Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан.





План лекции (1 час)

Ключевые слова: статус, человек, гражданин, права, свободы, обязанность., омбутсмен

Цель: ознакомить с основными моментами правового положения человека и гражданина, гарантиями статуса

Важнейшей сферой отношений, регулируемых конституционным правом Республики Казахстан, являются отношения между человеком и государством.

Правовой статус личности является знаковым, всеохватывающим институтом практически всех отраслей действующего права страны, так как во всех сферах отношений, регулируемых правом, личность выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, определенных нормами конкретной отрасли права. Все важнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правовом статусе личности, выступающем основой, центральным звеном государственной и правовой жизни. Становление, развитие правового статуса личности позволяют раскрыть содержание и сущность политического режима в государстве, поскольку отношения личности и государства являются важнейшим признаком, характеризующим природу государства как правового или неправового.



Так, государство, основанное на персоноцентристской парадигме: от человека к государству, признающее приоритет прав человека и ограничивающее этими правами свои властные функции, -является правовым, демократическим. И наоборот, неправовым и недемократическим является государство, основанное насистемоцентристском подходе, попрании прав человека и превращающее его в "винтик" государственного механизма, назначение которого - безотказное выполнение отведенных ему функций1. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через правовой статус человека и гражданина, место и роль личности в обществе, ее взаимоотношения с государством.

Сложные связи, возникающие между личностью и государством, требуют четкой урегулированности и упорядоченности, правового фиксирования их прав и обязанностей. Такое требование обосновано особой важностью взаимосвязи между личностью и государством для поддержания существующего конституционного строя, его нормального и эффективного функционирования. Взаимосвязи личности и государства, правовые связи граждан друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.



Правовой статус личности может быть охарактеризован как совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации, закрепляемых государством в нормативных правовых актах. В этой связи в теории права особое внимание уделяется изучению сущности и содержания прав и обязанностей как основного элемента права. Наиболее емко такая позиция была выражена видным советским ученым Г.В. Мальцевым, считавшим, что ничего более важного, чем права и обязанности, в структуре права по существу нет: "Система прав и обязанностей-сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем"2.

Права и обязанности фиксируют прежде всего сложнyю систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. В правах и обязанностях не только фиксируются образы, стандарты поведения, которые государство считает целесообразными и значимыми для нормальной жизнедеятельности общества, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений личности и государства. Такую систему эталонов, образцов граждан, поощряемых и защищаемых от нарушений государством, по сути своей представляет правовой статус личности. Именно в этой связи ключевое значение для социально-правового регулирования взаимоотношений человека и государства имеет пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, согласно которому "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".



Смысл этой высокой конституционной формулы в том. что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, государству принадлежит исключительно важная роль. Дело в том, что только государство выступает как официальный представитель всего общества. И поскольку от имени общества выступает государство, то в силу этого и отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер. Сердцевиной же нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством является правовой статус личности.

Положение личности в обществе определяется не только нормами права, но и другими видами социальных норм, в основе которых лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение личности в соответствующей системе общественных отношений. Правовые нормы лишь закрепляют социальный статус личности, вводят его в юридические рамки. Следовательно, социальный и правовой статус личности соотносятся как содержание и форма.

В самом общем виде правовой статус личности охватывает все институты и отношения, определяющие место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, и принципы их взаимоотношений. Правовой статус является комплексной правовой категорией, распространяющейся на всех субъектов права, и обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным социальным группам и индивидам. На этой основе складываются основные виды правового статуса, имеющие наиболее существенное значение: общий (или конституционный) правовой статус; специальный (родовой) правовой статус; индивидуальный статус личности.

Общий (конституционный) правовой статус - это статус личности как человека и гражданина, определяемыйпрежде всего Конституцией и конституционным законодательством Республики Казахстан. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной обобщенностью и статикой и не зависит от различных текущих обстоятельств (социального положения, должности, возраста и т. п.). Содержание общего правового статуса составляют главным образом конституционные права, свободы и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом Республики Казахстан. В этой связи общий правовой статус является базовым, исходным для всех других видов правового статуса. Именно по общему (конституционному) статусу можно судить о характере, социальной природе и степени демократизма общественного и государственного устройства страны.

