Землеройно-транспортные машины. Общая характеристика и типы
ножевые и ковшовые: бульдозеры, грейдеры, скреперы и др. Устройство котлованов, обратная засыпка траншей и пазух сооружений, планировка строительных площадок.
Земляные работы чаще всего выполняются механизированными способами, основными из которых являются механический, гидромеханический, комбинированный. Механическим способом выполняют до 80...85% объемов земляных работ. Он заключается в разработке грунта резанием землеройными и землеройно-транспортными машинами. К землеройным машинам относятся одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, разрабатывающие грунт в отвал или на транспортные средства. К землеройно-транспортным относятся бульдозеры, скреперы, грейдеры, струги, планировщики, каналокопатели и др. Они предназначены для послойного резания, транспортирования, отсыпки и планировки грунта.
По типу рабочего органа и технологическому назначению землеройно-трапспортные машины разделяют на ковшовые и ножевые. К ковшовым машинам относятся скреперы, к ножевым — бульдозеры, грейдеры, грейдер-элеваторы или струги.
Рабочим органом скрепера является ковш, установленный обычно па пневмоколесах, иногда — на гусеницах. Скреперы обладают наиболее высокой транспортирующей способностью.
Рабочим органом ножевых машин является нож с отвалом для направления срезаемого грунта, установленным на тракторе или специальном колесном шасси.
Ножевые машины, срезая грунт, ‘Накапливают его перед отвалом и перемещают образовавшуюся при этом призму грунта по поверхности забоя волоком, а потому с большим сопротивлением и потерями. Поэтому пределы экономически целесообразного расстояния, на которое производится перемещение грунта ножевыми машинами, обычно не превышают 100—200 м.
Землеройно-траиспортные машины могут быть прицепными, полуприцепными и самоходными, за исключением бульдозеров, которые выполняются в виде навесного оборудования на тракторе или специальном шасси.
Бульдозер
Бульдозеры применяют для послойного резания и продольного перемещения грунта на расстояние до 200 м (оптимальное расстояние транспортирования 70...100 м). Ими можно разрабатывать и перемещать легкие, средние и тяжелые (разрыхленные скальные и смерзшиеся) грунты. В водопроводном строительстве бульдозеры применяют для разработки котлованов небольшой глубины (до 2 м), рытья водоподводящих каналов и широких траншей, засыпки котлованов и траншей.
Также их используют для зачистки дна выемки, разравнивания грунта и обратной засыпки пазух. Котлованы разрабатывают бульдозерами преимущественно траншейным способом по челночной схеме (рис б). Срезают и перемещают грунт вдоль оси котлована, начиная с середины в оба конца. Причем вначале разрабатывают котлован на первой захватке на глубину 0,8...1 м, а затем на второй захватке на ту же глубину и т. д. Между смежными траншеями оставляют перемычки нетронутого грунта и валы шириной 0,5...1,2 м, которые срезают после разработки нескольких траншей. На рис. г приведена схема послойной отсыпки грунта бульдозером, на рис д, в - грудами без послойного уплотнения, на рис ж - с головы.
Скрепер
Рабочий цикл скрепера состоит из ряда последовательно повторяющихся операций: резание грунта и наполнение ковша; транспортирование грунта к месту укладки; выгрузка и укладка грунта с частичным его уплотнением колесами скрепера. Толщина снимаемого слоя в зависимости от мощности тягача, типа скрепера и вида грунта может достигать 20...35 см для прицепных и 30...36 см для самоходных скреперов. Скреперами можно разрабатывать грунты I-III групп с каменистыми включениями до 300...600 мм. С их применением производят работы по "планировке строительных площадок, устройству полей орошения или фильтрации, разработке широких траншей (например, для крупных водоводов или коллекторов), отрывке большеразмерных в плане котлованов для емкостных сооружений (резервуаров, отстойников, аэротенков и т. п.) и возведению насыпей.
Скрепер представляет собой прицепную к трактору двухосную или одноосную машину на пневмоколесном ходу с опрокидывающимся ковшом. При опускании ковш режущей кромкой врезается в грунт и при движении непрерывно срезает слой грунта, поступающий в ковш. При заполнении ковш закрывается заслонкой.
