Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая коррекция проблем и трудностей психического развития дошкольников. Понятие, сущность и специфика психологической коррекции.





Обед 12.00-13.00

 

 

День недели   Время   Содержание работы   Направление  
Понедельник   9.00-12.00 (3 часа)   Психодиагностика (индивидуальная)   По плану  
    13.00-17.00 (4 часа)   Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные)   По плану  
Вторник   10.00-12.00 (2 часа)   Методическое время (оформление документов)   По плану  
    13.00-15.00 (2 часа)   Методическое время (обработка результатов)   По плану  
    15.00-19.00 (4 часа)   Консультирование родителей (индивидуальное и групповое)   По плану, по запросу  
Среда   9.00-12.00, (3 часа)   Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные / групповые)   По плану, по запросу  
    13.00-14.00 (1 час)   Консультирование воспитателей и педагогов (групповое)   По плану, по запросу  
    14.00-17.00 (3 часа)   Психодиагностика (индивидуальная / групповая)   По плану, по запросу  
Четверг   9.00-12.00 (3 часа)   Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальное)   По запросу  
    13.00-14.00 (1час)   Методическое время (оформление документации)   По плану  
    14.00-17.00 (3 часа)   Психодиагностика (индивидуальная)   По запросу  
Пятница   9.00-12.00 (3 часа)   Методическое время   По плану, по запросу  
    13.00-17.00 (4 часа)   Методическое время (обработка результатов)   По плану  

 



 

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.



Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического (воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с "программой образования и развития детей", принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели - обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.



Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (см. Приложение 5).

Журнал психологических запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.

В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих (см. Приложение 3).

Итоговый отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.

 

 

Психологическая коррекция проблем и трудностей психического развития дошкольников. Понятие, сущность и специфика психологической коррекции.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

В переводе с латинского языка «коррекция» («correction) переводится как «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и клинической психологии не только применительно к детям с проблемами в развитии, но и к детям с нормальным психическим и физическим развитием.

В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Учитывая широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существует много разногласий относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей [Спиваковская, 1988] Другие авторы видят в ней метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990] или совокупность психологических приемов, используемых психологом для коррекции личностных свойств или поведения психически здорового человека [Осипова, 2000]. В патопсихологии и в специальной психологии термин «психокоррекция» используется для обозначения одного из способов психологического воздействия, направленного на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия., Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в понимании сущности психокоррекции и психотерапии возникли не в соответствии со спецификой их воздействия на личность, а в связи с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин «психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом.

И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов видит различия между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко используется в психиатрической клинике [Критская, Мелешко, Поляков, 1991 ]. Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики [Защепицкий, 1983; Исурина, 1983]. «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретает метод психологической коррекции» [Исурина Г 1983, с. 250].

А. А. Осипова [2000] выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности; ориентация на среднесрочную помощь; направленность на изменение поведения и развития личности. На наш взгляд, нельзя согласиться с автором, что объектом психологической коррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного негативным влиянием биологических факторов.

Основная цель психологической коррекции нормального детства состоит в том, чтобы способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции, которая осуществляется клиническими психологами, пато- и нейропсихологами. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрения и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование саморегуляции, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.