Изменение содержания общего правового статуса зависит только от воли законодателя (народа либо Парламента республики), а не от воли отдельного лица. В этой связи такой статус не в состоянии учесть все многообразие субъектов права, их особенности и принципиальные отличия. Поэтому в общий конституционный статус не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов права в зависимости от характера конкретных правоотношений, в которые они вступают, и других ситуаций. Иначе получился бы крайне неопределенный, нестабильный правовой статус, который уже не был бы единым и равным для всех.

Специальный (родовой) правовой статус отражает особенности положения определенных категорий населения (работников, работодателей, пенсионеров, инвалидов и т. п.). Данные социальные группы, базируясь на общем конституционном статусе человека и гражданина, могут иметь свои особенности, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные отраслевым законодательством.

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности, определяющих ее конкретное правовое положение (состояние): пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа и др. Индивидуальный статус является подвижным, динамичным и меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни отдельного человека.

Все три основных вида правового статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное, и поэтому они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, практически неразделимы. Дело в том, что практически каждое лицо выступает одновременно во всех указанных статусных качествах как гражданин Республики Казахстан (общий, конституционный статус); он принадлежит к определенной социальной гpyппeи, следовательно, обладает родовым статусом, и он же имеет конкретную совокупность персонифицированных прав и обязанностей как отдельное лицо, т. е. обладает индивидуальным статусом. Вместе с тем специальные, индивидуальные и другие правовые статусы граждан должны соответствовать общему конституционному статусу как базовому, первичному и исходному и, следовательно, не могут противоречить ему.

Таким образом, конституционно-правовой институт основ правового статуса личности занимает важное место в системе отрасли конституционного права Республики Казахстан. Этот институт свое конституционное воплощение получил в разделе II "Человек и гражданин" Основного закона, в нормах которого была закреплена одна из важнейших основ конституционного строя республики.

Кроме Конституции Республики Казахстан, правовые нормы института основ правового статуса личности закреплены целостной системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции основных прав и свобод человека и гражданина (Законы Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан", "Об общественных объединениях", "О труде в Республике Казахстан" и др.).

В положениях раздела II Конституции Республики Казахстан закреплены основы правового статуса личности, и в этой связи они являются фундаментальными и основополагающими принципами, определяющими содержание конкретных правовых актов текущего законодательства, регулирующих права и обязанности человека и гражданина. В полном же объеме правовой статус личности регулируется нормативными правовыми актами всех отраслей действующего права Республики Казахстан (как конституционного, так и гражданского, уголовного, трудового, налогового и других отраслей права). Во всех сферах, регулируемых правом, личность выступает как субъект соответствующих прав и обязанностей, определенных нормами конкретной отрасли действующего права страны. В этой связи каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав, свобод и обязанностей личности в определенной сфере общественных отношений: конституционных, имущественных, трудовых, семейных и т. п.

Вместе с тем конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового статуса личности. Только к предмету отрасли конституционного права Республики Казахстан относится установление основ правового статуса человека и гражданина, отражающего наиболее фундаментальные и исходные начала, определяющие положение личности в обществе и государстве и основные принципы их взаимоотношений. Другие отрасли действующего права закрепляют совокупность сугубо отраслевых прав и обязанностей личности в конкретно определенной сфере общественных отношений.

Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности занимает важное место в системе конституционного права Республики Казахстан, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя государства. Закономерность такого следования объясняется тем, что именно основы конституционного строя определяют те фундаментальные начала устройства общества и государства, от которых произведен правовой статус человека и гражданина. Таким образом, наряду с основами конституционного строя основы правового статуса личности являются важнейшей частью Конституции, значение которой определяется самой сущностью Основного закона, заключающейся в обеспечении прав и свобод человека и гражданина и в ограничении государственной власти правами человека. Именно в этой связи раздел Конституции, посвященный основам правового статуса человека и гражданина, не может рассматриваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Положения этого раздела должны работать в единстве и взаимодействии со всем конституционным текстом.

