|
СПП С ПРИМЕСТОИМЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ.
План
1. Общая характеристика нерасчлененных (одночленных, присловных) СПП.
2. СПП с присловной связью: изъяснительные, присубстантивно-определительные, компаративные.
3. СПП с приместоименной придаточной части: а) местоименно-соотносительные СПП; б) местоименно-союзные.
Литература
1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.
2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.
3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27
1.
В основе построения СПП нерасчлененной структуры лежит принцип присловности: придаточная часть здесь не просто присоединяется к главной части с помощью того или иного союзного средства, но распространяет или замещает в ее составе какое-либо слово (словоформу) или сочетание слов. Иначе говоря, в СПП нерасчлененной структуры придаточная часть прикрепляется к главной части не непосредственно, а через соотношение с каким-либо отдельным ее словом или путем включения в синтаксическую позицию, предназначенную в первую очередь для слова.
В качестве опорного слова выступают глагол, прилагательное, наречие, существительное, компаратив. В организации связи между главной и придаточной частью СПП нередко выступают указательные местоименные слова типа тот, такой: [Я знал о томХо чём?],(что меня ждут).
Вступая в контакт с тем или иным словом в главной части и(или) замещая в ней одну из позиций имени, придаточная часть ведет себя в некотором отношении аналогично зависимому компоненту словосочетания или словоформе в составе предложения. Так, например, существительное дом может присоединять к себе: 1) согласуемое прилагательное: угловой дом; 2) причастный оборот: дом, стоящий на углу; 3) придаточное предложение с согласуемым относительным словом: дом, который стоит на углу. Все три способа распространения слова дом аналогичны по функции: все они определяют данное существительное путём указания на какой-либо его признак.
СПП нерасчлененной структуры образуются посредством двух видов присловной подчинительной связи – союзной и местоимённой. Союзную связь осуществляют асемантические союзы что, как, чтобы, чтобы не, как бы не и союзные частицы. [Ей снитсяХ что?], (будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена)(П.) – средством связи частей СПП выступает союзная частица будто. Союзные частицы – частицы ли, даже, только, лишь, так, ровно, точно, будто, словно, как будто, пусть, пускай, разве, хоть и др., выполняющие, помимо модальных функций, функцию связующих слов в сложных предложениях: [СкажиХ что?], (есть ли у тебя друг) – в этом СПП нерасчлененной структуры с придаточным изъяснительным средством связи главной и придаточной части является союзная частица ли.
Местоимённые (союзные) слова – это 1) местоимения-существительные кто, что; 2) местоимения-прилагательные какой, который, какой, каков, чей; 3) местоимение-числительное сколько; 4) местоименные наречия где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем. В отличие от союзов, они являются членами предложения: [CкажиХ что?], (кто твой друг).Союзная функция местоименного слова базируется на его анафорическом (отсылочно-заместительном) употреблении. Оно либо отсылает к чему-то, уже упоминавшемуся в главной части (Ей подарили цветыХ, которые она любит), либо служит основой для описательного обозначения лица или предмета в главной части: (Кто боится), [пусть с нами не ходит кто?].
По характеру опорных слов и связи СПП нерасчлененной структуры делятся на два типа: присловные и местоименно-соотносительные.
В первом случае придаточные определительные, изъяснительные, компаративные относятся к слову в главной части: [Не понятьХ чего?не ждавшим, им], (как среди огня ожиданием своим ты спасла меня) (К. Симонов). В местоименно-соотносительных СПП придаточная часть относится к местоименному слову в главной части, присоединяется асемантическими союзами и союзными словами. В отличие от присловной, здесь связь коррелятивная, т. е. образуются коррелятивные пары тот…кто, такой…какой, так…как, там…где, туда…куда и др. с общим значением отождествления: (Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не презирать людей…] (А. Пушкин).
2.
ПРИСЛОВНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ЧАСТИ.
СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
Между двумя частями СПП устанавливаются изъяснительные отношения, если слово, находящееся в главной части, обозначает речевую, мыслительную, познавательную, волевую, оценочную деятельность человека: знаю, чувствую, понимаю, думаю, показалось, почудилось, верится и пр. Обычно это глагол, но могут быть и другие части речи с тем же значением: верить, верно, … что; грустить, грустно, … что; удивляться, удивлен, удивительно, … что; убеждаться, убежден, … что;рассказывать,… как;тревожиться, встревожен, встревоженный, тревожно, … как бы не; желать, желательно, … чтобыи т. п.: [Мне показалосьХ что?], (что в тоне его чувствуется какая-то неловкость). Нередки слова категории состояния хорошо, плохо, глупо, приятно, важно, правильно, справедливо: [Хорошо что?], (что обстрелы прекратились).
