Сделай Сам Свою Работу на 5

поддержания летной годности воздушных судов

Государственное регулирование деятельности гражданской авиации (ГА) Украины включает в себя процесс усовершенствования нормативно-правовой базы и контроль за реализацией ее выполнения. Имеющаяся нормативная база позволяет регулировать деятельность эксплуатантов в полном объеме, но требует постоянного приведения в соответствие с изменяющимися экономическими условиями.

В настоящее время с появились новые реальности, с которыми нельзя не считаться:

♦ снижение объема авиаперевозок;

♦ В ГА Украине существует большое число самостоятельных авиапредприятий (эксплуатантов);

♦ эксплуатируется парк морально «стареющих» воздушных судов (ВС), который практически не обновляется;

♦ В Украинских эксплуатантов значительное количество ВС иностранного производства;

♦ наземная производственно-техническая база большинства эксплуатантов требует обновления;

♦ практически отсутствует ответственность производителей и поставщиков ВС, авиадвигателей, запчастей;

♦ не действует система послепродажной поддержки эксплуатации авиационной техники (АТ);

♦ практика формирования объемов доработок АТ, организация их проведения и обеспечения не учитывает интересы эксплуатанта;

♦ практически отсутствуют признанные неправительственные (общественные) организации для разработки важнейших нормативно-технических документов (НТД) для отрасли;

♦ несовершенна система сертификации объектов авиационной сферы и ее нормативная база;

♦ не разработаны механизмы, отслеживающие выполнение требований, заложенных в авиационных правилах и НТД;

♦ НТД, поступающая от разработчика и изготовителя АТ по номенклатуре, объему, содержанию и своей форме не соответствует современным требованиям;

♦ в мировой авиационной системе проводится гармонизация авиационных правил при весьма ограниченном участии Украины в этом процессе; очевидна необходимость построения новой системы законодательной, нормативно-правовой и нормативно-технической документации.



Важнейшей составной частью нормативной базы авиационной деятельности является НТД, регламентирующая деятельность специалистов ГА в сфере технической эксплуатации гражданских ВС.

Техническую эксплуатацию (ТЭ) область научной и практической деятельности, направленной на сохранение и поддержание летной годности ВС и обеспечение условий для их эффективного использования по прямому назначению. В этой связи основным назначением ТЭ является решение двух крупных взаимосвязанных проблем:

- сохранение летной годности ВС в процессе эксплуатации;

- обеспечение исправности и готовности ВС к полетам.

Таким образом, главной целью государственного регулирования и управления в сфере ТЭ ВС является достижение наилучших результатов (показателей) при решении указанных проблем, направленных на обеспечение безопасности полетов и эффективности эксплуатации ВС на основе единой на территории Украины нормативной базы в рамках действующей в ГА сертификации объектов ГА.

Вся последующая деятельность, связанная с развитием и совершенствованием нормативной базы, должна строиться строго в соответствии со структурными элементами и установленными принципами, определяющими общую концепцию построения и функционирования системы НТД в рамках существующей системы государственного регулирования процессами ТЭ ВС.

Такая концепция предполагает в качестве главной цели построения системы НТД установление государственных требований по регулированию и управлению процессами ТЭ ВС в условиях демонополизации и децентрализации управленческих функций и требований системы сертификации в ГА.

В правовом отношении при формировании нормативно-технической базы поддержания летной годности ВС следует учитывать международный опыт и роль государственного регулирования в обеспечении полётов. Необходимо устранить разобщенность систем сертификации обеспечив преемственность с положительно оцениваемым опытом развития гражданской авиации.

При формировании нормативно-технической базы поддержания летной годности необходимо учитывать основные документы ИКАО, ФАА (США) и EASA (ЕС). Украинские документы по поддержанию летной годности ВС должны соответствовать следующим принципам:

♦ обеспечение единой технической политики, направленной на решение задач повышения эффективности системы ТЭ в части обеспечения требуемых уровней:

- безотказности АТ (безопасности полетов);

- регулярности полетов, зависящей от организационно-технических факторов;

-.интенсивности использования ВС по назначению и экономичности эксплуатации;

♦ закрепление компетенции (прав) на издание НТД за конкретными органами госрегулирования и управления в сфере ТЭ ВС;

