Сделай Сам Свою Работу на 5

Карьера как социальная модель продвижения по службе и карьера как история жизненного пути, пройденного индивидом.





Лекция 1. Исторический обзор представлений о карьере. Подходы к определению феномена карьеры.

План:

Исторические условия развития научного интереса к феномену карьеры.

Подходы к определению феномена карьеры общее и специфичное.

Трансформация подходов к определению феномена карьеры.

Карьера как социальная модель продвижения по службе и карьера как история жизненного пути, пройденного индивидом.

История изучения карьеры в науке:

В 70-е гг. XX века исследование карьеры вступило в период зрелости, что подтверждает большое количество литературы, ежегодно выпускаемой по этой проблематике, создание отделений карьеры в Академии управления США и Американском обществе тренировки развития.

Во многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журналах («Journal of Vocational Behavior», «Human Relations», «Human Management», «Journal of Counseling Psychology») и посвященных проблематике карьеры, в самом начале публикаций приводится предельно общее определение карьеры. Основное же внимание авторы уделяют соподчиненным понятиям: мотивации к карьере (F.Herzberg, 1959, J.W.Atkinson, 1961; D.McClelland , 1975, A.Noe, R.Noe; J.Bachuber, 1990), специализации в карьере (M.C.White, A.Smith, T.Barneff, 1994), субъективному карьерному успеху (S.Aryee, Y.W.Chay, 1994), гендерным аспектам карьеры (D.Levinson, 1978; R.Droege, 1982; D.Adams, 1983; J.A.Clauzen, 1981), модели карьеры (D.Levinson, 1978; D.Super, 1963; Feldman, 1989; E.H.Shein, 1990); механизмы карьерного процесса (R.Bretz, 1991; D.T.Hall, 1968); управление карьерой (J.S.Helbing, 1987; D.T.Hall, 1986; J.D.Krumboltz, 1976) описывая их достаточно глубоко.



Не смотря на то, что интерес зарубежных исследователей к вопросам управления, планирования карьеры и к её составляющим появился и развивался раньше, в современных работах отечественных ученых более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятия «карьера». Исследования в области карьеры в нашей стране имеют с одной стороны, сравнительно недавнюю историю, с другой – современная наука и практика располагает обширными междисциплинарными исследованиями в области карьеры. В психологии изучаются можно выделить ряд направлений в изучении данного феномена как: изучение траектории движения человека в профессиональном пространстве (Ю.В.Укке, 1971; П.Синисало, 1987; Н.С.Пряжников, 1996, А.К.Маркова, 1996; Л.М.Митина, 1996; Е.А.Могилевкин, 2007; Л.Б.Шнейдер, 2006; Т.Х.Невструева, Т.Г.Гнедина, 2006; В.П.Осоков 2003); гендерные исследования карьеры (О.А.Гаврилица, 1988; В.Г.Горчакова, 2000; Г.В.Турецкая, 2001; М.В.Сафонова, 1999; Т.Ю.Гайнутдинова 2003; С.Т.Джанерьян 1999, 2005; О.М.Разумникова 2004); психология управления и организационная психология (А.Я.Кибанов, 1997; Д.М.Иванцевич, А.А.Лобанов, 1995; А.П.Егоршин, 1999; Т.Ю.Базаров, 2002; В.А.Поляков, 1995; Е.Г.Молл, 1999; П.В.Журавлев, 2007) [6].



Акмеологические направления научного поиска освещаются в работах А.А.Деркача, 1997; А.А.Бодалева, Л.А.Рудкевич 1997, И.Д.Ладанова, 1997; О.В.Москаленко, 2007. В педагогике проблема построения и сопровождения профессиональной карьеры решается в работах О.Л.Поминовой, 2001; Е.В.Кисилевой, 2006; Т.А.Челноковой, 2008; Т.Н.Крисковец, 2005; М.В.Александровой, 2007. Кадровый менеджмент также вносит свой вклад в раскрытие общих законов и закономерностей карьерного процесса, в трудах таких исследователей как: С.В.Шекшня, 1996; Н.К.Маусов, М.Н.Кулапов, П.В.Журавлев, 1993; Е.В.Охотский, 1996; М.Е.Соколова, 2008; Р.Л.Кричевский, 1998. Исследования в области социологии, политологии представлены работами Ф.Р.Филиппова, 1991; Н. Р.Галиакберовой, 2003; С.Г.Айвазовой, 2001; Л.В.Бабаевой, 1997; А.Е.Чириковой, 1996; В.Д.Анурина, 2006.