По семантике опорных слов, таким образом, все изъяснительные СПП можно условно разделить на три группы:
1. СПП со значением реального объекта речи, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, бытия, оценки (говорить, сказать, сообщать, видеть, слышать, слышно, казаться, бывать, случаться, плохо, виноват, молодец: [И было слышноХ что? до рассвета], (как ликовал француз)(Лерм.).
2. СПП со значением ирреальности объекта, желания, волеизъявления, желательности, необходимости, нежелательности, недостоверности (надо, нужно, хотеть, велеть, приказать, требовать, следить, бояться, опасаться, мечтать, стараться, добиваться и пр.). Средствами связи здесь обычно выступают союзы чтобы, чтобы не, как бы не: [Делал он это тайно, боясьХ чего?], (чтобы не заметили другие).
3. СПП с вопросительной придаточной частью, указывающей на объект, который неизвестен или о котором отсутствует достоверная информация. Средством связи нередко выступают союзная частица ли и все вопросительные местоимения (кто, что, чей, который, каков, сколько), местоименные наречия куда, откуда, где и пр.: [Но мне было неясноХ что?], (удалось ли им добраться до дома).[Хотелось бы знатьХчто?], (где находится Артемовск).
Придаточная часть в таких конструкциях напоминает второстепенный член предложения дополнение, отвечая на вопросы косвенных падежей кто? что? кого? чего? кому? чему? о ком? о чём? кем? чем?
Особенности структуры изъяснительных предложений проявляются в косвенной речи– одной из форм передачи чужой речи (не принадлежащей говорящему, а лишь пересказанной им с возможным указанием на цель, источник и ситуацию, в которой она реализовалась). Ср.: Она утверждает: «Я слышала этот шум» (прямая речь). – Она утверждает, что (будто, будто бы) слышала этот шум (косвенная речь).
Главная часть СПП в стилистически нейтральных высказываниях находится в препозиции (в начале предложения). Для разговорной же речи характерна инверсия, т. е. постпозиция главной части: (Что Ноздрев лгун отчаянный), [этобыло известноХ что? всем]. (Г. )
СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСУБСТАНТИВНО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ (АТРИБУТИВНЫМИ)
Присубстантивно-определительные (атрибутивные) придаточные предложения выражают признак предмета, названного в главном предложении, относятся к слову, выраженному именем существительным, и присоединяются к нему с помощью только союзных словкоторый, какой, чей, что, куда, где, когда и др. Например: [ДорогаХ какая?, (которая уходила вдаль), была очень красива]. Эти союзные слова являются членами предложения.
Присубстантивно-определительные придаточные всегда стоят после имени существительного, к которому они относятся.
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные(который, какой, чей) и неосновные(что, где, куда, откуда, когда).
Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.
Например: Деревня,где(в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин).
Мне припомнилась нынче собака,что(которая)была моей юности друг (С. Есенин).
Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою,когда (в который)на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев)
Союзное слово которыйможет находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.
Например: Мы подошли к реке, правый берегкоторойзарос густым колючим кустарником.
Придаточная частьобычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделена от него одним-двумя членами главной части.
Например: Это просто быликрестьянские ребятишкииз соседней деревни,которые стерегли табун.(И. Тургенев.)
Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такойи пр.: В той комнате, где я живу, почти не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому в структуре предложения не является обязательным; придаточное относится к существительному даже при наличии в нем указательного слова.
4.
КОМПАРАТИВНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Это СПП, в главной части которых присутствует форма сравнительной степени (компаратив), выполняющая роль опорного компонента по отношению к придаточной части. В школе они называются сравнительными придаточными. В то же время семантика их намного сложнее. Они могут выражать как сравнительные отношения (Учиться легче, чем работать), так и сопоставительные (Чем чужую кухарку нанимать, пусть лучше своя будет). Во втором случае сопоставляются два действия и состояния с точки зрения предпочтительности одного другому: Чем кумушексчитать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Крылов). Вот сочини-ка стихи на бракосочетание, чем даром-то по комнате бегать (Дост.)
Различаются два типа компаративных СПП: с одним компаративом и с двумя компаративами.
