II. Совокупное предложение и факторы его определяющие.
Занятие 1
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.
2. Совокупное предложение и факторы его определяющие.
3. Равновесие на товарном рынке (модель AD-AS).
I. Совокупный спрос и факторы его определяющие.
Макроэкономическое равновесие достижимо при условии равенства совокупного спроса и совокупного предложения, которые на макроуровне выступают в виде доходов и расходов общества в целом.
Совокупный спрос — это сумма всех расходов на приобретение конечной продукции. Он определяется как реальный объем национального производства, который потребители (домохозяйства), предприятия (бизнес) и государство готовы купить при соответствующем уровне цен.
Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен обратная, т.е. с ростом уровня цен совокупная платежеспособность уменьшается, а при снижении общего уровня цен все потребители могут купить больший объем национального продукта.
Обратная зависимость совокупного спроса (объема национального производства) и уровня цен объясняется действием ряда макроэкономических эффектов:
1. Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен и постоянной денежной массе в экономике возрастает спрос на деньги. Потребителям требуется больше денег для оплаты товаров и услуг; предпринимателям – для выплаты заработной платы, арендных платежей, оплаты оборудования и т.д. Результатом роста потребности в деньгах будет увеличение процентной ставки. Это приведет к сокращению спроса потребителей, предпринимателей и государства на реальный национальный продукт, т.е. совокупный спрос сократится.
2. Эффект кассовых остатков (эффект богатства). Повышение уровня цен приведет к снижению покупательной способности финансовых активов (денег, акций, облигаций, срочных вкладов и т.п.), которые могут быть использованы в качестве средства платежа, а все их владельцы реально станут беднее. В этом случае спрос на товары длительного пользования (как потребительские, так и инвестиционные) уменьшится.
3. Эффект импорта. Повышение цен на отечественные товары изменит соотношение спроса на них и импортные товары в пользу последних. Сократится спрос и на экспортируемую продукцию на внешних рынках, поскольку иностранцы уменьшат потребление дорогих товаров и отдадут предпочтение аналогичным товарам из других стран. Все это приведет к сокращению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Наоборот, понижение уровня цен повысит совокупный спрос как внутри страны, так и за границей.
Обратная зависимость совокупного спроса от уровня цен графически изображается в виде кривой совокупного спроса (рис. 1). Любое изменение совокупного спроса, происходящее по причине ценового фактора, графически изображается движением по данной кривой спроса.
Рис. 1 – Кривая совокупного спроса
Чем выше уровень цен (Р), тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос (Q).
На совокупный спрос кроме цен влияют также неценовые факторы, которые приводят к изменению совокупного спроса при неизменном, фиксированном уровне цен. Графически влияние неценовых факторов изображается смещением всей кривой совокупного спроса вправо, когда спрос растет; и влево, когда он уменьшается.
К основным неценовым факторам относятся:
– потребительские расходы (C),
– инвестиционные расходы (I),
– государственные расходы (G),
– расходы на чистый экспорт (Z).
Потребительские расходы (С) представляют собой спрос домашних хозяйств на товары и услуги и в свою очередь зависят от достигнутого уровня благосостояния населения, от субъективных ожиданий и будущих прогнозов по размерам доходов, от уровня налогов.
Инвестиционные расходы (I) осуществляет сектор бизнеса. Расходы предпринимателей зависят от динамики процентной ставки, размеров налогов, прогнозов по уровню доходности от инвестиций и т.п.
Государственные расходы (G) во многом определяются проводимой государственной политикой, состоянием государственного бюджета, текущей фазой экономического цикла в стране (кризис или подъем) и т.п.
Чистый экспорт (Z) представляет собой разницу между экспортом и импортом и зависит от доходов стран-экспортеров, от динамики валютных курсов и внешнеэкономической политики государства.
II. Совокупное предложение и факторы его определяющие.
Совокупное предложение представляет собой реальный объем национального продукта, произведенного экономической системой при соответствующем уровне цен.
Зависимость объема национального производства от уровня цен изображается кривой совокупного предложения и в общем виде эта зависимость прямая: при прочих неизменных факторах рост цен стимулирует увеличение объема производства и наоборот.
Реально зависимость совокупного предложения от уровня цен более сложна и графически она изображает три возможные ситуации в экономике:
а) рост объема производства при неизменных ценах. Такая зависимость характерна для экономики неполной занятости, когда имеются свободные факторы производства (труд, капитал и т.д.).
б) рост объема производства с ростом цен. Это характерно для переходной экономики, приближающейся к состоянию полной занятости.
в) неизменность объема производства при повышении цен. Это характерно для экономики полной занятости, когда все ресурсы уже вовлечены в национальное производство (см. рис.2).
Рис. 2 – Кривая совокупного предложения
Отрезок а) на рис. 2 в экономической литературе называют кейнсианским, отрезок в) – классическим. Смысл этих наименований связан с трактовкой взаимосвязи уровня цен и реального объема национального производства двумя главными учениями экономической теории: классическим (неоклассическим) и кейнсианским (неокейнсианским).
На совокупное предложение, как и на совокупный спрос, влияют и неценовые факторы. Общей особенностью всех неценовых факторов выступает их влияние на издержки производства на единицу продукции. Поэтому при неизменном общем уровне цен на товары (услуги) увеличение издержек на единицу продукции ведет к сокращению совокупного предложения и графическому смещению кривой совокупного предложения влево, а при снижении издержек на единицу продукции – к росту совокупного предложения и графическому смещению кривой совокупного предложения вправо.
К основным неценовым факторам относятся:
– цены на все факторы производства (труд, землю, капитал);
– производительность труда (она может измениться как вследствие технологических перемен, так и за счет роста интенсивности труда);
– государственная политика в области налогов и общего экономического регулирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|