Сделай Сам Свою Работу на 5

Великан (из цикла «Образы»)





ЛЕКЦИЯ № 20.

Категория антропоцентричности. УЧАСТНИКИ художественной коммуникации

Цель:познакомить студентов с основными антропоцентрами художественного текста

Количество часов ‑ 2

План

1. Субъекты художественного текста: образ автора, писатель, лирический герой, рассказчик

2. Объект художественного произведения и способы его выражения

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста / Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. ‑ М.: Наука, 2009. – 321 с.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. ‑ М.: КомКнига, 2007. – 186 с.

3. ТюпаВ.И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для вузов / В.И. Тюпа. ‑ М.: Академия, 2006. – 331 с.

4. Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе / Л.В. Поповская. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 512 с.

 

Всякий худ. текст имеет абсолютно антропоцентрический характер, т. к. искусство в состоянии создать адекватную картину не внешнего мира, а картину субъективных миров – внутренней духовной жизни человека во всей ее полноте. Человек, его внутренний мир, духовные искания и переживания – центр литературного произведения; он и субъект повествования, и объект эстетического духовного познания. Существует несколько антропоцентров худ. произведения – субъекты («образ автора», самого писателя, лирического героя, рассказчика, персонажей) и объекты (образы оппонента-адресата, читателя, слушателя) художественной коммуникации



Субъекты.

Термин «образ автора»ввел В.В. Виноградов. В работе «Поэтика и риторика» он писал, что во времена Ломоносова, Карамзина понятия «писатель» и «образ автора» не разделялись. Однако уже А.С. Пушкин сознательно дистанцировал понятия писатель, образ автора, лирический герой, рассказчик. (Кстати, Т. Толстая в ХХ в. остроумно заметила: «Писатель как личность не имеет ничего общего с автором своих книг. Автор может лишь романтичным, бледным юношей, а списатель ‑ толстый, лысый, с одышкой»). В «Повестях Белкина», в романе «Евгений Онегин», в «Капитанской дочке» мы видим несколько образов автора, которые разнятся избираемыми темами, временем происходящих событий и, следовательно, языком «образа автора», зависимым от его общего кругозора, образованности, манеры повествования, обусловленных установкой писателя. В лирических отступлениях к роману «Евгений Онегин» наряду с «образом автора» присутствует сам Пушкин: в виде аллюзий, например фактов биографии (Но вреден север для меня – намек на южную ссылку), упоминает о своих идейных и литературных пристрастиях(«Певцу Гюльнары подражая…»).



В гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Миргороде», «Мертвых душах» различаются образ автора и рассказчика. В «Вечерах…» ‑ нам навязывается образ рассказчика – старого пасечника Рудого Панька, но в нашем представлении возникает образ автора ‑ молодого, остроумного, веселого и романтичного человека, погруженного в мир украинских легенд и песен. А в «Мертвых душах» автор – это светский, блестящий, ироничный, иногда грустный человек, знакомый со всеми слоями русского общества 19 в.

Близким к образу автора и нередко пересекающимся с ним является образ лирического героя.Если «образ автора» может присутствовать имплицитно, т. е. находиться вне поля зрения читателя, то лирический герой обычно присутствует в произведении в качестве главного действующего лица. Он представлен формой 1 л. личного местоимения (я, мне, мы, нам), а также притяжательным местоимением (мой, наш) и, при отсутствии местоимения, формой 1 л. глагола:

А я уже стою на подступах к чему-то (Ахм.)

Из прошлого восставши, молчаливо

Ко мне навстречу тень моя идет (Ахм.)

1-ое лицо может быть представлено как:



а) собственное (I соб.) — когда эксплицитное я может быть отождествлено с реальным автором, или мы — с «малой группой», включающей реального автора: «Я научилась просто, мудро жить» Ах.; «После чаю мы вышли в огромный коричневый сад» М.;

б) чужое (I чуж.) — когда я не может быть отождествлено с реальным автором: я – статуя

Я на дне

Я на дне, я печальный обломок,Надо мной зеленеет вода.Из тяжелых стеклянных потемокНет путей никому, никуда… Помню небо, зигзаги полета,Белый мрамор, под ним водоем,Помню дым от струи водомета,Весь изнизанный синим огнем… Если ж верить тем шепотам бреда,Что томят мой постылый покой,Там тоскует по мне АндромедаС искалеченной белой рукой (Иннокентий Аннненский).
 