В первом случае придаточное предложение, присоединяемое союзом чем (нежели), относится к прилагательному или наречию сравнительной степени в главной части: [Петя учился лучше], (чем Коля). [Волосы его были гораздо светлее,(чем Даша представляла), ‑ как рожь](А. Толстой). Аналогично ведут себя прилагательные и наречия иной, другой, обратный, иначе, по-иному, по-другому: [На самого Рогожина гостиная Настасьи Филипповны произвела обратное впечатление], (чем на его спутников) (Дост.).
Во втором случае средством связи является двойной союз чем…тем: Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Чех.).
3.
СПП С ПРИМЕСТОИМЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ.
1. МЕСТОИМЕННО-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ СПП
В сложноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа связь между предикативными частями осуществляется с помощью соотношения близких по своим значениям местоимений (соотносительных в главной и относительных в придаточной частях): тот — кто, то — что; такой — какой, таков — каков; так — как, столько — сколько, настолько — насколько. Придаточная часть с относительным местоимением прикрепляется непосредственно к соотносительному местоимению в главной и наполняет его своим содержанием. Поскольку соотносительные слова в данном типе сложноподчиненных предложений сохраняют категориальные значения различных частей речи и соответствующие формы, постольку, наполняя эти местоимения своим содержанием, придаточные части как бы выступают в роли существительных, прилагательных, качественных и количественных наречий, то есть как бы субстантивируются, адъективируются, адвербиализуются. В местоименно-соотносительных предложениях в качестве соотносительных широко употребляются не только указательные, но и определительные, неопределенные и отрицательные местоимения.
В зависимости от категориальной принадлежности соотносительных местоимений и значения, которое получают придаточные части, все предложения этого типа делятся на несколько групп:
1. Сложные предложения с придаточными частями, представленными как существительные, строятся по моделям: а) субстантивированное местоимение тот (или всякий, каждый, всё, никто, кто-то и др.) в главной части + кто в придаточной (для выражения значения лица) и б) субстантивированное местоимение то (или все, ничто, нечто, что-то и др.) в главной части + что в придаточной (для выражения неличного значения). Например:
а) Опрокинули тех, кто уже добрался до берега, кинулись в воду, дрались на середине реки (А. Н. Толстой); Каждый, кто переправляется через Музгу, обязательно посидит у шалаша дяди Васи (Паустовский); б) Но я делал то, что считал необходимым... (Горький).
2. Сложные предложения с придаточными частями, представленными как прилагательные, строятся по следующей модели: такой (или таков) в главной части + какой (или каков) в придаточной, причем такой не является согласованным определением при существительном, а играет роль именной части сказуемого или стоит при сочетании переходного глагола с существительным в винительном падеже, имея форму творительного падежа. Признак, выражаемый в придаточной части, мыслится как качественный, часто с оттенком степени: Каким ты был, таким остался (Исаковский).
3. СПП с придаточными частями со значением меры и степени, с качественно-характеризующим значением (образа действия), с квалифицирующим значением. В роли опорного слова в главной части здесь выступают наречия.
а) [Столько + род.п. существительного в главной части], (сколько …): Тут ты увидишь столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось (Гоголь);
б) [Настолько (так) +слово качественной семантики в главной части], (настолько (как) в придаточной): Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет (Куприн).
В СПП местоименно-соотносительного типа наличие соотносительных слов в главной части является конструктивно-необходимым. Однако в ряде случаев, если формы соотносительного и относительного местоимений совпадают и наблюдается синтаксический параллелизм частей, возможен пропуск первого из них: (Кто ясно мыслит) – [ясно излагает](Горький).
Методическое примечание. В школьном курсе синтаксиса местоименно-соотносительные конструкции как отдельный тип не рассматриваются, а их модели отнесены к тем типам, с которыми они сходны по своим значениям.
1. СПП с конструкциями ТОТ-КТО относятся к СПП с придаточными изъяснительными.
2. СПП с конструкциями ТАКОЙ-КАКОЙ относятся к СПП с придаточными определительными.
3. СПП с конструкциями [столько, настолько, так + слово качественной семантики в главной части], (сколько, насколько, как) в придаточной) характеризуются как придаточные меры и степени(придаточная часть называет меру количества и степень качества того, о чем говорится в главной части).
4.СПП с конструкциями ТАМ-ГДЕ, ТУДА-КУДА, ОТТУДА-ОТКУДА выражают пространственные отношения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся к придаточным места: (Куда вода течет), [туда и щепу несёт]: схема предложения [тамгде именно?], (где…). [Там, (где ветры слизали снег), земля по ночам гулко лопается] (Шолохов): схема предложения [там где именно?, (где…), …].Он выехал оттудаоткуда?, откуда съезжались во двор лошади (А. Толстой).
