Сделай Сам Свою Работу на 5

Кристофер Марло, Бен Джонсон.





Тема 2. Литература эпохи Возрождения в Англии.

План лекции.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Человек в эпоху Возрождения.

Возрождение в Англии.

Томас Мор.

Поэзия на раннем этапе Возрождения.

Драматургия в Англии в эпоху Возрождения.

Кристофер Марло, Бен Джонсон.

 

В XV-XVI вв. в европейских странах происходит переход от феодального средневековья к новому времени, ознаменованному начальным периодом развития капитализма. Эта переходная эпоха получила название Возрождения, или ренессанса.

Кризис средневековых социальных устоев и схоластической культуры резко обозначился в связи с аграрным переворотом, развитием городов, появлением мануфактур, установлением обширных торговых связей. Эта была эра великих географических открытий (открытие Америки), смелых морских путешествий, способствовавших становлению отношений между странами. Это была эпоха образования национальных государств, возникновения новой культуры, порывающей с религиозными догматами, эпоха бурного развития науки, искусства и литературы, возродивших идеалы античности и обратившихся к изучению природы.



Становление новых социальных отношений выразилось в раскрепощении личности. Перед человеком, освобождавшимся от средневековых сословных пут, выходящим из замкнутого мирка религиозной культуры на широкий простор исторических перемен, открываются большие возможности активной творческой деятельности. Это была эпоха гуманизма, когда духовная диктатура церкви оказалось сломленной, и личность стала центром общественных интересов. Человек эпохи Возрождения отличается верой в разум, в свои силы, свою доблесть. Мировоззрение человека Ренессанса характеризуют свободомыслие, стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании. Однако для развития новых концепций не хватало еще достаточно обширных сведений о мире. В связи с этим мировоззрению ренессансного человека свойственно сочетание реальных представлений с поэтическими домыслами; часто новые идеи выступают еще в форме средневековых мистических представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики. Искусство Ренессанса народно по своему духу. Возрождение языческой поэзии античности сочетается с обращением к мотивам современного народного творчества, к полнокровным фольклорным образам. В эту эпоху происходит становление литературного языка и национальной культуры. Различные этапы развития ренессансной культуры отличаются своеобразными чертами. В реалистической литературе этого времени наблюдается последовательная смена разных жанров. На раннем этапе становления культуры Возрождения ведущую роль в литературе играют лирические жанры и новелла. На позднем этапе – драма. Ранний этап отмечен верой в свободное развитие человека, в его творческие возможности. На позднем этапе уже обнаруживается, что становление абсолютистского государства вступает в противоречие с идеалами гуманизма, оказывается враждебным этим идеалам. Трагические коллизии между развитой личностью и тираническим режимом абсолютистского государства явились основой драмы позднего Ренессанса. Расцвет гуманизма в эпоху бурных социальных изменений к началу 17 века сменяется его кризисом.



В Англии Возрождение наступило в XVI в., позже, чем в Италии, Франции, Испании, но развивалось оно более интенсивно, опираясь при этом на идеи европейских гуманистов. На рубеже XV – XVI вв. королевская власть в Англии сломила мощь феодального дворянства. В царствование Тюдоров – Генриха VII и Генриха VIII – происходит усиление абсолютизма. Осуществленная Генрихом VIII реформация, устранила зависимость от папского Рима, уничтожила монастыри. Во главе новой англиканской церкви стал сам король. Уильямом Тиндалом на английский язык была переведена Библия. Результатом реформации явилось ослабление власти церковников и усиление гуманистических идеалов светской ренессансной культуры. Английское земельное дворянство приспособилось к новым буржуазным общественным отношениям. Установление абсолютизма покончило с феодальной раздробленностью, способствовало укреплению нации и потому носило прогрессивный характер, несмотря на то, что ущемляло интересы личности. В царствование Елизаветы (1558-1603) происходит быстрое экономическое развитие Англии. Страна ведет международную торговлю. Но все это обернулось новыми бедами для крестьянства. Власти жестоко расправлялись с бедняками, установив кровавые законы против них. Протест против политики огораживания земель находит выражение в крестьянском восстании 1549 г., во главе которого стоял Роберт Кет.