в) обобщенное (I об.) — когда мы относится к человеку вообще, или к человечеству, или к той или иной «большой группе»: «О, как убийственно мы любим» (Тютчев); «Наш век на земле быстротечен» (Ахматова).; «Это все, что зовем мы родиной» (Есенин).

Психологический мир лирического героя обычно отражает предикат-сказуемое, выраженное изъявительным наклонением личного глагола:

Я тебя в твоей не знала славе (Ахм.)

Эмоциональное состояние лирического героя нередко представлено безличными глаголами или категорией состояния:

И скучно, и хочется плакать,

И некуда силы девать (А. Блок)

Переживания лирического героя могут быть оформлены сослагательным наклонением, выражающим «желательную модальность»:

Заболеть бы как следует, в жгучем бреду

Повстречаться со всеми опять (Ахм.)

С целью описания состояния, настроений лирического героя может использоваться форма независимого инфинитива, способная передать разные модальные отношения говорящего к действительности:

Февраль. Достать чернил и плакать! (Пастернак)

Иногда автор видит лирического героя как бы со стороны и представляет его не формой 1 л., а в качестве наблюдаемого объекта, выраженного 2 или 3 лицом:

И символ горного величья,

Как некий благостный завет,

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт (Гумилев)

Образ лирического героя может объединяться в МЫ с собеседником-адресатом:

Там, где всё сверканье, всё движенье,

Пенье всё – мытам с тобой живем,

Здесь же только наше отраженье (Гумилев)

К участникам КА относят также объекттекста, выраженный формой 2 лица. Это обозначение а) оппонента-адресата, б) читателя или слушателя. Существуют разные способы представления адресата:

Чаще всего обозначаются формой 2 л. местоимений (ты, вы, твой, ваш).

2-ое лицо может быть представлено как:

а) собственное (II соб.) — могущее быть отождествленным с определенным — единичным или коллективным — реальным адресатом (собеседником, аудиторией): «Пускай ты выпита другим» (Есенин).; «О чем шумите вы, народные витии?» (Пушкин).;

б) несобственное (II несоб.) — когда имеется конкретный адресат обращения, но он заведомо не может воспринять это обращение: «Кобылица молодая… Что ты мчишься, удалая…» (Пушкин).; «Жизнь, зачем ты мне дана?» (Пушкин).; «Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна» (Фет);

в) обобщенное (II об.) — когда ты, или вы — человек вообще, или человечество, или некоторая категория людей: «Не то, что мните вы, природа…» (Тютчев).; «Не рассуждай, не хлопочи…» (Тютчев).; «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» (Ахматова); «О женщина, твой вид и взгляд…» (Пастернак).; «Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать…» (Пастернак); «Не спи, не спи, художник…» (Пастернак);

г) автокоммуникативное (II авт.) — когда ты = я (обращение к себе): «Живи еще хоть четверть века…» (Блок); «Не говори никому, Все, что ты видел, забудь…» (Мандельштам); «Ты выводы копишь полвека…» (Пастернак).

Читатель (слушатель) отделен от говорящего (пишущего) временем и пространством, но с ними писатель вступает в диалог. Автор может адресовать произведение конкретному читателю, от которого ждет понимания, снисходительности:

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь,

Искренний смех твой, да будет он звонок,

И безотчетен, как встарь (Цветаева)

Автор может подавать себя как наставник:


Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебетри завета:

Первый завет: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бездумно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная. что в мире оставлю поэта

(В. Брюсов. 1896).


2) Помимо местоимений, на адресата указывают обращения, распространенные и нераспространенные,

Синее море!

Красные зори!

