Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития товароведения





Сущность, цели и задачи товароведения

Основными категориями дисциплины являются понятия: «продукция», «товар», «товароведение».

Продукция — материальный и нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Товар как продукт труда имеет двойственный харак­тер. С одной стороны, он обладает меновой стоимостью, с другой - потребительной стоимостью.

Стоимость товара характе­ризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выра­жением стоимости товара является его цена.

Потреби­тельная стоимость товара– характеризуется тем, что товар должен обладать полезностью. Полезность товара- это его способность удовлетворять определенные потреб­ности человека.

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.



Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Задачи товароведения:

· четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;

· установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;

· систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

· изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;

· определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

· выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;



· информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

· обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

· установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.

 

Принципы товароведения

 

Товароведение базируется на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.

1. Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

2. Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.



3. Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

4. Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.

5. Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

6. Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

 

 

История развития товароведения

Возникновение и формирование товароведения как на­учной дисциплины совпадает с развитием товарного про­изводства и торговли. Зарождение отечественного товароведения относится к XVI в. В 1575 г. в России была издана первая книга, в которой «описаны всяких земель товары различ­ные», под названием «Торговая книга».

В развитии товароведения с момента возникновения по сегодняшний день следует выделить три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический и товароведно-формирующий.

1. