Вспомогательный материал 1
Раздел 1
Организационно-правовые основы развития системы образования РФ
Тема1.1: Основные характеристики образовательного права
( см. Вспомогательный материал 1)
План
1. Базовые юридические понятия курса (исходное понятие «норма права») –(см . Глоссарий)
2.Предмет и задачиправового регулирования «образовательного права»
3. Субъекты (участники) образовательных правоотношений.
Источники:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – М.: Проспект, 2014. – Режим доступа:http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176.
Глава 1., ст. 1, 2 (ч. 1,15, 16, 18, 19, 20, 21, 30, 31, 32); ст. 4 (ч. 1, 2, 3, 4).
Понятия для письменного и устного опроса: норма, норма права, правовое регулирование, цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования, нормативно-правовой акт, структура нормативно-правовых актов РФ, виды нормативно-правовых актов, закон, подзаконный нормативный акт, локальный нормативный акт; образовательное право, образовательные правоотношения, отношения в сфере образования, образовательные отношения; субъекты образовательных правоотношений, участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования, юридический факт, обучающийся, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, способы правового регулирования, образовательная организация; организации, осуществляющая обучение; организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Задания:
1.Установите взаимосвязь основных юридических понятий курса на основе анализа их содержания. (см. глоссарий)
2.Дайте анализ определения предмета правового регулирования в сфере образования в ст. 1 ФЗ-273.
3.1Выпишите из статьи 2ФЗ-№273 определения образовательно-правовых понятий, отражающих основные характеристики образовательного права (предмет правового регулирования ; субъекты образовательных правоотношений).
3.2: На основе анализа лекционного материала и ст. 1, 2 ФЗ-№273, составьте таблицу:
основные юридические понятия,связанные с исходным понятием «норма права»
| Понятия ФЗ-273 (ст.2), отражающие основные характеристики
образовательного права
| Предметправового регулирования «образовательного права» (образовательные правоотношения)
| Субъекты(участники)образовательных отношений
| 1 норма права…..
2…..……
и т.д.
| 1…….
2…….
3…….
.
| 1. обучающиеся
2……
3……
4……
5…………………………… и т.д
| 4.Задание . Составьте в тетради для занятий по каждому пункту плана к занятию 1.1 по 3 вопроса, требующих кратких ответов :
а) вопрос на воспроизведение учебного материала,
б) вопросы проблемного характера: на проверку понимания , на интерпретацию, сравнение, оценивание.
Критерии оценки вопросов и ответов:
1. Корректность/ некорректность :
1) терминологическая точность
2) соответствие грамматическим и речевым нормам
3) содержательная полнота
2. Дидактическая целесообразность/ нецелесообразность:
1) умение выделить главное
2) умение видеть взаимосвязь понятий
3) умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
Глоссарий
Образовательное право (ОП) – совокупность норм поведения, установленных государством или от его имени для урегулирования образовательных
правоотношений.
1) ОП – совокупность нормативных актов,
регулирующих образовательные отношения
2) ОП – отрасль права (совокупность норм права,
содержащихся в нормативных актах)
3) ОП – учебная дисциплина
Основные юридические понятия курса:
право, норма права, правоотношение, правовое регулирование, законодательство, нормативно-правовой акт, структура нормативно-правовых актов РФ, закон, подзаконные нормативные акты и их виды, локальные нормативные акты и их виды , способы правового регулирования, юридический факт.
Правосубъектность – способность субъекта права быть субъектом правоотношений, т.е. носителем прав и обязанностей.
Правоспособность– способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности.
Дееспособность – установленная законом способность лица самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности.
Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном владении или
оперативном управлении обособленное имущество, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Право – система юридических норм (объективное право); официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (субъективное право).
Норма права представляет собой правило поведения общеобразовательного характера, то есть она: указывает каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильность с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий.
Признаки:
- единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;
- мера свободы волеизъявления и поведения человека;
- юридическая норма издается в конкретной форме;
- норма права является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;
- норма права поддерживается в своей реализации и охраняется силой государства;
- независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства;
Правоотношение– результат реализации норм права; возникающая на основе норм права связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей ее участников и поддерживаемая, охраняемая государством.
Правовое регулирование– организационно-правовое воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.
Система нормативно-правовых актов РФ ( законы и подзаконные нормативные акты):
- Конституция
- Федеральные законы
- Указы Президента
- Постановления Правительства
- Нормативные акты министерств и ведомств
- локальные нормативные акты
Особую группу в системе образуют:
- международные договоры России
- нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народы, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконные нормативные акты – документы, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы и базируются на них:
а) Указы Президента РФ – обязательны для исполнения на всей территории РФ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Издаются обычно в случае пробелов в праве.
б) Постановления Правительства РФ- обязательны для исполнения на всей территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
в) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти– акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.
г) Решения и постановления органов государственной власти субъектов РФ(областных представительных и законодательных структур).
д) Решения, распоряжения, постановления органов государственного управления субъъектов РФ(например, областных глав администраций)
е) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов самоуправления.Принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.
ж) Локальные нормативные акты– нормативные предписания, принятые на уровне конкретного учреждения / организации / и регулирующие их внутреннюю жизнь.
Международный договор – юридический акт, добровольно заключаемый субъектами международного права в определенной форме и устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности этих субъектов относительно друг друга. Конвенции, коммюнике – совместные информационные заявления государств об общих принципах их международной политики по какому-либо вопросу. Протокол – документ, созданный в результате разрешения какого-либо текущего вопроса.
Юридический факт – основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Особенности юридических фактов образовательного права проистекают из особой природы образовательных отношений. Большинство юридических фактов выступает в форме документов, удостоверяющих личностные качества: свидетельство о рождении ребенка – возраст, заключение психолого-педагогической комиссии – адаптационные способности ребенка к социальной жизни, медико-педагогической комиссии – здоровье ребенка, аттестат об окончании средней школы – уровень образования, то есть степень освоенности знаний и др.
Вспомогательный материал 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|