Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность, значение и особенности менеджмента на современном этапе





Тема 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Развитие современного общества характеризуется постоян­ным ускорением эволюционных процессов. Время как бы сжи­мается, и каждый новый этап развития характеризуется все большей и большей насыщенностью событиями, а смена этапов происходит все более быстрыми темпами. Эти процессы харак­терны для всех сфер деятельности человека, в том числе и сферы материального производства. Современная производственная си­стема характеризуется расширением и усложнением хозяйствен­ных связей, высокой степенью изменчивости рыночной конъюнктуры.

Для выживания и развития в реальных усло­виях предприятиям, в том числе предприятиям пищевой промышленности необходимо приспосабливаться к динамично меняющим­ся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реали­зации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую состоятельность.

В настоящее время на предприятиях необходимо решать широкий круг задач, связанных со стратегическими изменениями и обновлением производства, разрабатывать альтер­нативные стратегии развития и обеспечения конкурентоспособ­ного хозяйствования. Одновременно необходимо решать проб­лемы снижения издержек, рациональной организации производ­ства и другие проблемы, обеспечивающие повышение эффективности про­изводства в долгосрочной и краткосрочной перспективе.



Однако потребность действовать сегодня часто превосходит имеющиеся знания менеджерского корпуса в области принятия управленческих решений, ориентированных на объективную реальность новых условий хозяйствования и развития (обеспече­ние устойчивого финансирования производственной деятель­ности, снабжения, сбыта продукции, решение вопросов инве­стиций и их финансирования и др.).

Рыночные реформы, происходящие в экономике Республики Беларусь в течение по­следнего десятилетия, существенно изменили характер взаимоотношений между участниками производственного и управленческого процессов, ме­жду государственными органами и хозяйствующими субъектами, между деловыми партнерами. Это обусловило изменение подходов к организации управления производственными процессами и коллективами работников. Появились новые формы управления и стимулирования персонала к производительно­му труду. Работникам, занятым в сфере управления, теперь приходится считаться с появлением новых внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты деятельности предприятий.



Новые условия хозяйствования определяют повышение значения менеджера в организации производства, в управлении коллективами, ужесточают требования, предъявляемые к личным и профессиональным качест­вам менеджера, особенно в производственной сфере деятельности, к его компетентности, умению быстро ориентироваться в изменяющихся условиях рыночной экономики, умению оценить степень риска и принять оптимальное решение.

Современный менеджмент играет сегодня важную роль в организации, решая самые многоплановые задачи, поэтому в упрощенном понимании,менеджмент может быть представ­лен как деятельность по достижению поставленных целей орга­низации, используя труд, интеллект и мотивы поведения дру­гих людей.

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий.

Во-первых, менеджмент озна­чает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организа­ций.

Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по уп­равлению достижением желаемого результата конкретной дея­тельности.

И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определен­ной категорией людей (определенным социальным слоем), кото­рые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятель­ность превратилась в самостоятельную профессию, область зна­ний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.



Однако приведенное выше представление менеджмента явля­ется слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению орга­низацией для достижения ее целей. В литературе по менеджмен­ту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наибольшее рас­пространение:

1.Менеджмент — это достижение целей организации посред­ством скоординированных усилий работающих людей.

2.Менеджмент — это особый вид деятельности, превращаю­щий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправлен­ную и производительную группу (организацию).

3. Менеджмент — это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации пос­редством скоординированного использования человеческих и ма­териальных ресурсов.

Несмотря на различия, приведенные примеры определения менеджмента позволяют выделить его общие черты: обязательное наличие цели при управлении; особый, интеллектуальный харак­тер этого вида деятельности; управление имеет место в организа­ции. Кроме того, дополнительно к перечисленным общим чертам следует выделить в определении менеджмента присущую ему со­вокупность основных процессов управления: планирование, орга­низация, руководство и контроль.

Термин «Менеджмент» (management) американского про­исхождения и не переводится на русский язык дословно. В рус­ском переводе этот термин является аналогом понятия «управле­ние», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управле­нию организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управ­ление государством и т.д.), а также применительно к органам уп­равления.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению со­циально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя в послед­нее время его стали употреблять и в отношении не предпринима­тельских организаций.