2. МЕСТОИМЕННО-СОЮЗНЫЕ СПП
В отличие от местоименно-соотносительных СПП в местоименно-союзных СПП связь главной и придаточной частей осуществляется не соотношением указательного и союзного слов, а соотношением указательного слова (местоимения или местоименного наречия) + существительное, прилагательное, наречие или глагол в главной части и союза (что, чтобы, будто, словно, точно) в придаточной: Маша так дружелюбно и крепко стиснула его руку, что сердце у него забилось от радости (Тургенев).
Придаточная часть в этом случае может иметь разные значения.
1. Это может быть значение меры и степени (количественное значение): [Она была настолькодо какой степени? красива], (что никто не пытался за ней ухаживать)(Гранин). И она уходит так до какой степени? быстро, что я не успеваю сказать ей прощай (Чехов). Сейчас не такой в какой мере? мороз, чтобы шубу надевать. До того до какой степени?мне стало вдруг стыдно, чтобуквально слезы потекли по щекам моим (Куприн). От лошадей шел такой пар, будто они промчались не одну станцию. Придаточные имеют количественное значение, указывают на степень проявления признака, наполняя своим содержанием соотносительные (указательные) слова так, настолько, до того, такой.
2. Придаточное образа действия отвечает на вопрос как? каким образом? и содержит указание на способ совершения действия, о котором говорится в главной части. Оно прикрепляется к главной части с помощью союза как, как будто, словно, точно, чтобы. Нередко имеет дополнительные оттенки значения сравнения, следствия: [Надо жить и поступать таккак? каким образом?],(как будто на тебя смотрит следующее поколение)(Светлов).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ЗАДАНИЯ
1. Чем СПП нерасчлененной структуры отличаются от СПП расчлененной структуры?
2. На какие два типа по характеру опорных слов они подразделяются?
3. Чем союзное слово отличается от союза? Назовите все союзные слова.
4. На какие вопросы отвечает придаточная часть в изъяснительных СПП?
5. Какова семантика опорного слова-сказуемого в изъяснительных СПП? Какой частью речи обычно является это слово? Где находится главная часть: в препозиции или постпозиции?
6. К какой части речи в главной части относится придаточное определительное? Что выступает средством связи: союз или союзное слово? Какова позиция придаточного по отношению к опорному слову?
7. В чем особенность компаративных предложений? Назовите два их вида.
8. Что представляют собой местоименно-соотносительные СПП? Чем они отличаются от местоименно-союзных СПП?
Задание 1. Определить тип придаточного предложения нерасчлененной структуры: изъяснительное, определительное, компаративное.
1. Казалось, что город устал от зимы (Гран.)
2. Любовь к людям, ‑ это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше и выше (М. Горький)
3. В звоне каждого дня как я счастлив, что нет мне покоя! (Ванш.)
4. Чем дальше, тем сильней становилось страданье (Дост.).
5. В лугах росистых, в лугах зеленых течёт речонка, что мне мила (Фат).
6. Что посеешь, то и пожнёшь.
7. Трудно высказать и не высказать всё, что на сердце у меня (Матусовский).
8. А друзей у нас настолько много, что резервы дружбы велики, что в Москву ведущая дорога обнимает все материки (С. См.)
9. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки (Паустовский).
Задание 2. Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение. Определите тип придаточного.
1. У нас и степи ожили, что век считались мертвыми (Фат.).
2. Посмотри, какая мгла в глубине долин легла! (Я. Полонский)
3. Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе (В. Инбер)
4. Хорошо, что не всё еще спето (С. См.)
5. Смотри, как роща зеленеет.
6. Чем дальше в лес, тем больше дров.
7. Каков товар, такова и цена.
8. Золотистые зрачки ее потемнели, она нахмурилась, сдвигая брови, и вытирала губы салфеткой так крепко, чтобы все поняли: губы у нее не накрашены (Горький).
Задание 3. Синтаксический разбор предложения.
Образец. Нет ничего милей земли, которая тебя взрастила
1. По цели высказывания – повествовательное.
2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.
3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ (главная часть): [Нет ничего милей земли]. 2 ПЕ (придаточная часть) – (которая тебя взрастила). СПП нерасчлененной структуры с присубстантивно-определительным придаточным: придаточная часть относится к существительному земли в главной части. Средство связи – союзное слово которая.
Схема: [землиX какой?], (которая…).
4. Анализ каждой ПЕ.
Для меня легче сидеть на бочке с порохом, чем говорить с женщиной (Чехов)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|