Перечень контрольных вопросов к занятию № 6-7.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская Государственная Медицинская Академия»
Министерства здравоохранения России
Кафедра травматологии и ортопедии с ВПХ
Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учебно-методическое пособие для студентов
Методические рекомендации по дисциплине безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф для студентов лечебного факультета II курс, педиатрического факультета II курс, фармакологического факультета II курс, стоматологического факультета I курс
Владикавказ 2013 г.
Обсуждено на заседании кафедры
Травматологии и ортопедии с ВПХ
№ протокола _________________
«___» __________________2013 года
«УТВЕРЖДАЮ»
зав.кафедрой_______________Сабаев С.С.
Авторы: заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук
Сабаев С.С.,
Ассистент кафедры, зав. учебной частью
Бирюкова О.Ю.
Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук
Уртаева М.Г.
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Тотиков В.З.,
Доктор медицинских наук, профессор Беслекоев У.С.
Цель занятия: овладеть следующими компетенциями в пределах дисциплины «БЖД и Медицина катастроф»
ОК-3 - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию;
ПК-16 - способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
ПК-45 - способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;
ПК-50 - способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
Студент должен знать:
ОК-3 - методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека, основы безопасности общества и личности; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения, основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях; методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека; основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций;
ПК-16 - особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мироне и военное время; основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения; особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия; организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера; основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
ПК-45 - особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мироне и военное время; определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации; основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы; содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формирований и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
ПК-50 - основы безопасности общества и личности; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения;
Среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь.
Студент должен уметь:
ОК-3 - решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях; определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;
ПК-16 - оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях; определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях; оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера; определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки;
ПК-45 - определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненными работниками; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога; применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача-стоматолога;
ПК-50 - определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов.
Студент должен владеть:
ОК-3 - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;
ПК-16 - приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи; способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
ПК-45 - приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов; приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях; приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
ПК-50 - алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.
Перечень контрольных вопросов к занятию № 6-7.
Занятие № 6:
1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2.Чрезвычайная ситуация (ЧС). Предупреждение чрезвычайной ситуации. Ликвидация чрезвычайной ситуации.
3.Чрезвычайную ситуацию считают закончившейся. Катастрофа.
4.Авария. Стихийное бедствие.
5.Современная классификация катастроф - таблица.
6.Поражающие факторы ЧС.
7.Очаг комбинированного поражения.
Занятие № 7:
1.Основные задачи РСЧС.
2.Организационная структура РСЧС.
3.Режим повседневной деятельности.
4.Режим повышенной готовности.
5.Режим чрезвычайной ситуации.
6.Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), его предназначение.
7.Региональные центры ГОЧС. Центр управления в кризисных ситуациях. Силы и средства наблюдения и контроля.Силы и средства ликвидации ЧС. Нештатные формирования ГО.
Занятие № 6:Основные понятия, определения, классификация, медицинские и медико-санитарные последствия ЧС. Фазы развития и поражающие факторы ЧС.
Среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь.
Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. За последние 35-40 лет их количество увеличилось почти в 3 раза. Материальные потери, вызванные техногенными авариями и катастрофами, достигают около 3 % внутреннего валового продукта.
Главными причинами техногенных ЧС являются, с одной стороны, изношенность основных производственных фондов и существенноеухудшение материально-технического снабжения, а с другой стороны - резкое снижение уровня производственной и технологической дисциплины, грубое нарушение требований техники безопасности при эксплуатации оборудования, механизмов и машин, невыполнение нормативных требований профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов.
Из объектов экономики в нашей стране в настоящее время свыше 12 тыс. (более четверти) потенциально опасны, в зоне их действия проживают более 50 млн. человек.
Экономическая нестабильность и инфляция привели к обветшанию и закрытию большого количества станций наблюдения и лабораторного контроля, что не позволяет выполнять в полном объёме мероприятия по мониторингу, прогнозированию и предупреждению природных и экологических чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, ведёт к росту количества пострадавших в результате землетрясений, наводнений, селей, обвалов и других стихийных и экологических бедствий и катастроф.
В связи с этим защита населения и территорий от всевозможных опасностей военного и мирного времени стали сегодня новой общечеловеческой задачей, настоятельным велением времени.
В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PCЧC), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.
Временем создания данной системы можно считать 1990 г., когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
В 1991 г. на базе корпуса спасателей образован Госкомитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.
В 1992 г. постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).
После принятия в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, однако сокращённое название её осталось прежним - РСЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.
Чрезвычайная ситуация- обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации- комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на предупреждение или максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
Ликвидация чрезвычайной ситуацииохватывает весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Чрезвычайную ситуацию считают закончившейся,когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, оказана им медицинская помощь, и начинается период восстановительных работ.
Среди различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера наиболее опасны катастрофы.
Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанёсшее серьёзный ущерб окружающей среде.
Катастрофы классифицируют в зависимости от характера источника, зоны распространения и количества поражённых людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|