Ветер ты, пьяный,

Трепли волоса! (А. Блок)

с междометием и без него (О, Волга, колыбель моя!). Обращения часто встречаются вавтокоммуникации (внутренний диалог или монолог). Внутренний диалог – диалог говорящего с самим собой Айда, Маяковский! Маячь на юг (Маяк.), с составляющими внутреннего мира лирического героя (сердцем, разумом, совестью, памятью, мечтой, сном и пр.): О разум! Сколько ты пылал! (Ахм.), с Господом, с самой жизнью, с внутренним голосом, музой и пр. Часто встречаются обращения-топонимы: О Франция, ты призрак сна, / Ты только призрак вечно милый (Гумилев). Внутренний монолог (синоним – «несобственно-прямая речь») – речь, обращенная сама к себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника (О.С. Ахманова). Пример – ишм глава повести М. Булгакова «Собачье иш».

3) Нередко имя адресата, с целью привлечения к нему внимания, ишму в заглавие произведения и обозначает реальное лицо, к которому обращена речь автора: «Анне Андреввне Горенко», «Мейерхольдам» (Гумилев).

Еще один способ адресации – акростих.


Ангел лёг у края небосклона,

Наклонившись, удивлялся безднам:

Новый мир был синим и беззвездным,

Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось обладанье

Ангела святого отраженье.

Тесно в мире, пусть живет, мечтая

О любви, о свете и о тени,

В ужасе предвечном открывая

Азбуку иш же откровений (Гумилев).


Первые буквы каждой строки, являясь графическим конекторным рядом, формируют имя и фамилию адресата, выраженную И.п., что создает скрытое, тайное посвящение.

В состав участников событий, процессов, ситуаций, но неучастников КА, входят объекты ситуаций.Это одушевленные и неодушевленные предметы, лица, реалии, явления, необходимые для заполнения художественного пространства, изображаемой ситуации. Е.С. Кубрякова пишет: «Нам кажется, что мы описываем мир и имеющиеся в нем объекты, тогда как фактически мы описываем наши ощущения, наше восприятие мира». Объекты ситуацій, заполняющие внешний и внутренний мир говорящего, могут быть определенными и неопределенными.

Выражению категории определенности способствуют следующие морфологические средства:

1) имена существительные, которые называют

· реальные природны явления:

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи (Ахм.)

· животный мир: Где-то кошки жалобно мяукают (Ахм.)

· явления цикличного времени: За сутками новые сутки / в вечерней скрываются мгле (Дуд.)

· пространство: За солнцем, за солнцем, свободу любя. / Умчимся в эфир голубой! (Блок)

· бытовые предметы (использование приема детализации создает «картинность» вещного мира, обобщает, уплотняет просттранство; нагромождение предметов быта вызывает у говорящего отрицательное отношение к ним):


Душа? Хотя бы в фонарный сток –

От этой фатальной фальши:

Папильоток, пелёнок,

Щипцов калёных,

Волос палёных,

Чепцов, клеёнок,

О-де-колонов,

Семейных, швейных

Счастий! (Цветаева)


· собственные существительные являются обозначением имени человека, реального, мифического, библейского лица, литературного героя, географического названия и пр.: (Уединенный кабинет / И Гёте на стене портрет (Блок)

· объекты могут называть детали портрета человека: (20) Как щеки запали, бескровны уста, / Лица не узнать моего (Ахм.), чувства:

Это самый скучный довод

Черной ревности твоей.

Горе душить – не задушит,

Вольный ветер слёзы сушит,

А веселье чуть погладит,

Сразу с бедным сердцем сладит (Ахм.)

· сенсорные слова, называющие то, что видит и слышит человек, в том числе сны, грёзы, видения автора и пр.:

Слух чудовищный ходит по городу,

Забирается в домы, как тать (Ахм.)

 

Категория неопределенности (т.е. намеки, недомолки, разорванность речи)используется в художественном тексте для характеристики «момента постижения» поэтом чего-то непонятного, неизвестного, таинственного, а также намеренно скрываемого. Это передается разными морфологическими средствами:

· субстантивированными формами прилагательных и причастий (23) (Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз (Ес.),

«Ваше имя?» Смех в ответ.

