям главного бюджета составляют прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет – часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.
Финансовый бюджет также является частью главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени.
Кроме бюджетов структурных подразделений составляются специальные бюджетыдля отдельных видов деятельности или программ, например бюджет социального развития, бюджет научно-исследовательских работ и т.д.
В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочный бюджет составляется на период до года, среднесрочный – на два-три года, долгосрочный – на 3 года и более. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный – сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный бюджет носит прикидочный характер и детализируется впоследствии с помощью краткосрочных планов и бюджетов.
Бюджет может составляться не только на хозяйственный год, но и в расчете на квартал, месяц, несколько лет (например, в строительстве).
Чем больший интервал охватывает бюджет, тем он менее надежен, особенно в условиях нестабильности и неопределенности. В основном период составления бюджета зависит от особенностей бизнеса, уровня детализации показателей и поставленных перед менеджерами управленческих задач.
По способу планирования бюджеты следует подразделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе с разбивкой по кварталам, месяцам, но может использовать и метод непрерывного планирования, формировать так называемые скользящие бюджеты, когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты исходят из того, что планирование – это не единовременное событие, которое происходит один раз в году, когда составляют бюджет, а непрерывный процесс, при котором руководители должны пересматривать планы с учетом новых обстоятельств.
По механизму использования выделяются статичный, гибкий и специальный бюджеты.
Статичный бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Показатели такого бюджета соответствуют нормальному уровню деятельности предприятия. Статичный бюджет наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема, например в отделах административного управления. Статичные бюджеты могут использоваться для расчета специальных программ, предполагающих некоторую определенность, например для рекламной деятельности. Недостатком статичного бюджета является то, что он имеет ограниченную гибкость, так как предназначен только для одного уровня активности и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности.
Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и соответственно определенные уровни затрат. Гибкий бюджет в наибольшей степени приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями. Он исходит из реальной ситуации, но достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности в сравнительно узком диапазоне. Гибкий бюджет можно использовать как при планировании, так и при анализе производственно-сбытовой деятельности. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе – оценить их фактические результаты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|