Сделай Сам Свою Работу на 5

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (с конца XVIII-орган личного управления





ЛЕКЦИЯ 42. Внутренняя политика Александра I (1801-1825).

В ночь с 11 на 12 марта в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили Павла I. На престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой фигурой. Это объяснялось чертами его характера и условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала его от отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, скрывать свои истинные чувства.

Молодой государь был полной противоположностью отцу: мягкий и обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное дворянство. Лишь значительно позднее он проявил неприятные черты своего характера: лицемерие, двуличие.

Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей просвещения и республиканец по убеждениям. Он привил ученику уважение к свободе личности, убедил его, что конституционный строй – это благо для страны, а крепостное право ее зло. Будучи наследником, он возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство. При всех своих гуманистических устремлениях, он понимал, что в такой стране, как Россия всякие резкие опасны и могут кончиться печально для реформатора.



Его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консерватора.

Внутреннюю политику Александра I можно разделить на несколько этапов:

1. 1801-1812 – либеральные преобразования. Этот этап был прерван Отечественной войной.

2. 1815-1825 – попытки продолжения либеральных реформ, но одновременно проводились

и реакционные (крайне консервативные) по своему характеру мероприятия.

Первый этап правления (1801-1812) – либеральные преобразования

Первые реформаторские шаги показывали, что он настроен решительно в деле либерализации

Российской жизни. В первые годы правления вокруг Александра I для обсуждения проектов реформ сложился не имевший официального статуса Негласный комитеткружок молодых друзей царя:



граф П.А.Строганов; князь Н.Н.Новосильцев; граф В.П.Кочубей, А.Чарторыйский - польский аристократ.

Четыре с лишним года проходили встречи Негласного комитета (до осени 1805г.), и с каждым месяцем становилось яснее, что ни сам царь, ни страна не готовы к реформам, а когда начался период наполеоновских войн, встречи прекратились. Тем не менее, Негласный комитет сыграл определенную роль в либерализации российской жизни в начале правления Александра.

Отмена деспотических распоряжений Павла I и первые реформаторские меры:

-восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам (восстановлены привилегии дворян)

-амнистия и возврат на службу уволенных при Павле (возвращено 12 тысяч дворян)

-отмена ограничений в гражданской одежде, разрешен свободный въезд и выезд из России, ввоз

любых иностранных книг, восстановлены отношения с Великобританией.

Реформы начала правления:

- 1801 - запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

-1801- указ о разрешении покупать землю не дворянам (была ликвидирована монополия

дворянства на владение землей).

-1802учреждение министерств вместо коллегий (министров назначал царь, вводился

принцип единоначалия и личной ответственности министров, призванный повысить

эффективность органов государственного управления).

- 1802- создан Комитет министров – совещание императора с министрами и высшими

чиновниками.

- 1803указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать на волю крестьян с

землей за выкуп. Практических последствий этот указ не имел: за все царствование



Александра на волю вышли лишь около 47 тыс. крепостных, т.е. менее 0,5% их общего числа.

-1803 – вводилась единая система учреждений образования-4 ступени:

а) одноклассные приходские училища (при церкви)

б) уездные училища (2-3 года; для горожан)

в) губернские гимназии (5-6 лет)

г) университеты (для дворян); появление привилегированных учебных заведений,

приравненных к университетам – Царскосельский лицей (1811 год).

-1804университетский устав – давал широкую автономию (самоуправление);

запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов.

-1804был принят самый либеральный в России цензурный устав.

ПРОЕКТЫ М.М. СПЕРАНСКОГО

С 1805-1807 год Александр был занят в основном внешней политикой. Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 году, когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский - необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священника, окончивший духовную семинарию, он сделал быструю карьеру благодаря колоссальным личным способностям и покровительству Новосильцева, у которого служил сначала домашним учителем, а потом личным секретарем. В 1810 году Александр сделал его государственным секретарем. Он, по существу стал вторым человеком в государстве.

Он разработал проект реформ: «Введение к Уложению государственных законов». По этому проекту предполагалось:

v Осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

v Создать систему представительных учреждений по всей стране, во главе которой бы стояла Государственная Дума- высший законодательный орган в стране (без ее согласия законы издаваться не могли)

v Сенат оставался высшим судебным органом

v Создавался, назначаемый императором совещательный орган – Государственный совет, который утверждал принятые Государственной Думой законы

v У императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную Думу, назначал членов Государственного совета.

v Все население предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочие, прислуга…). Избирательные права должны были получить первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи.

 

? Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался. Сперанский не включил в проект требования освобождения крестьян, чтобы ослабить недовольство дворянства. Но сам характер предполагаемых изменений делал неизбежным уничтожение крепостной зависимости. Сперанский говорил: «Крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец».

Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна – в 1810 году создан Государственный совет. О создании же Государственной Думы речь даже не заходила. Причина этого заключалась в ясно обозначившейся оппозиции дворянства. Еще более возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. К тому же Сперанского в аристократической среде считали выскочкой, чужаком. Его проекты казались опасными, чересчур радикальными, в них видели угрозу отмены крепостного права. Сперанского обвиняли в революционных замыслах, шпионаже.

Под давлением дворянства царь пожертвовал Сперанским. В марте 1812 года он был уволен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Самая значительная в русской истории попытка перехода от самодержавия к конституционной монархии не удалась.

 

 

Управление Россией, сложившееся при Александре I

ИМПЕРАТОР

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (с конца XVIII-орган личного управления

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.