Представителем раннего этапа английского Возрождения был Томас Мор (1478-1535). Учился в Оксфордском университете, стал известным политическим деятелем. В царствование Генриха VIII Мор занимал высший государственный пост лорд-канцлера, первого министра короля. За несогласие с Генрихом по поводу способов проведения реформации Томас Мор был обвинен в государственной измене и казнен. Самое значительное его произведение – «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Это не только философское, но и художественное произведение, которое содержит критические суждения о пороках современного ему общества. Оно состоит из двух частей. В первой части автор обличает современную Англию, во второй – детально характеризует государственные порядки на острове Утопия. В книгу введен образ самого автора, от его лица ведется повествование. Томас Мор впервые высказал мысль о том, что общество может существовать без частной собственности. Не отрицая идеи государственного устройства, Мор стремится нарисовать общество, в котором государство зиждется на коллективной собственности и общественном труде. В качестве идеальных общественных отношений Томас Мор рассматривает отношения в патриархально-общинной семье. Описание семейных земледельческих общин на острове Утопия близко к южнославянским общинам. На острове существует религия, но нет религиозной нетерпимости. Жители Утопии не видят никакой ценности в золоте. Однако, в обществе равных есть рабы. В рабов обращают тех, кто совершил преступление. Книга Мора положила начало утопическому роману в литературе нового времени: Т. Кампанелла «Город солнца», «Новая Атлантида» Ф. Бэкон, «Путешествие в Икарию» Э. Кабэ.

В литературе раннего этапа английского Возрождения ведущую роль играет поэзия. Первые поэты-гуманисты Уайет и Сари были аристократами, близкими ко двору Генриха III, жестокость и деспотизм которого сказались на их судьбе: Уайет был заточен в Тауэр, а Сари казнен.

Томас Уайет (1503-1542) во время поездки в Италию увлекся стихами Петрарки. За переводами сонетов итальянского поэта последовали и оригинальные опыты в этом жанре. Т. Уайет вводит в английскую поэзию жанр сонета. В Сонете «Описание противоречивых чувств влюбленного» лирический герой испытывает одновременно страх и радость, печаль и веселье, отчаяние и наслаждение; любовь включает в себя все противоречивые чувства, и она так же важна, как вопрос о жизни и смерти, о войне и мире. Т. Уайет очень просто и проникновенно рассказывает в своих сонетах о страстях, радостях и огорчениях.

Генри Говард Сари (1517-1547) в качестве своего основного жанра также избирает сонет. Главная героиня сонетов Сари – Джеральдина. Одним из наиболее значительных произведений Сари является элегия «Заточение в Виндзоре» (1546), в которой поэт говорит о своей горестной судьбе и оплакивает смерть своего друга герцога Ричмонда, вспоминая с грустью о невозвратимой поре юности. Г. Сари ввел в английскую поэзию белый стих (пятистопный ямб без рифмы).

Искусство сонета сделало новый шаг в творчестве Филиппа Сидни (1554-1586). Образованный человек, закончивший Оксфордский университет, придворный и дипломат, он был знаком с известными гуманистами своего времени. Вместе с другими английскими поэтами он основал литературный кружок «Ареопаг» по образцу «Плеяды» французских поэтов. Его сонеты объединены в цикл под названием «Астрофел и Стелла». В главных героях этого цикла поэт изображает себя и свою возлюбленную Пенелопу Девре. Ф. Сидни написал пасторальный роман «Аркадия». В этом произведении прозаическое повествование сменяется стихами разных размеров. Свои эстетические взгляды он излагает в трактате «Защита поэзии», который был написан как отклик на книгу пуританина Стивена Госсона, отрицавшего значение театра. Сидни выступает в защиту лирической и героической поэзии.

Членом кружка «Ареопаг» был и поэт Эдмунд Спенсер (1552-1599). В своих сонетах он выражал платоновский идеал любви. Поэтический талант Спенсера с особой силой сказался в пасторальной поэме «Календарь пастуха» (1579). Поэма состоит из 12 эклог, соответствующих каждому месяцу года. Вершиной творчества Спенсера является незаконченная аллегорическая поэма «Королева фей». Используя мотивы рыцарских романов о короле Артуре, Спенсер в каждой из 6 книг поэмы поэтизирует какую-нибудь добродетель. Он создает чудесный, фантастический мир, в котором рыцари, побеждая драконов, совершают подвиги, а феи являются образцом красоты совершенства. В англ. поэзии еще не было таких ярких описаний, такого полета фантазии, многообразия образов, гибкости и музыкальности стиха, богатства языковых средств.

16 век в Англии был периодом расцвета драматургии. К концу XV века в Лондоне насчитывалось около 20 театров. Развитие театральной культуры шло не без трудностей, главной помехой являлись действия пуритан, считавших театр «бесовским» делом. Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют «университетскими умами». К ним относятся Роберт Грин, Томас Кид, Кристофер Марло.

Роберт Грин (1558-1592) писал повести пасторального содержания и драмы. Повести включали в себя новеллы и стихи. От ранних пасторальных повестей Грин перешел к реалистическому изображению преступных нравов Лондона в плутовской повести «Вестник Черной книги, или жизнь и смерть Неда Брауна, одного из самых замечательных карманников Англии» и в других произведениях. Сохранилось 6 пьес Р. Грина; среди них комедии – «Альфонс, король Арагонский», «Шотландская история короля Якова IV» и «Приятная комедия о Джордже Грине, Векфильдском полевом стороже» Автор высмеивал пороки всех слоев лондонского общества. Сюжетные мотивы пьес он заимствовал из легенд, хроник, песен. Драматические коллизии в его пьесах остры, однако, развязка всегда счастливая.