Вот пднялся вихорь снежный,

Побелело всё крыльцо…

И смеющийсяи нежный

Закрывает мне лицо… (А. Блок)

· свойством неопределенности обладают также местоимения неличных разрядов: указательные, относительно-вопросительные, неопределенные и отрицательные. Их введение можно представить градуированно: от обозначения предмета, в общем, известного говорящему (категория определенности) – к его обобщению, или незнанию, или полному отрицанию: категория неопределенности / небытия:

1. Предмет, лицо говорящему известны, но есть указание на прямую номинацию), но автор это лицо обозначает опосредованно:

Во всё новое нарядились.

Как в солдатики шли играть,

Ни плохих, ни хороших ,ни средних,

Все они по своим местам ,

Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там… (Ахм.)

«Все они» ‑ это солдаты, ушедшие на фронт. Их первичная номинация – «солдатики» ‑ введена автором в сравнение-фразему (участники известны), но их образ обезличен, и это стремление автора сделать их всех равными, с одной судьбой выразительно передано повторящимся местоимением ОНИ, усиленным квантором ВСЕ.

2. Объект известен автору, но не назван им, а лишь указан с помощью указательного или относительного местоимения:

Многое [слово с размытой семантикой] еще, наверно, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет

Иль во тьме подземный камень точит (Ахм.) Говорящий к скрытому знанию о предмете, о котором он имеет представление в общих чертах, присоединяет коннотацию некоторой неуверенности, сомнения.

3. Круг явлений, которые неясны и для говорящего. Местоимения имеют коннотацию недостоверности. гипотетичности, предположения:

(20) Я вспомню, и что-то должно появиться,

Как в сумрачной драме развязка, ‑

Печальная девушка, белая птица

Иль странная нежная сказка (Гумилев)

4. Объект вообще неизвестен автору:

Кто-то шепчет и смется сквозь лазоревый туман (Блок)

5. Обозначая при помощи неличного местоимения неизвестность объекта, лица, о котором идет речь, говорящий может называть лишь проявление его действия (например, голос) или состояния в чем-то, что названо в тексте:

Где-то там, в высоте голубой,

Чей-то голос порывисто страстный

Говорит о борьбе мировой (Гум.)

6. Категория неопределенности часто используется в поэтическом языке для создания ситуации таинственности, тайны, что нередко сопровождается чувством страха:

Там что-то притаилось и смеется (Блок)

Кто-то, огромный, бежит по реке (Белый)

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в вышине (Блок)

Сообщения об объектах часто сопровождаются рациональной (эпистемической, со значением сомнения, недостоверности. неуверенности, предположительности) и иррациональной (эмоциональной со значением радости, ожидания, таинственности, тревоги, боязни, страха) оценкой

Покажем на конкретном примере проявление категории антропоцентричности в тексте и роль системы средств реальности и ирреальности в создании художественного образа.

Великан (из цикла «Образы»)


«Поздно уж, милая, поздно…усни:

Это обман…

Может быть, выпадут лучшие дни.

Мы не увидим их… Поздно…усни…

Это –обман».

Ветер холодный призывно шумит.

Холодно нам

Кто-то, огромный. в тумане бежит…

Кто это там?

Сел за рекою. Седой бородой

Нам закивал.

И запахнулся в туман голубой.

Ах, это, верно, был призрак ночной

Вот он пропал.

Сонные волны бегут по реке.

Месяц встает.

Ветер холодный шумит в тростнике.

Кто-то бездомный поет вдалеке.

Сонный поет. <…>

А. Белый


Известно, что А. Белый пережил влияние нишцеанства. Нишце навеял А. Белому образы ирреального мира, к числу которых относятся великан и кентавры. Образ великана создает путем вынесения в заглавия слова ВЕЛИКАН, являющегося доминантой коннекторного ряда макротемы текста: великан – это – кто-то – кто это – призрак ночной – он – кто-то. Эти слова изображают состояние наблюдателей за ночным призраком: их невозможность точно назвать его, обозначить существительным свои ночные видения, поэтому местоимения наиболее правдоподобно передают состояние неуверенности, неопределенности, неузнавания.