Имеются многочисленные работы, посвященные начальным этапам карьеры (И.А.Новикова, Полянская Е.Н., 2002; Н.Л.Кирт 2000; А.М.Шевелева 2000; Н.Л.Кирт 2000; Д.А.Ткач, 2004 и др.)

Исследования по вопросам карьеры, выполненные в последнее десятилетие также поражают своим междисциплинарным характером и многосторонностью анализа: С.В.Митюнина Модели профессиональной карьеры личности, 2006; А.А.Жданович Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов, 2008; Е.В.Садон Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста, 2009; А.С.Миронова-Тихомирова Психологическая структура карьерной готовности выпускника Вуза, 2006; Задорожникова Е.Б. Профессиональная карьера женщин: Социологический анализ состояния в условиях радикальных перемен, 2003; А.В.Шаповалов Процессуальный анализ карьер представителей различных профессиональных групп, 2006; Ф.О.Семенова Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы, 2011; Н.Р. Галиакберова Статус и карьера женщины в современном российском обществе, 2003; Т.В.Мамина Специфика лингвокогнитивного моделирования сценария «карьера» в русском языке, 2011; Т.Д.Шерет Виды и характеристики отношений к профессиональной карьере у служащих страховой компании, 2006; М.А.Плотников Карьера как акмеологический механизм профессиональной самореализации кадров управления, 2010.



О сущности понятия «карьера»:

Слово «карьера» пришло к нам из французского языка. Этимологически понятие «карьера» (от франц. carriere) означает успешное продвижение вперед в области общественной, служебной, политической и научной деятельности, род занятий, профессию. Судя по мнению В.Даля, карьера обозначает путь, ход, поприще жизни, успехи в достижении целей. В толковом словаре С.И.Ожегова это понятие трактуется следующим образом: род занятий, деятельности, путь к успехам, видному положению в обществе, а также само достижение такого положения. Энциклопедический словарь дает значение слова «карьера» как продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Опираясь на анализ определений, которые даются в словарях следует заключить, что они довольно единодушно трактуют карьеру как успех в чем-либо, но остается не раскрытым вопрос о природе этого успеха, в чем он выражается (чаще всего, успех описывается через объективное выражение). Кроме того, словари довольно единодушно вносят негативную окраску в слова «карьеризм» и «карьерист», связывая их с погоней за успехом, обусловленную стремлением к личностному благополучию, к достижению корыстных, индивидуалистических целей. Ориентируясь на такое понимание сущности карьеры, в отечественной психологии до недавнего времени это понятие практически не использовалось. В подобной трактовке, поднятие «карьера» не интересовало психологов.

Ситуация меняется, когда ученые начинают уделять внимание не самому процессу карьеры, с точки зрения его внешнего выражения а роли личности в построении и развитии карьеры, тогда в оборот вводятся понятия: мотивы карьеры, личностные детерминанты карьеры, карьерная готовность и т.д.

Карьера изучается в различных в науках: социологии, менеджменте, психологии, экономике. В каждом из этих направлений понятие карьеры имеет свою специфику.

В рамках экономического подхода карьера рас­сматривается как последовательность позиций, за­нимаемых личностью в имущественной иерархии, которая измеряется уровнем дохода, приносимым профессиональной деятельностью. Основной проб­лемой является повышение эффективности органи­заций через стимулирование мотивации трудовой деятельности персонала. Анализируется зависимость эффективности работника от времени нахождения в должности, а также временной порог экономической эффективности его пребывания в данной должности для организации. Наиболее ярко специфика эко­номического подхода проявляется в использовании понятия «управление карьерой», под которым пони­мается планомерное организованное продвижение работника с учетом его опыта, знаний, умений, ка­рьерных ориентаций.