Конституционный статус личности в Республике Казахстан - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Республики Казахстан базируется на принципиально новой концепции прав человека и гражданина, соответствующей общепризнанным международным сообществом стандартам прав человека. Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности стал отказ от классово-идеологического критерия в закреплении правового положения личности. Классово-идеологический подход к правам человека, закреплявшийся во всех советских конституциях, привел на практике к подавлению личности, нарушениям ее прав и свобод. Советское законодательство принудительно навязывало гражданам социалистические ценности, не признавая элементарного права человека на свободу мысли. За советскими гражданами признавалось возможность реализовывать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии.

Современный конституционный статус личности в Республике Казахстан, как и другие правовые институты, очищается от идеологического и классового догматизма, наследия тоталитарного сознания и мышления. На основе нового конституционного законодательства он стал более адекватно отражать современные реалии. В этой связи в Конституции Республики Казахстан в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие (п. 1 ст. 5). В соответствии с этим принципиальным положением в конституционном законодательстве права и свободы личности не увязаны с ее социальным статусом, приверженностью к тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. В Конституции Республики признается и защищается право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями (п. 1 и 2 ст.20).

Под конституционный статус личности подведена новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной ценности. Патерналистские начала отношений между государством и гражданином, характерные для советского периода, уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. В этой связи меняются соотношение и роль основных принципов и структурных элементов правового статуса личности: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, свобода, гуманизм. Современное государство рассматривается как официальный представитель общества, который несет определенные обязанности и ответственность перед обществом, гражданами и отдельным человеком.

В основе современного конституционного статуса личности лежат фундаментальные идеи естественного права, которые ранее отвергались как неприемлемые для социалистического общественного и государственного строя. В связи с этим принципиально важным стал пересмотр концептуальных позиций по вопросу о естественных, неотъемлемых и неотчуждаемых правах человека. Новый подход к естественным и неотъемлемым правам человека получил полную и четкую формулировку в пунктах 1 и 2 статьи 12 Конституции республики, согласно которым в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Следовательно, права и свободы человека не даруются государством, а возникают независимо от него и без его согласия и не могут быть им отняты. Государство обязано признать эти права, защищать и оберегать их всеми имеющимися средствами.

Правовой статус как ключевое понятие современного правоведения привлекает особое внимание представителей многих отраслей юридической науки. Вместе с тем в правовой литературе нет единого мнения по поводу содержания и структуры правового статуса личности. Можно выделить два основных подхода к определению структурного содержания правового статуса. Сторонники первого подхода ограничивают понятие правового статуса личности категориями прав, свобод и обязанностей. Данная точка зрения подвергается критике в связи с тем, что ее авторы характеризуют правовой статус личности только как систему прав и обязанностей, закрепляемых государством в Конституции и иных нормативных правовых актах.

При широком подходе в структуру правового статуса личности как комплексного института наряду с правами, свободами и обязанностями включаются также институт гражданства, принципы и гарантии правового статуса, юридическая ответственность и др. Такая сложная структура правового статуса личности обоснована в работах Л.Д. Воеводина и Г. Сапаргалиева. Нанаш взгляд, такие дополнительные элементы, включаемые в структуру правового статуса, следует считать либо предпосылками правового статуса (например, принципы правового статуса, институт гражданства), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (институт гарантий). В этой связи, ограничивая понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, позволяющими четко определить его структуру, целесообразно включить вышеуказанные предстатусные ипослестатусные элементы в понятие "основы правового статуса личности".

В структуру основ правого статуса личности входят следующие составные элементы.

1. Институт гражданства Республики Казахстан, представляющий собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих устойчивые правовые отношения (связи) лица с государством, которые выражаются в их взаимных правах, обязанностях и ответственности, основанных на признании и уважении достоинства, основных пpaв и свобод гражданина. Именно гражданство является исходным началом формирования основ правового статуса человека и гражданина, устанавливая первичную правовую связь конкретного лица, с одной стороны, и государства - с другой. Принадлежность к гражданству Республики Казахстан обеспечивает гражданину обладание и использование целого ряда особых, специфических прав и свобод: на охрану и защиту за пределами Республики Казахстан, на участие в управлении делами государства, на свободу объединений и т. п. Все это свидетельствует о том, что гражданство является важнейшим и первым по месту в системе элементов комплексного института основ правового статуса личности. Только обладание гражданством Республики Казахстан является всеобщим универсальным условием полной правосубъектностиконкретного лица.

