Сделай Сам Свою Работу на 5

Указ об Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы





Тема № 4. Совершенствование социально-экономических отношений казахстанского общества как условия противодействию коррупции

3.1 Реформирование системы социально-экономических отношений Казахстанского общества как фактор противодействия коррупции

3.2 Совершенствование антикоррупционного законодательства

3.3 Модернизация государственного планирования

3.4 Реализация концепции «Электронного правительства»

3.5 Совершенствование процесса оказания государственных услуг

Причины коррупции

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это

- низкие зар\платы госслужащих,

- их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Н-р, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.



Институциональными причинами коррупции считаются

-высокий уровень закрытости в работе гос-х ведомств,

- громоздкая система отчетности,

- отсутствие прозрачности в системе законотворчества,

- слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции явл.

- деморализация общества,

- недостаточная информированность и организованность граждан,

- общественная пассивность в отн. своеволия «власть имущих».

В тех странах, где действуют все 3 группы факторов (это развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция, там более умеренная.

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой К. явл. несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:



Двусмысленные законы[17].

1) Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

2) Нестабильная политическая ситуация в стране.

3) Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

4) Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

5) Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

6) Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7) Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

8) Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.


Гипотезы о причинах высокой коррупции

Рассматриваются и другие предположения в отн. обстоятельств, которые возможно явл. причинами высокой К.:

- низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

- государственное регулирование экономики;

- зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

- оторванность бюрократической элиты от народа;

- экономическая нестабильность, инфляция;

- этническая неоднородность населения[18];



- низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

- религиозная традиция[19];

- культура страны в целом.

 

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез[20].

Так, повышение зар\платы в гос-м секторепо сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению К. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем К. зарплата чиновников в 3-7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль гос. регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению К., поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг[21].

Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора гос. ренты. Т.о., полное избавление от К. оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осущ-тся правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом - всплеском К. [22]. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня К. при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии[23]. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие налоги и гос. расходы (Канада, Нидерланды, скандинавские страны, Финляндия).

 

Совершенствование антикоррупционного законодательства

Указ об Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы

Казахстан начинает 10-летнюю кампанию по искоренению коррупции. Президент подписал Указ об Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы, которая вводит борьбу с коррупцией чуть ли не в ранг национальной идеи, сообщает

В тексте стратегии говорится о том, что "акцент должен быть сделан на устранение предпосылок К, а не на борьбу с ее последствиями". Поставлена задача "сформировать нетерпимое отношение казахстанских граждан к этому социальному злу".

"Нетерпимое отн. к К. должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность - нормой поведения", - говорится в тексте стратегии.

Там же подчеркивается, что без наличия у граждан АКК, стойкого иммунитета к К., ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией - дело всего общества.

"Только внедрение с самого раннего возраста антикорр-х стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло. Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции. Обучающими антикорр-ми курсами следует охватить все учебные заведения, гос. органы и в целом гражд. общество", - отмечается в документе.

Однако тут же подчеркивается, что "при всей массовости делать это следует на профессиональной основе, используя специалистов различных отраслей, которые смогут доступно и квалифицированно раскрыть механизмы получения гражданами гос-х услуг, защиты своих прав и законных интересов".

"Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе", - заявляется в стратегии.

В тексте также говорится о том, что антикоррупционная этика и культура казахстанского общества должны формироваться в контексте идеологии "Мәңгілік ел". Гармоничное сочетание традиционных духовных ценностей и лучших международных стандартов позволит воссоздать каноны правомерного поведения граждан.

"Осознание и неприятие К. как чуждого нац. культуре явления - основа АКК нашего общества", - отмечается в тексте.

Разработчики стратегии обращают внимание на то, что поэтапное, регулярное повышение зар\платы гос-го аппарата призвано повысить социальное самочувствие госслужащих и создать условия для выполнения ими своих обязанностей на честной и справедливой основе.

В документе дается определение К. В частности, отмечается, что "коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление, возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации".

Вместе с тем в стратегии говорится, что проблема К. существует во всех странах, тормозя социально-экономический прогресс, она различается лишь своими характерными проявлениями и масштабами.

"При определении причин, условий и последствий К. должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры", - также отмечается в тексте.

Разработчики стратегии признают, что антикоррупционная пропаганда в основном ограничивается разовыми акциями и кампаниями, шаблонными выступлениями в СМИ, недостаточно задействовано интернет-пространство.

Отмечается, что существующее информационное поле не всегда способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к проявлениям коррупции.

Также в тексте обращается внимание на то, что на законодательном уровне до сих пор не разграничены нарушения норм и правил служебной этики от собственно коррупционных правонарушений, что "искажает реальную картину коррупциогенности, мешает концентрации усилий государства на актуальных направлениях борьбы с коррупцией и ведет к необоснованному росту коррупц-го рейтинга страны".

При этом отсутствует четкое разграничение между уровнями коррупционных деяний и, соответственно, применяемого наказания за их совершение.

В тексте также говорится, что дальнейшая интеграция в общемировое пространство обязывают нашу страну учитывать определенные международные стандарты, принятые в вопросах противодействия коррупции. Вместе с тем такие стандарты, отмечается в стратегии, должны внедряться не только с использованием рекомендаций зарубежных партнеров.

"Международный опыт должен подлежать тщательному изучению и детальному анализу на предмет его соответствия положениям Конституции страны, сложившейся законодательной и правоприменительной практике, с учетом особенностей формирования и функционирования традиционных и присущих нашей стране правовых механизмов и институтов", - говорится в тексте.

Также отмечается, что государство будет и дальше принимать все меры и создавать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях будет невыгодным и невозможным.

Одной из важных таких мер станет декларирование госслужащими не только своих доходов, но и расходов. В дальнейшем такое декларирование будет распространено (1917) на все население, что окажет положительное влияние на соблюдение законности и обеспечение прозрачности в системе госслужбы.

Завершающей стадией исполнения Антикорр. стратегии будет внесение соответствующего отчета на рассмотрение Главе государства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.