Сделай Сам Свою Работу на 5

Система государственного управления охраной труда в Украине





Одной из функций современного государства является проведение социальной политики, направленной на повышение безопасности труда. Осуществление этой функции невозможно без соответствующего государственного управления охраной труда. Управление охраной труда - это подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий направленных на обеспечение здоровья и работоспособности человека во время труда.

В управлении охраной труда используются следующие основные принципы: плановость, контроль управления, обратной связи, подбора кадров, ответственности.

Выполнение функции управление направлено на решение следующих задач:
- соответствующая подготовка кадров: обучение работников по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда, профессиональный отбор работников отдельных профессий;
- обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий, сооружений;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- организация лечебно-профилактического обслуживания работников;
- профессиональный отбор работников по отдельным профессиям;
- совершенствование нормативной базы по охране труда.
Система управления охраной труда в Украине состоит из государственного управлення и системой управления охраной труда СУОТ предприятий. Государственная система управления образована по административно-отраслевому принципу и состоит из:
- Президент Украины;
- Кабинет Министров Украины;
- министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда - Государственный комитет по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора (Госгорпромнадзор);
-местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Национальный совет по вопросам безопасности жизнедеятельности населения



Для разработки и реализации целостной системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров Украины создан Национальный совет по вопросам безопасности жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.



Национальный совет:
а) разрабатывает и осуществляет меры по созданию целостной системы государственного управления охраной жизни людей на производстве и профилактики бытового травматизма, вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения о совершенствовании этой системы;
б) организует и обеспечивает контроль за выполнением законодательных актов и решений Правительства Украины;
в) координирует деятельность центральных и местных органов государственной исполнительной власти в области охраны жизни людей на производстве и профилактики бытового травматизма;
г) организует проверки деятельности центральных и местных органов государственной исполнительной власти и заслушивает на своих заседаниях или заседаниях бюро Национального совета отчеты их руководителей.

д) участвует в международном сотрудничестве, способствует изучению, распространению опыта в области охраны жизни людей на производстве и профилактики бытового травматизма.
Решения Национального совета и его бюро, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

8.Органы государственного надзора за охраной труда, их основные полномочия и права.

Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда осуществляют:
- высший надзор за соблюдением и правильным применением законов по охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
- Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;
- Государственный комитет по ядерной и радиационной безопасности;
- органы Государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;
- органы и учреждения санитарно-эпидемической службы Министерства охраны здоровья Украины;
Органы Государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, народных депутатов и действуют согласно положений, утверждаемых Кабинетом Министров Украины.
Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда имеют право:
- беспрепятственно в любое время посещать подконтрольные учреждения для проверки, получать от собственника необходимые объяснения, материалы и информацию по вопросам охраны труда;
- направлять руководителям предприятий и их должностным лицам, местных советов народных депутатов и других центральных органов государственной исполнительной власти обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда;
- приостанавливать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования до устранения нарушений требований по охране труда, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих;
- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства или иных нормативных актов по охране труда;
- направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.
Владелец должен бесплатно создать необходимые условия для представителей органов государственного надзора за охраной труда.
Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда отвечают за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством.



9. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

В системе контроля за охраной труда, кроме государственного надзора важную роль играет общественный контроль
В соответствии с ЗУ об ОТ (ст 41) общественный контроль осуществляют:
• Трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных лиц
• Профсоюзы (центральный, областные, местные)
• Гражданский (общественный ) инспектор по охране труда, который, как правило, избирается профсоюзом
Деятельность уполномоченного от трудового коллектива по вопросам охраны труда осуществляется на основе типового положения, которое утверждается общим собранием трудового коллектива. Уполномоченные избираются на общем собрании из числа опытных и компетентных работников на срок действия выборного органа собрания трудового коллектива. Количество их определяется в зависимости от конкретных условий производства.
Свои обязанности уполномоченные выполняют без отрыва от основной работы, отчитываются о работе не реже 1 раза в год на общем собрании коллектива.
Уполномоченные осуществляют контроль за:
- выполнением требований по ОТ
- обеспечением работников инструкциями, положениями по ОТ
- обеспечением работников спецодеждой и СИЗ
- своевременным и правильным расследованием и документальным оформлением несчастных случаев и профзаболеваний
- использованием фонда ОТ по назначению
Уполномоченные привлекаются к разработке положений раздела «Охрана труда» коллективного договора
Уполномоченные (контроллеры) должны пройти обучение по вопросам охраны труда и трудового законодательства. На время обучения и осуществления контроля они освобождаются от своих непосредственных трудовых обязанностей с сохранением средней заработной платы, которая указывается в коллективном договоре.
Уполномоченные трудового коллектива имеют право:
- беспрепятственно проверять состояние ТБ и гигиены труда, соблюдение работниками правовых актов по ОТ
- вносить в специальный журнал обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении нарушений
- требовать от должностных лиц устранения угрозы и прекращения работы трудящихся в случае угрозы жизни или здоровью
- вносить предложения о привлечении виновных в нарушении законодательства лиц к ответственности
В связи с особым характером обязанностей уполномоченного по вопросам ОТ, гарантии для него вопросов относительно увольнения с работы, привлечения к ответственности должны предусматриваться в коллективном договоре

10. Служба ОТ предприятия. Согласно ЗУ «О ОТ» служба ОТ создается работодателем, который разрабатывает и утверждает Положение о службе ОТ, определяет структуру службы ОТ, ее численность, основные задачи, функции и права ее работников. Служба ОТ создается на предприятии с количеством работающих 50 человек и более. В других случаях функции этой службы могут выполнять в порядке совместительства. На предприятиях с количеством работающих менее 20 лиц могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах. Работники службы ОТ имеют право выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для выполнения предписания относительно устранения имеющихся недостатков. Предписание может отменить только работодатель. Основные задачи, функции и права службы ОТ. - обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по вопросам ОТ;- обеспечение работников СИЗ;- обеспечение безопасности производственных процессов, оборудования, зданий;- профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам ОТ;- выбора оптимальных режимов труда и отдыха. Функции службы ОТ:- проводит с работниками вводный инструктаж;- готовит проекты приказов и распоряжений;- обеспечивает надлежащее оформление и хранение документации;- организует: обеспечение работающих правилами, стандартами, положениями, инструкциями;- принимает участие в: расследовании НС; организации обучения по вопросам от; разработке положений, инструкций, нормативных актов по от; - контролирует: соблюдение действующего законодательства; выполнение должностных инструкций; выполнение предписаний должностных лиц государственного надзора; использование целевых средств; своевременного проведения инструктажей; обеспечение работающих СИЗ; выполнение мероприятий, приказов, распоряжений по ОТ.Специалисты службы ОТ имеют право:-беспрепятственно посещать производственные объекты;- проверять состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды, выдавать обязательные для исполнения предписания;- требовать от должностных лиц отстранения от работы работников, не прошедших медосмотр, инструктаж, обучение по ОТ;- направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования относительно ОТ.

11. Общественный контроль за состоянием ОТ в организации.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное работниками лицо.
Профсоюзы и уполномоченные по вопросам охраны труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно Закону "Об охране труда" в случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, или на предприятиях, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников. Профессиональные союзы также имеют право:
- на проведение независимой экспертизы условий труда,
- участвовать в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои заключения о них;
- беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов по охране труда на объектах предприятия и тп.

Законодательство Украины (Кзот, Закон о "Профессиональных союзах" и др.) возлагает на профсоюзы немало полномочий, касающихся охраны труда. Представители профсоюзов принимают участие в решении таких вопросов:
- разработка национальной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;
- разработке нормативно-правовых актов по охране труда;
- расследование несчастных случаев и профзаболеваний и тп.
Также к основным формам контроля за состоянием охраны предприятия относятся административно-общественный многоступенчатый контроль является одной из лучших форм контроля за состоянием охраны труда, но возможность его эффективного функционирования обусловлена наличием сотрудничества и взаимопонимания между работодателем и профсоюзами предприятия. Этот контроль проводится на нескольких (как правило - трех) уровнях. На первой ступени контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На второй ступени - начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, электрик, технолог) два - четыре раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третьей ступени контроля ежемесячно (согласно утвержденному графику) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. Результаты работы комиссии фиксируются в журнале третьей ступени контроля рассматриваются на совещании.

Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении.
Согласно ст. 20 Закона Украины "Об охране труда" в коллективном договоре (соглашении) стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышения существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.
Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников и работодателей. Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лица.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
- изменения в организации производства и труда;
- обеспечению продуктивной занятости;
- нормирования и оплаты труда, установления форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т.д.);
- установление гарантий, компенсаций, льгот;
- режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
- условий и охраны труда;
- обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
- гарантий деятельности профсоюзной или других представительных организаций трудящихся.
Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на рассмотрение общих собраний трудового коллектива. После одобрения проекта коллективного договора общим собранием трудового коллектива он подписывается уполномоченными представителями сторон. После одобрения и подписания документа обязательства становятся обязательной для исполнения нормой, что действует в рамках предприятия.
Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и являются обязательными как для работодателя, так и для работников предприятия.

12. Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться на предприятиях, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работников, а также на их потомков как теперь, так и в будущем.

Главная цель аттестации - регулирование отношений между работодателем и работниками по реализации их прав на охрану здоровья и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.
Результаты аттестации являются основой для решения вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении», других льгот и компенсаций (таких как ежегодный дополнительный отпуск, доплата работникам за условия труда, сокращенная продолжительность рабочей недели, выдача молока и других равноценных продуктов), а также разработки и реализации организационных, технических, экономических и социальных мероприятий (включая и коллективный договор) по улучшению условий трудовой деятельности.
Периодичность аттестации устанавливается предприятием в коллективном договоре, но не реже одного раза в 5 лет.
Аттестация рабочих мест заключается в:
• выявлении на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов и причин, которые их создают;
• проведение санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда на рабочем месте;
• подтверждении и установлении права работника на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и другие льготы и компенсации в зависимости от условий труда;
• проверке правильности применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
• решении спорных вопросов, которые могут возникнуть между работодателем и работниками относительно условий труда и оздоровления.
Контроль за проведением всех этапов аттестации на предприятии осуществляет назначенная приказом руководителя постоянно действующая аттестационная комиссия. В эту комиссию, как правило, могут входить специалисты службы охраны труда, отдела кадров, труда и заработной платы, главные специалисты предприятия, медицинские работники органов здравоохранения предприятия и т.д.

Практика некоторых предприятий показывает, что наиболее эффективным является привлечение для проведения аттестации организаций (территориальных санитарно-эпидемиологических станций, научно-исследовательских учреждений, экспертно-технических центров и т.д.), которые специализируются на комплексном выполнении указанных выше работ, включая выполнение санитарно-гигиенических исследований и оформления результатов.
Такие организации (а именно их лаборатории) должны быть аттестованы Министерством здравоохранения Украины и аккредитованы органами Госстандарта Украины.
Лабораторные

исследования физических, химических, биологических, определение психофизиологических факторов проводятся в процессе работы работников в характерных (типовых) производственных условиях, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
При этом определяются:
• уровни запыленности и загазованности вредными химическими веществами;
• уровни вибрации;
• уровни звукового давления (шума, ультразвука, инфразвука);
• параметры микроклимата в помещении и снаружи помещения;
• тяжесть и напряженность труда, рабочая поза;
• уровни освещения;
• сменность работы и т.д.
Результаты исследований оформляются протоколами. В протоколах определяется гигиеническая оценка условий труда путем сопоставления фактически установленных показателей с нормативными, а также определяется уровень вредности и опасности каждого фактора производственной среды .На основании данных протоколов исследований заполняется один из основных документов аттестации –карта условий труда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.