Если Р. Грин создавал комедии и трагикомедии, то другой драматург Томас Кид (1558-1594) был автором трагической драмы мести «Испанская трагедия», имевшей огромный успех на сцене. В этой пьесе много жестокостей и убийств в духе трагедий Сенеки. Томас Кид достигает, однако, небывалого еще в английской драматургии единства характера и действия, строгой мотивированности поступков и стройной композиции.

 

Кристофер Марло

(Christopher Marlowe, 1564-1593)

Марло родился в семье мастера цеха сапожников и дубильщиков. Ему удалось окончить грамматическую школу, а затем Кембриджский университет, что было непросто для человека демократического происхождения. После получения степени магистра он отказывается принять духовный сан и становится драматургом. Он создал ряд выдающихся реалистических трагедий. Трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) состоит из двух частей, в которых представлена история жизни завоевателя Тимура. В трагедии много вымышленных фактов, которые подчинены основному авторскому замыслу – показать характер сильной личности, раскрыть ее человеческую доблесть и индивидуалистическое своеволие. Скифский пастух, достигший небывалого могущества благодаря своему уму, силе воли и смелости, ставший вследствие своей активности персидским царем, предстает в трагедии как титаническая фигура. Но характер Тамерлана сложен и противоречив. Этот бесстрашный и мужественный человек непобедим в бою, возвышенна и сильна его верная любовь к Зенократе; ему свойственно преклонение перед красотой; как преданный друг он относится к своим соратникам. Это человек, обладающий большими знаниями. Но при этом его натура одержима фанатическим стремлением к власти. По его приказу беспощадно уничтожают все население захваченных мест, стирают города с лица земли, изуверски обращаются с пленными. Скифский пастух, поднявшийся к власти, оказывается надменным тираном, думающим только о войнах, сеющим повсюду смерть. Он убивает своего сына Халифа за то, что тот отказывается следовать по стопам отца. Тамерлан – завоеватель и деспот, жаждущий покорить весь мир, - осуждается в трагедии многими героями, которые становятся жертвами его жестокости. Тамерлану противостоят настоящие герои, мужественные люди, которые погибают в неравной борьбе с завоевателем, защищая свою родину: комендант города Боссоры и его жена, правитель Вавилона. Трагедия создавалась в то время, когда шла война с Испанией. Этим объясняется интерес драматурга к проблемам войны, героики и патриотизма.

Драма Марло «Трагическая история доктора Фауста» (1589) написана на основе мотивов народной книги о Фаусте. В центре трагедии – образ ученого Иоганна Фауста, который, разочаровавшись в современных науках и богословии, ищет новых способов познания тайн мироздания и новых средств достижения могущества. Ради всего этого Фауст готов преступить дозволенное, предаться черной магии, которая открыла бы доступ к силам тьмы. Фауст заключает сделку с владыками ада – Люцифером, Вельзевулом и Мефистофелем: 24 года он будет всемогущ с помощью Мефистофеля, а потом станет навсегда жертвой адских мучений. В образе доктора Фауста возвеличивается сила разума человека незнатного происхождения, сила знания, хотя знание нужно Фаусту для достижения богатства и славы. Своеобразен характер Мефистофеля. Он предстает не как исчадие ада, а как падший ангел, с сочувствием относящийся к Фаусту, которому уготована сходная судьба. Пьеса о докторе Фаусте – это философско-психологическая трагедия, раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной свободе личности, но сознает, что это чревато разрывом с людьми, одиночеством и гибелью.

Основная проблема трагедии «Мальтийский еврей» (1590) намечается уже в прологе, где появляется исторический персонаж Макиавелли, не связанный с сюжетом трагедии. Он излагает свою философию политического успеха. Далее Макиавелли связывает свое искусство политика с действиями главного персонажа трагедии мальтийского еврея Варравы, утверждая, что тот похож на него. Варрава добился богатства, пуская в ход принципы Макиавелли. В учении Макиавелли К. Марло привлекала идея независимости политики от религии. В своей трагедии он показал, что никакая религия не мешает политикам поступать так, как им выгодно. Доктрина Макиавелли импонировала Марло также и тем, что она способствовала человеческой активности, помогала личности в достижении своих целей. Тем не менее, Марло видит аморализм идей Макиавелли, ведущих к жестокости, коварству, вероломству и предательству, и обличает его в образе ростовщика Варравы.