Такими же таинственными являются для читателя и двое наблюдателей. Их коннекторный ряд: милая – мы – нам. Личные местоимения здесь тоже создают неопределенность, хотя это свойство им не присуще.

Знаки пунктуации также способствуют созданию общего настроения. Многоточия создают отрывистый, неспокойный темп речи, что свидетельствует о целой гамме чувств лирического героя: неуеренности, страха и пр.

Итак, текст стихотворения с обилием многоточий, местоимений передает «отрывистый, неспокойный темп». Он необходим автору для описания собственных настроений разочарования и «бегства к иллюзиям вымысла», «которым, как плащом, закрывается уязвленный жизнью» (А. Белый). «Иллюзии вымысла» создают в образе Великана воплощение безликих и безымянных страхов, передают некие иррациональные чувства, испытываемые поэом, «которые переполняют психику и создают препятствия для трезвой оценки действительности». Поэтому в данном поэтическом тексте определились три важных составляющих: в органичном сопряжении оказываются ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – ПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ ЕЁ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В МАТЕРИАЛЬНОЙ, «ОЩУТИМОЙ» ФОРМЕ.

А.А. Потебня делил поэтические средства на óбразные (тропы: метафоры, эпитеты, гиперболы и пр.) и безóбразные. В данном стихотворении именно и безóбразные местоимения выполняют основную эстетическую роль.

· Неопределенность может выражаться и синтаксически:

· с помощью неопределенно-личных и безличных предложений, где глагол выражается с помощью 3 л. мн. ч.: Сажают пассажиров, / Дают звонок, свистят (Пастернак); За воротами смеются, / Дальше – улица темна (Блок); прошедшего времени изъявительного или сослагательного наклонения: В дверь постучали , и ее открыли быстро; Об этом сообщили бы вовремя; В саду желтело, розовело (Евтуш.); Промозгло и мутно, туманно и вьюжно (А. Блок); составным глагольным сказуемым: И было тревожно смотреть в глубину (Блок).

Неопределенное лицо является частью стилистических фигур.

Ретардация(замедление) состоит в замедлении или приостановке повествования с целью возбудить любопытство, интерес адресата (обычно это лирические отступления), но и есть временное отклонение от темы, и ретардирующие вставки:

По службе занят муж ревнивый,

Она одна – разгул мечтам!

Вдруг дверью стукнули. «Кто там?

Андрюшка! Ах, тюлень ленивый!...»

Вот чей-то шаг – и перед ней

Явился… только не Андрей.

Вы отгадаете, конечно,

Кто этот гость нежданный был.(М.Ю. Лермонтов. Тамбовская казначейша»)

Остранение(от «странно» ‑ В.Б. Шкловский) – создание особого восприятия предмета, создание «виденья» его, а не «узнавания». Автор не называет вещь ее именем, а описывает, как первый раз увиденную: Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это?.. Пожар?Нет, это восходит луна (И.С. Тургенев) + пример из «Мертвых душ», когда Чичиков принимает Плюшкина за ключницу.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ЛЕКЦИИ

1. Что представляет собой категория антропоцентричности текста? Какие антропоцентры могут существовать в художественном произведении?

2. В чем различие образа автора и писателя? Образа автора и лирического героя? Писателя и рассказчика?

3. Назовите языковые способы выражения лирического героя в поэтическом тексте.

4. Как обозначается языковыми знаками адресат текста?

5. Что представляют собой объекты ситуации художественного произведения? Почему исследователи считают, что они наряду с лирическим героем и адресатом формируют антропоцентричность художественного текста.

6. Раскройте содержание терминов ретардация и остранение.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Определите коммуникативный статус данного ниже текста как сложную систему взаимоотношений между автором, адресатом, эксплицитными и имплицитными персонажами и пр. Определите способы выражения категории антропоцентричности в поэтическом тексте.


«Евгений Онегин» А.С. Пушкина

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!"

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.