2. Общие принципы правового статуса личности - это ocновополагающие и руководящие идеи и установки, лежащие в основе правового статуса личности в Республике Казахстан, выражающие сущность и основные характеристики ее правового положения в обществе и государстве и закрепленные в Конституции и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан, Социально-политическая сущность принципов основ правового статуса личности состоит в том, что они отражают коренные отношения между государством и человеком в связи с его местом в обществе. Поэтому принципы правового статуса составляют как бы остов, каркас института основ правового статуса личности, придают ему единую политико-правовую направленность и указывают вектор осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Можно выделить следующие конституционные принципы, на которых основывается правовой статус личности в Республике Казахстан: 1) равноправия человека и гражданина; 2) абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека; 3) гуманизма правового статуса личности; 4) гарантированности прав и свобод человека.

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина - это система закрепленных в Конституции Республики Казахстан и гарантированных государством возможностей, позволяющих личности свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами, а также требований, предписывающих необходимый вид и меру поведения, составляющих в совокупности ядро, сердцевину правового статуса личности в Республике Казахстан. Взятые в совокупности конституционные права, свободы и обязанности образуют единый конституционно-правовой институт, опосредующий основополагающие отношения и связи между личностью и государством.

4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина -это совокупность установленных Конституцией и законодательством Республики Казахстан обязанностей государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и граждан, направленных на создание благоприятных условий и обеспечение охраны и фактической реализации прав и свобод личности.

5. В структуру основ правового статуса личности входят и ее правоспособность и дееспособность.

№ 5 Конституционные основы организации и деятельности общественных объединений в Республике Казахстан.

1. Понятие и содержание политического плюрализма.

2. Становление и развитие многопартийности в РК.

3. Правовое регулирование организации и деятельности различных партий в РК.

 

Ключевые слова: общественные объединения, политические партии

Цель: ознакомить с правовым положение политических партий в РК, способом образования, функционирования, прекращением деятельности

Обеспечение политической стабильности, создание условий для эффективного экономического развития - это в конечном итоге те цели, которые государство преследует, поддерживая создание многопартийности в республике. Содержание деятельности политических партий имеет непосредственное выражение в основных функциях, под которыми следует понимать направления их деятельности для достижения целей и решения задач, предусмотренных программными и уставными партийными положениями. Таковыми являются:-определение и разработка политического курса, позволяющего решать наиболее существенные в обществе проблемы, обеспечивать его коренное развитие. Для этого используются многообразные организационные формы: создаются комитеты, комиссии, советы, инициативные группы и т. п.;- обеспечение численного роста партии, организация пропагандистской работы, подбор на этой основе партийных активистов с последующим выдвижением их на должности в государственных и общественных структурах;- участие партии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, контроль за их деятельностью;- непосредственное участие в организации и проведении выборов государственных органов и органов местного самоуправления, создании демократических условий для мирного разрешения социальных противоречий, незыблемости конституционного строя государства;- идеологическая функция, состоящая в воздействии на членов партии и ее сторонников, пропаганде программных целей и задач, создании благоприятной социально-психологической атмосферы в стране;- межнациональная интеграция, направленная на обеспечение единства многонационального общества, достижение в нем политической стабильности;- коммуникативная деятельность партий, состоящая в установлении связи между руководящими органами страны и обществом в целом в интересах контроля за развитием политической, экономической и социальной ситуации и своевременного реагирования на ее изменения. Важное значение при этом придается средствам массовой информации, организации различных групп поддержки, молодежных и культурных общественных центров, консультативных и иных комитетов, организующих политико-пропагандистскую работу: проведение массовых митингов, лекций, бесед, регулярных встреч партийных активистов с членами партии. В результате складывается взаимная осведомленность правительства и партийного руководства о положении дел в стране с определением и проведением адекватных мероприятий. Основная направленность деятельности всех без исключения партий -это борьба за власть и ее удержание. Основное условие этой борьбы - законные методы без применения насилия. Политические партии не являются непосредственными носителями государственной власти, но в составе гражданского общества играют решающую роль, выполняя функции посредников между государством и обществом, опосредуя интересы граждан в сфере государственной жизни.Их многогранная деятельность направлена на превращение частных интересов граждан, социальных слоев в общий политический интерес. Наконец, политические партии - это выразители различных политических интересов, создающее, связующее и нейтрализующее звено гражданского общества и государства. Но прежде всего они выражают интересы тех слоев общества, которых представляют, вырабатывая общий партийный интерес.