Макиавеллизм решительно осуждается и в пьесе «Эдуард II» (1592). Властолюбивый лорд Мортимер Младший стремится стать правителем Англии. Он поднимает баронов на междоусобную войну с целью отнять корону у короля Эдуарда II и передать ее юному принцу; Мортимер, любовник королевы Изабеллы, рассчитывает на то, что его назначат регентом. Эдуард II вначале принужден отказаться от короны, затем его убивают по приказу Мортимера. Добиваясь осуществления своих тайных планов, Мортимер полагает, что он управляет колесом фортуны. Однако, когда он, наконец, стал регентом, удача ему изменила. Новый король Эдуард III проявил большую силу воли, чем его отец, и сумел поднять лордов против цареубийцы. Мортимера казнят, а королеву Изабеллу заточают в Тауэр. «Эдуард II» - это трагедия на сюжет национальной истории. В этой пьесе раскрываются трагизм и зло междоусобных войн.

Значение К. Марло в истории ренессансной драмы огромно. Он сделал драму подлинно поэтическим произведением, ввел в нее белый стих, выражающий сложность переживаний героев и многообразные оттенки их возвышенной, патетической речи. Как создатель поэтической философско-психологической трагедии Марло явился непосредственным предшественником Шекспира. Культура английского Возрождения не знала такого решительного и мужественного защитника интересов личности, каким был ученый-гуманист Кристофер Марло.

 

Бен Джонсон

(Benjamin Jonson, 1573-1637)

Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона явилось своеобразным итогом в истории драматургии английского Ренессанса. Знаток античности, он выделялся среди драматургов своего времени большой ученостью. В английскую литературу Б. Джонсон вошел как создатель комедии нравов. Его комедии носили бытовой сатирический характер. Теорию «юмора» Б. Джонсон выдвинул в пьесах «Всяк в своем нраве» (1598) и «Всяк вне своего нрава» (1599). Положительное значение этой теории в том, что она способствовала сатирическому заострению в изображении пороков, придавала образам обобщающую силу. Комедия «Вольпоне» (1605) – сатира на пороки буржуазного общества. Власть золота развращает общество, люди утрачивают свои человеческие качества. Отсюда и сатирический прием сравнения с животными: Вольпоне – большой лис, Моска – муха, Вольторе – коршун, Корбаччо – старый ворон, Корвино – вороненок. Действие комедии происходит в Венеции, но имеется в виду английское общество. Вельможа Вольпоне наживается путем обмана. Он притворяется больным, который перед смертью назначит наследником того, кто окажет ему больше внимания. Претенденты на наследство приносят богатые дары, стремясь расположить Вольпоне к себе. Он продолжает притворяться больным и увеличивает свое богатство за счет дорогих подарков. Ради предполагаемого наследства многие готовы пойти на подлость. Адвокат Вольторе лжет на суде по указанию Вольпоне, Корбаччо готов отравить богатого вельможу. В своих нечестных делах Вольпоне пользуется услугами приживала Моски. Хитрый Моска не только обманывает тех, кто ждет наследства Волпоне; он задумывает обмануть и самого Вольпоне, чтобы присвоить его богатства. Моска в конце концов запутался в своих интригах, и Вольпоне выдал его судьям, сам при этом сам лишился наследства: суд конфисковал все его нечестно нажитое имущество. Драматург с помощью выразительных комедийных средств показал, как зло наказывает само себя.

В комедии «Варфоломеевская ярмарка» (1614) представлена в миниатюре современная Англия. Ярмарка становится символом продажности, обмана и лжи буржуазного общества. Действие происходит в Лондоне. Тема беззакония, царящего в общества, раскрывается в комических сценах, в которых появляется судья Оверду. Он задумал уличить беззаконие на ярмарке; судья переодевается проповедником, чтобы его никто не узнал, и в таком виде наблюдает то, что происходит вокруг. Однако судья неспособен отличить вора от честного человека, и настоящих беззаконий он не видит. Вора Эджуорта он принимает за благонравного юношу и всячески старается выразить ему свои симпатии. Усердные попытки судьи Оверду выявить преступления ни к чему не приводят, беззаконие все еще царить в обществе.

Б. Джонсон придерживался принципа строгого жанрового деления. В этом он также подготовил эстетику классицизма. Наряду с сатирическими комедиями Б. Джонсон создавал тираноборческие трагедии на темы из римской истории – «Падение Сеяна» (1603), «Заговор Катилины» (1611). В трагедиях он следовал точным историческим фактам.

Драматургия Бена Джонсона является связующим звеном между реализмом Ренессанса и классицизмом периода английской буржуазной революции XVII века. Сатирическое творчество Джонсона, его теория «юмора» оказали воздействие на английских писателей XVIII и XIX веков – на Филдинга, Смоллетта, Диккенса, Теккерея.

 

Составить словарь:

1. Драма –

2. Комедия –

3. Лирика –

Новелла

Сонет -

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.