По способу передвижения различают скреперы прицепные к гусеничным или колесным тракторам; полуприцепные, часть нагрузки которых от собственной массы и массы грунта передается тягачу (трактору); самоходные, у которых тягач и скрепер представляют собой одну машину; самоходные скреперные поезда, состоящие из двух или трех скреперных агрегатов.
В зависимости от вида и объема выполняемых работ осуществляют различные схемы движений скрепера в плане - по эллипсу, восьмеркой, зигзагообразное, по спирали, поперечно-челночное и др.
а - по эллипсу; б - по восьмерке; в - по зигзагу, г - по спирали; д - поперечно-челночное; е - продольно-челночное; ж - при расположении резервов или выемок с одного конца насыпи; з - при разработке выемок, чередующихся с насыпями.
Автогрейдеры представляют собой самоходные планировочно-профилировочные машины, основным рабочим органом которых служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, установленный под углом к продольной оси автогрейдера и размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования. При движении автогрейдера ножи срезают фунт, и отвал сдвигает его в сторону.
Автогрейдеры применяют для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, для сооружения невысоких насыпей и профильных выемок, отрывки дорожного корыта и распределения в нем каменных материалов, зачистки дна котлованов, планировки территорий, засыпки траншей, рвов, канав и ям, а также для очистки дорог, строительных площадок, городских магистралей и площадей от снега в зимнее время. Автогрейдеры используют на грунтах I-IV категорий. Процесс работы автогрейдера состоит из последовательных проходов, при которых осуществляется резание грунта, его перемещение, разравнивание и планировка поверхности сооружения.
Устройство котлованов
Временные земляные сооружения устраивают как необходимый элемент для последующих строительно-монтажных работ. К ним относятся котлованы и траншеи. Котлованами называются выемки, ширина которых мало отличается от длины.
Размеры котлованов определяют исходя из общих размеров сооружения в плане, глубины его заложения, крутизны откосов, а также принятых методов выполнения основных производственных процессов. При этом важно учесть: схему возведения будущего сооружения, определяющую схему движения кранов и других машин при монтаже сборных или возведении монолитных сооружений; схемы доставки и раскладки конструкций в монтажной зоне, установки опалубки, лесов и подмостей.
Размеры котлована (ширина Вк и длина Lк) определяются исходя из внешних размеров сооружения с небольшим уширением его дна с каждой стороны для удобства выполнения работ Вк=Всоор+2b,
Lк=Lсоор+2b,
где Вcoop, Lсоор - ширина и длина возводимого сооружения по наружному периметру;
b - ширина свободного пространства между подошвой откоса выемки и выступающей частью днища сооружения (принимается по условиям техники безопасности и удобства работ не менее 0,5 м).
Длина и ширина котлована по верху:
Планировка строительных площадок
До начала производства основных работ при устройстве земляных сооружений выполняют подготовительные работы: внеплощадочные и внутриплощадочные. К внеплощадочным подготовительным работам можно отнести строительство подъездных дорог, линий связи и электропередачи, выполнение вскрышных работ на участках, отведенных под карьеры и резервы, к внутриплощадочным - восстановление и закрепление геодезической разбивочной основы; расчистку территории строительной площадки; инженерную подготовку площадки с выполнением работ по планировке, осушению и обеспечению стоков дождевых вод, устройству временных (или постоянных) дорог н коммуникационных сетей; установку временных инвентарных бытовых помещений дня обогрева рабочих, приема пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.
Геодезические работы в строительстве включают создание разбивочной основы и проведение разбивочных работ в ходе строительства, которые выполняет строительная организация.
Расчистка территории строительной площадки включает работы по уборке деревьев, кустарника и валунов, освобождению территории от строений, подлежащих сносу, переносу действующих коммуникаций и т.п.
До начала земляных работ по вертикальной планировке в пределах строительной площадки должен быть снят растительный слой грунта и уложен в отвалы.
При вертикальной планировке территории строительную разбивку закрепляют в местах срезки и в местах насыпи. Земляные работы при планировке состоят из выемки грунта на одних участках площадки, перемещения, послойной укладки и уплотнения его в местах подсыпкой, и общей планировки. Для выполнения этих работ применяют землеройно-транспортные (автогрейдеры, бульдозеры, скреперы) и уплотняющие (катки, плиты и др.) механизмы. При перемещении грунта на большие расстояния в комплект механизмов включают автосамосвалы для перевозки и одноковшовые экскаваторы или фронтальные погрузчики для погрузки грунта на транспорт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|