Простое перечисление основных функций партий без их глубокого анализа показывает, что "партии выступают как весьма существенный, а иногда и главный структурный элемент политики в современных обществах. К этому политическая система Казахстан лишь только стремится". И это стремление должно форсированно усиливаться, поскольку слабость партий -это бумеранг, вызывающий ослабление государства, "лишающегося обратной связи и утрачивающего контроль над политическим процессом".Создание правовых условий прихода к власти массовых и авторитетных партий - принципиальная задача, имеющая не меньшее значение, чем правовое оформление экономических реформ. Пока же преобладают в основном "партии одного голоса" (лидера), которые имеют и объективную основу -стремительные изменения в обществе и его неустоявшуюсясоциальную структуру. Необходимы конструктивность и прогрессивность программ.Становление партийной системы Казахстана, формирование массовых и авторитетных партий осложняются следующими основными факторами:

- внутренними затруднениями национальных движений, вызванных противоречиями между их лидерами по поводу организации и проведения акций, построения своих институтов власти и управления, Ограничения самих себя во имя "священных прав нации" и нетерпимости ко всем, кто противоречит этой "аксиоме";

- развитием конфликтных ситуаций на фоне падения производства и резкого снижения показателей хозяйственной деятельности, ухудшения жизненного уровня масс с потерей жизненной перспективы;

-отсутствием организационно-политического опыта работы, сведением ее к митингам, демонстрациям, заявлениям и публикациям критических материалов;

-крайним радикализмом лидеров отдельных партий и их программ, что привело к резкому падению их авторитета и численности;

- недостаточностью социальной базы движений, в состав которых входят в основном жители села, рабочая молодежь, студенчество и часть интеллигенции;

- наконец решающим фактором, отрицательно влияющим на процесс становления и развития многопартийности, является бездеятельность многих партийных организаций, слабость парламентской оппозиции, а главное -кризис в сфере идеологии, который способствовал проявлению националистического радикализма, несмотря на конституционный запрет националистических партий.

Основные и действенные идеологические установки были определены Президентом Н.А. Назарбаевым. Это идеология независимости, общенационального единства, модернизации политической стабильности.Для ее реализации необходимы формирование организованной оппозиции, свобода прессы и распад тоталитарных структур управления. В обществе получили признание главные аспекты государственного курса: "программа реформирования экономики; обеспечение социальной стабильности и адаптации населения на этапе реформирования; политика интеграции на постсоветском пространстве; проблемы гражданской консолидации; соблюдение законности и наведение порядка во всех сферах новой жизни". Роль же политических партий и общественных движений в этом процессе остается недостаточной. Н.А. Назарбаев отмечал: "Многопартийность объективно выражает реальное различие интересов социальных групп общества, зависящее от имущественной, профессиональной и другой стратификации населения. Многопартийность будет складываться не искусственно, а по мере появления реальной для нее основы, за счет естественного разрушения социально-экономической однородности общества на пути к рынку и кристаллизации интересов различных групп населения. Мы решительно отвергаем политические партии и организации, проповедующие национальную, классовую и религиозную нетерпимость, представляющие угрозу конституционному строю и территориальной целостности нашего суверенного государства При анализе программ казахстанских партий можно выделить их следующие основные черты:- все они называют себя партиями парламентского типа;- все провозглашают необходимость соблюдать Конституцию Республики Казахстан, отстаивать суверенитет республики, демократические институты; все признают приоритет общечеловеческих ценностей, заявляют о необходимости создать гуманное общество, демократическое правовое государство, в котором будет гарантировано равенство людей независимо от национальности, религиозных убеждений и будут соблюдаться права человека;- все считают неприемлемыми насильственные способы решения политических, национальных, социально-политических проблем;

- все хотят сотрудничать с другими политическими партиями и общественными движениями по вопросам, соответствующим целям и задачам каждой из названных партий;- в экономической сфере все партии признают необходимость многоукладной рыночной экономики на принципах равноправия всех форм собственности и хозяйствования14. Исключение составляет Коммунистическая партия, которая отдает предпочтение не равенству форм собственности, а ее общественной форме.