В англоязычных и других рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельнос­тью, тогда как для других значений используются другие поня­тия. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration» (переводится как государственное управление), а также другие термины (например, «business administration »).

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Это проявляется:

- в направленности дея­тельности организаций (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребите­лей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получе­ние желаемой (планируемой) прибыли.

-в постоянной адаптации деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социаль­но-экономической среды.

- в направленности управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затрата­ми. При этом объективная оценка конечных результатов деятель­ности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоя­тельных подразделений определяется на рынке в процессе реали­зации продукции и услуг.

- в хозяйственной самостоятельности субъектов хозяй­ствования, обеспечивающей свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необхо­димость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при при­нятии обоснованных и оптимальных решений.

Учитывая изложенное, определение менеджмента может быть уточнено.

Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на дости­жение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе лю­бой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресур­сов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности предпо­лагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может вла­деть ее акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет уси­лия работников различных специальностей, включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, которые работают под руко­водством менеджера, управляющего предприятием, производ­ственным отделением или корпорацией в целом.

Понятие «менеджер» определяет принадлежность конкретного специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии предприятия, а также сферы его профессиональной подготовки и практической работы.

Профессиональный менед­жмент как самостоятельный вид деятельностипредполагает на­личие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менед­жера и в качестве объекта— хозяйственную деятельность пред­приятия, его конкретную сферу или подразделение (производ­ство, сбыт, финансы, НИОКР,другие сферы и подразделения).

Под хозяйственной деятельностью предприятияв определе­нии менеджмента понимается его функционирование в любой от­расли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и т.д.). При этом учитывается любая функциональная область деятельности (НИ­ОКР, производство, сбыт, финансы и другая деятельность), если она направлена на получение прибыли, предпринимательского дохода или социальной выгоды как конечного результата (желае­мых целей) такой деятельности.

Содержанием хозяйственной деятельности предприятия являет­ся обеспечение процесса производства всеми необходимыми ре­сурсами и организация технологического цикла преобразования ресурсов в конечный продукт (услугу) в целом.

Понятие технологического цикла включает получение ре­зультатов НИОКР, их внедрение в производство, разработку и со­вершенствование технологий производства, обеспечение требуе­мого качества продукции, осуществление коммерческих опера­ций, проведение операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов, обеспечение технического обслуживания продук­ции, материально-технического снабжения производства, обеспе­чение финансовыми ресурсами, персоналом и т.д.

Успешная хозяйственная деятельность предприятия требует управления, которое постоянно направлено на поиск и формиро­вание новых возможностей, представляемых внешней средой и формируемых самим предприятием, умение привлекать и ис­пользовать для решения поставленных задач ресурсы самых раз­нообразных источников, добиваясь получения максимально воз­можного результата при минимальных затратах.

Определение целей предприятия на ближайшую и дальней­шую перспективу является одним из главных элементов в менеджменте. Различают общие цели, определяющие направления и концепцию развития предприятия в целом, и специфические, ко­торые разрабатываются по основным видам его деятельности в рамках общих целей. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и его обеспеченности соответствующими ресурсами, а также учета угроз и возможностей внешней среды.

Рациональное использование материальных и трудовых ре­сурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата. Это осуществляется в про­цессе управления, когда усилия работников предприятия (груп­пы сотрудничающих людей) направляются на достижение его об­щих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, соци­ально-психологических задач, возникающих в процессе хозяй­ственной деятельности предприятия.

Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устрой­ство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловлен­ные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хо­зяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы эко­номического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отно­шений собственности, маркетинг и т.п.).

Как системная наука менеджмент использует в своих исследованиях и выводах результаты различных наук, в числе которых:

- экономические науки — экономическая теория, экономика предприятий, мировая экономика, ценообразование, финансирование и кредитование, статистика, бухгалтерский учет, маркетинг, организация производстваи др.;

- общественные науки — философия, социология, психология, социальная психология, конфликтология, политология и др.;

- юридические науки — гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое и другие отрасли права;

- общенаучные и информационные дисциплины — математическое моделирование, исследование операций, информатика и вычислительная техника, информационные технологии;

- науки об управлении объектами (независимо от их природы) — кибернетика, системный анализ и общая теория систем, структурный и функциональный анализ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.