Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Совокупное предложение и факторы его определяющие.





Занятие 1

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

2. Совокупное предложение и факторы его определяющие.

3. Равновесие на товарном рынке (модель AD-AS).

I. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Макроэкономическое равновесие достижимо при условии равенства совокупного спроса и совокупного предложения, которые на макроуровне выступают в виде доходов и расходов общества в целом.

Совокупный спрос — это сумма всех расходов на приобре­тение конечной продукции. Он определяется как реальный объем национального производства, который потребители (домо­хозяйства), предприятия (бизнес) и государство готовы ку­пить при соответствующем уровне цен.

Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен обратная, т.е. с ростом уровня цен совокупная пла­тежеспособность уменьшается, а при снижении общего уровня цен все потребители могут купить больший объем национально­го продукта.

Обратная зависимость совокупного спроса (объема нацио­нального производства) и уровня цен объясняется действием ряда макроэкономических эффектов:

1. Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен и постоянной денежной массе в экономике возрастает спрос на деньги. Потребителям требуется больше денег для оплаты товаров и услуг; предпринимателям – для выплаты заработной платы, арендных платежей, оплаты оборудования и т.д. Резу­льтатом роста потребности в деньгах будет увеличение про­центной ставки. Это приведет к сокращению спроса потребите­лей, предпринимателей и государства на реальный национальный продукт, т.е. совокупный спрос сократится.



2. Эффект кассовых остатков (эффект богатства). Повы­шение уровня цен приведет к снижению покупательной способно­сти финансовых активов (денег, акций, облигаций, срочных вкладов и т.п.), которые могут быть использованы в качестве средства платежа, а все их владельцы реально станут беднее. В этом случае спрос на товары длительного пользования (как потребительские, так и инвестиционные) уменьшится.

3. Эффект импорта. Повышение цен на отечественные товары изменит соотношение спроса на них и импортные товары в пользу последних. Сократится спрос и на экспортируемую продукцию на внешних рынках, поскольку иностранцы уменьшат потребление дорогих товаров и отдадут предпочтение аналогичным товарам из других стран. Все это приведет к сокращению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Наоборот, понижение уровня цен повысит совокупный спрос как внутри страны, так и за границей.



Обратная зависимость совокупного спроса от уровня цен графически изображается в виде кривой совокупного спроса (рис. 1). Любое изменение совокупного спроса, происходящее по причине ценового фактора, графически изображается движением по данной кривой спроса.

Рис. 1 – Кривая совокупного спроса

Чем выше уровень цен (Р), тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос (Q).

На совокупный спрос кроме цен влияют также неценовые факторы, которые приводят к изменению совокупного спроса при неизменном, фиксированном уровне цен. Графически влияние неценовых факторов изображается смещением всей кривой совокупного спроса вправо, когда спрос растет; и влево, когда он уменьшается.

К основным неценовым факторам относятся:

– потребительские расходы (C),

– инвестиционные расходы (I),

– государственные расходы (G),

– расходы на чистый экспорт (Z).

Потребительские расходы (С) представляют собой спрос домашних хозяйств на товары и услуги и в свою очередь зависят от достигнутого уровня благосостояния населения, от субъективных ожиданий и будущих прогнозов по размерам доходов, от уровня налогов.

Инвестиционные расходы (I) осуществляет сектор бизнеса. Расходы предпринимателей зависят от динамики процентной ставки, размеров налогов, прогнозов по уровню доходности от инвестиций и т.п.



Государственные расходы (G) во многом определяются проводимой государственной политикой, состоянием государственного бюджета, текущей фазой экономического цикла в стране (кризис или подъем) и т.п.

Чистый экспорт (Z) представляет собой разницу между экспортом и импортом и зависит от доходов стран-экспортеров, от динамики валютных курсов и внешнеэкономической политики государства.

II. Совокупное предложение и факторы его определяющие.

Совокупное предложение представляет собой реальный объем национального продукта, произведенного экономической системой при соответствующем уровне цен.

Зависимость объема национального производства от уровня цен изображается кривой совокупного предложения и в общем виде эта зависимость прямая: при прочих неизменных факторах рост цен стимулирует увеличение объема производства и наобо­рот.

Реально зависимость совокупного предложения от уровня цен более сложна и графически она изображает три возможные ситуации в экономике:

а) рост объема производства при неизменных ценах. Такая зави­симость характерна для экономики неполной занятости, когда имеются свободные факторы производства (труд, капитал и т.д.).

б) рост объема производства с ростом цен. Это характерно для переходной экономики, приближающейся к состоянию полной занятости.

в) неизменность объема производства при повышении цен. Это характерно для экономики полной занятости, когда все ресур­сы уже вовлечены в национальное производство (см. рис.2).

Рис. 2 – Кривая совокупного предложения

Отрезок а) на рис. 2 в экономической литературе назы­вают кейнсианским, отрезок в) – классическим. Смысл этих наименований связан с трактовкой взаимосвязи уровня цен и реального объема национального производства двумя главными учениями экономической теории: классическим (неоклассическим) и кейнсианским (неокейнсианским).

На совокупное предложение, как и на совокупный спрос, влияют и неценовые факторы. Общей особенностью всех нецено­вых факторов выступает их влияние на издержки производства на единицу продукции. Поэтому при неизменном общем уровне цен на товары (услуги) увеличение издержек на единицу про­дукции ведет к сокращению совокупного предложения и графи­ческому смещению кривой совокупного предложения влево, а при снижении издержек на единицу продукции – к росту совокупного предложения и графическому смещению кривой совокупного предложения вправо.

К основным неценовым факторам относятся:

– цены на все факторы производства (труд, землю, капитал);

– производительность труда (она может измениться как вследствие технологических перемен, так и за счет роста интенсив­ности труда);

– государственная политика в области налогов и общего эко­номического регулирования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.