Основными программными положениями многих партий являются демократизация общества, создание правового государства с разделением власти на три ветви, создание условий для всемерного развития демократических институтов, политического плюрализма, равноправия наций, свободы совести.

В экономической сфере поставлены задачи жесткой финансовой политики с обязательным уменьшением финансирования убыточных предприятий, пересмотр структуры государственных расходов, проведение налоговой реформы, разгосударствления и приватизации, свободного ценообразования, отмены косвенных налогов.

В сфере национальных отношений - обеспечение межнационального согласия, равенства прав всехказахстанцев, введение государственного двуязычия и получение любым гражданином Казахстана гражданства той страны, куда он переезжает, внесение существенных коррективов в кадровую политику исходя из многонационального состава населения.В социальной сфере - защита нуждающихся слоев населения, материнства и детства, создание новых рабочих мест и предотвращение роста безработицы. Во внешней сфере - заключение многосторонних договоров между странами СНГ и создание условий для свободного перемещения товаров, ресурсов, средств и т.д., восстановление экономического пространства с Россией и СНГ, превращение Казахстана в конечном итоге в фактор международного мира и стабильности.

Основные направления функционирования общественных объединений, характер взаимоотношений негосударственных организаций с государством определяются уставными положениями этих формирований и зависят от их видов. Президент государства Н.А. Назарбаев подчеркивал: "Растут и множатся общественные организации, чей диалог с властью становится все интенсивней. Властная вертикаль подверглась существенному реформированию. Управленческие функции переходят либо вниз в регионы, либо выводятся из сферы деятельности государства". Трудно переоценить в этом процессе значение неправительственных организаций. Они представляют собой сложный механизм частных добровольных институтов, через которые граждане могут участвовать в политической и экономической жизни страны. В Стратегии "Казахстан-2030" поставлена задача отграничения профессионального государства от его основных функций, что составляет один из его долгосрочных приоритетов - каждое министерство и ведомство должно освобождаться от несвойственных ему функций.По своей природе неправительственные, профессиональные организации отличаются творческим характером их функционирования, создающим здоровую конкуренцию и ставящим превыше всего интересы дела.Необходима обстоятельно регулирующая соответствующие общественные отношения законодательная база, которая повысит эффективность правового регулирования деятельности общественных формирований. Правовое регулирование как процесс преобразования общественной жизни должно включать в себя ряд стадий:-определение круга субъектов -участников соответствующих правоотношений и наделение их свойством правосубъектности с регистрацией в установленном порядке, разработкой программ и уставов, не противоречащих Конституции, законодательству страны;- определение границ поведения субъектов - все общественные организации должны действовать строго в пределах закона, им запрещается произвольное вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц.Назаконном основании государственные органы могут по ряду направлений вмешиваться в деятельность общественных объединений, но последние в дела государства вообще не имеют право вмешиваться. Значит, общественным объединениям не свойственно осуществление функций государства: политических, экономических, социальных. В Конституции (ст. 5) запрещено возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений;

- определение порядка ликвидации общественного объединения за нарушение действующего законодательства, неуклонное соблюдение всеми общественными формированиями требований законов, что является гарантией от вмешательства государства в их деятельность и отличает правовое государство от авторитарного, в котором государственный произвол является обычным явлением во внутренней политике.

В Законе "Об общественных объединениях" четко определены их права и обязанности. Они имеют право:

-распространять информацию о своей деятельности;

-представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах;

- учреждать средства массовой информации;

- проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование;

- осуществлять издательскую деятельность;

- вступать в международные некоммерческие неправительственные объединения;

- осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Законодательством установлен уведомительный порядок проведения манифестаций, согласно которому соответствующие органы заранее извещаются о предстоящем событии, его времени, месте проведения и тематике. Порядок проведения митингов, демонстраций регламентируется Указом Президента, имеющим силу закона, от 17 марта 1995 г. "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан". В соотве

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.