В социологическом подходе карьера опреде­ляется в широком смысле как общая последователь­ность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой), в узком - как динамика положения и активности личности в трудовой деятельности. В этой области научно­го знания можно выделить два уровня анализа рас­сматриваемого понятия - индивидуальный и социально-институциональный, - которые отража­ют осмысление карьеры как феномена в жизнедея­тельности человека и социальной системе. На индивидуальном уровне рассматривается стремле­ние человека достичь положения, позволяющего наиболее полно удовлетворять свои потребности, на социально-институциональном - движение субъекта трудовой деятельности в системе социаль­но-экономических отношений. Было показано, что социально-профессиональные группы различают­ся по следующим критериям карьерных процессов:

· карьерное пространство (степень влияния мезо- и микрофакторов);

· социальная мобильность (преобладание вертикальных или горизонтальных карьерных процессов);

· объективные возможности для карьеры (сте­пень объективных ограничений карьерного про­движения);

· результаты карьеры (степень достижения карьерных целей);

· динамичность карьеры;

· осознанность карьеры;

· планируемость/спонтанность карьеры;

· эндогенность/экзогенность (внутренняя или внешняя причинность карьерных процессов).

Различия по выделенным критериям, которые обнаруживают социально-профессиональные группы, обусловлены содержанием профессио­нальной деятельности и спецификой внешних де­терминант.

Наиболее широко понятие «карьера» рассмат­ривается в педагогическом подходе. Это - «целе­направленный процесс и результат формирования жизненной траектории человека, охватывающий ближнюю и дальнюю перспективу, с учетом ценно­стей и целей общества и личности, позволяющий осуществлять рефлексивное видение себя и своего места в системе общественных и производственных отношений». При таком понимании карьера рассматривается в контексте профессиональной ориентации, личностного и профессионального са­моопределения, что отражается в понятии «плани­рование карьеры». В педагогическом подходе основной проблемой является изучение влияния различных воспитательных институтов на форми­рование установки успешного карьерного продви­жения, разработка программ для оказания помощи в этом направлении.

В психологическом подходе карьера рассмат­ривается как серия исполняемых личностью ролей, выбор которых и успех в их исполнении детерми­нированы потребностями, ценностями, установка­ми, интересами, предшествующим опытом и ожи­даниями в будущем. Однако, в психологических определениях, тоже есть разные толкования данного феномена. На основе анализа определений понятия «профессиональная карьера», представлен­ных в научной литературе, С.Т.Джанерьян выделяет следующие трактовки его понимания:

· вид профессиональной деятельности на отдель­ных этапах трудового пути личности (Е.А.Климов);

· последовательность должностей, профес­сий, мест и позиций в течение трудовой жизни лич­ности, включая до- и постпрофессиональные позиции (студенчество и выход на пенсию) (О.А.Гаврилица, Е.Г.Молл);

· вид деятельности, слитый с образом жизни и включающий различные сферы жизни (Л.Волкова);

· призвание как деятельность, наилучшим образом исполняемая и согласующаяся с жизнен­ной задачей человека (А.Маслоу, В.Франкл);

· профессиональный опыт, не сводимый к профессии или профессиональной роли, который выражается через общественную активность (Н.С.Пряжников);

· профессиональный путь человека, в кото­ром происходит развитие субъекта (К.А.Абульха- нова-Славская, А.Р.Фонарев, Е.Г.Молл).

Таким образом, отличительной особенностью психологического подхода к пониманию карьеры является контекст личностных преобразований субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, понятие «карьера» и аспекты его анализа меняется в зависимости от той науки, которая занимается его изучением, а также от макросоциальных условий, в которых происходит построение и развитие карьеры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.