♦ учет законодательства Украины и практики его применения, а также стандартов ИКАО и национальных правил других государств;

♦ учет взаимных обязательств, взятых на межправительственном уровне, при ведении договорной деятельности;

♦ обеспечение преемственности при создании системы НТД и формировании положений в НТД;

♦ обеспечение терминологического единства объектов системы ТЭ и требований по обеспечению ее эффективности в рамках системы госрегулирования и управления;

♦ разбиение НТД на две категории (части): часть I - Директивная (обязательная) НТД (по сохранению летной годности ВС); часть II - Рекомендательная (необязательная) НТД (по обеспечению эффективного использования ВС);

♦ устранение множественности НТД (видов и общего числа);

♦ обеспечение соответствия системы НТД требованиям современных автоматизированных систем и новых информационных технологий (кодификация, унификация, классификация и др.);

♦ обеспечение полноты, качества и достоверности информации для принятия оптимальных решений в рамках новой системы госрегулирования и управления по обеспечению и сохранению летной годности ВС и повышению эффективности их использования.

На основе проведенного анализа действующей нормативно-технической документации по технической эксплуатации авиационной техники, изучения зарубежной практики построения системы аналогичных документов рекомендуется, формировать отечественную структурную схему построения системы НТД трёх уровней:

1. Нормативно-правовое обеспечение - законы и подзаконные государственные нормативные акты.

2. Нормативно-техническое и методическое обеспечение - стандарты и нормативно-методические документы (общие нормативные требования, технические условия, спецификации, руководства, положения, регламенты, программы и т.п.).

3. Нормативно-технологическое обеспечение - руководства по процедурам, инструктивная технологическая и производственно-техническая документация.

В состав нормативно-правового обеспечения включаются как документы по гражданской авиации, так и связанные с ними документы общего характера:

♦ Воздушный Кодекс Украины;

♦ Гражданское законодательство (прежде всего: «Закон о защите прав потребителя», «Закон о стандартизации», «Закон о техническом надзоре» и др.),

Для конкретизации вопросов организации работ по поддержанию летной годности разрабатываются подзаконные акты, руководства, положения, стандарты, методики.

В состав первоочередных документов регламентирующих поддержание летной годности ВС, необходимо включять следующие документы (в скобках указаны зарубежные правила, используемые в качестве прототипа при гармонизации требований, закладываемых в разрабатываемые национальные авиационные правила):

♦ Термины и определения (с учетом PART-1);

♦ . Директивы полетной годности (на основе PART -39 с учётом отечественного опыта работы с бюллетенями по доработкам и эксплуатационными бюллетенями);

♦ . Общие правила ТОиР (на основе PART-М и PART-43); правила подготовки и аттестации специалистов по ТОиР АТ (на основе PART части 65 и 66);

♦ Правила эксплуатации (на основе PART-ОРS, части 1-4);

♦ Правила подготовки и аттестации наземных инструкторов (на основе PART-143);

♦ Организации по техническому обслуживанию и ремонту гражданской АТ. Требования и правила сертификации (на основе PART.-147);

♦ Организация технического обслуживания АТ (на основе PART.-145);

♦ Процедуры разработки и внесения изменений в АП.

Нормативно-технические документы по поддержанию летной годности ВС, как документа второго уровня разрабатываются в виде дополнений к АП, регламентирующих требования, технические условия (методики, положения, рекомендации).

В состав первоочередных документов второго уровня, подлежащих разработке, входят:

- руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (с учетом Doc. 8335);

- руководство по поддержанию летной годности ВС (с учетом Doc. 9389);

- документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее (взамен ГОСТ 18675-79);

- документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику. Построение, изложение и содержание программы технического обслуживания и ремонта и др с учетом МSG-3.

Руководством по поддержанию летной годности (Дос.9642) предусмотрены процедуры создания специального Совета экспертов по летной годности и Совета по вопросам ТОиР (МRВ в EASA), а также организация работы этих Советов. Это полностью согласуется с практикой США и Европы.

Нормативно-технологическое обеспечение поддержания лётной годности ВС в виде документов третьего уровня реализуется как дополнение к нормативно-техническим документам, регламентирующим требования на уровне технологических и производственных процедур по поддержанию летной годности ВС. К ним относятся: руководства по процедурам, инструктивная и пономерная ЭД, технологическая, производственно-техническая и справочно-информационная документация.

Необходимость гармонизации стандартов, регламентирующих техническое обслуживание ВС в Украине с аналогичными в Европейском Союзе (ЕС), вызвана не только необходимостью соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), но и получившей в Украине широкое распространение эксплуатацией ВС европейского и американского производства, систематическим изменением условий использования воздушных трасс в Западной Европе, внедрением единых требований обеспечения лётной годности ВС европейского и российского производства. Стандарты ИКАО устанавливают минимальную планку требований исходя из условий поддержания определённых количественных показателей безопасности полётов. Разумное повышение требований к технической эксплуатации приводит к повышению безопасности полетов и конкурентоспособности авиакомпаний.

Гармонизация стандартов в Украине ведётся на основе взаимодействия с ДАА, так как ее система авиационных правил (МК.) на сегодняшний день является самой технически передовой и воплощает в себе все лучшее, что было выработано в странах Европы и США за последние годы, но с учётом интересов своих авиакомпаний на международном рынке воздушных перевозок.

Необходимость гармонизации с Европейскими авиационными стандартами вытекает из следующих соображений:

♦ Украина является крупнейшей европейской авиационной державой

♦ большинство международных рейсов Украинскими ВС осуществляется преимущественно в европейские страны;

♦ возможность признания EASAУкраинской системы технической эксплуатации достаточно эффективной для поддержания безопасности полётов на необходимом уровне.

Гармонизация стандартов ведётся на основе взаимодействия между представительствами в международных организациях по ГА, непосредственных связей между администрациями Украины и Объединённой Европы, регулирующими деятельность ГА по вопросам технической эксплуатации авиационной техники, обмена опытом между ведущими предприятиями по вопросам ТОиР. Надо отметить, что особого внимания заслуживает согласование информационного обеспечения ТЭ:

- отработка нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по ТОиР;

- сертификация организаций по техническому обслуживанию АТ, а также вопросы типизации эксплуатационно-технической документации, регламентирующей программы ТЭ ЛА,

- унификации отчётно-статистической информации и применения международных стандартов.

Решение задач гармонизации стандартов имеет ряд трудностей, от преодоления которых зависит общий успех. К ним относятся:

♦ недостаточное развитие в Украине правовой базы, обеспечивающей взаимодействие между государственными службами, частными предприятиями и общественными организациями, связанными с ТЭ авиационной техники;

♦ действующие американские правила РАК. в сфере эксплуатации и сохранения лётной годности ВС в определённой части представляют собой старые документы со сложным наслоением поправок и наличием противоречивых требований;

♦ различие условий технической эксплуатации ЛА в Украине от условий в Европейском Союзе (протяжённость коммуникаций, климат);

♦ отличие в состоянии и степени ремонтопригодности, контролепригодности основного парка ВС Украины от основного парка Европейского Союза;

♦ внедрение новых повышенных требований в области авиации в отношении нового оборудования ВС, средств наземного контроля и диагностирования, эксплуатационно-технической документации и подготовки инженерно-технического персонала;

♦ различие в традициях лингвистического оформления нормативно-технической документации в Украине и Объединённой Европе.

Путь гармонизации многоступенчатый, предусматривающий выполнение следующих этапов и видов работ:

♦ завершение разработки основных АП с учётом практики и опыта использования аналогичных документов в ЕС и США;

♦ разработка предложений Украины, учитывающие особенности ТОиР иностранной авиатехники в Украине;

♦ выявление авиакомпаний Украины, заинтересованных в сертификации; проведение их технической и методической подготовки к сертификации;

♦ участие в разработке международных единых правил, признанных как в ЕС, так и в Украине;

♦ заключение соглашения о сотрудничестве, в котором должно быть обозначено, какие процедуры по технической эксплуатации ВС в ГА Украины применяются полностью, а какие требуют дополнительного согласования.

Министерство транспорта Украины ведёт целенаправленную работу по согласованной разработке основных документов нормативно-технического обеспечения ТЭ ВС с учётом рекомендаций ИКАО. Опыт технической эксплуатации ВС на территории Украины с её климатическими условиями приносит определённую пользу и для существующих органов Объединённой Европы, если учесть всё большее использование воздушного пространства Украины авиакомпаниями ЕС.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.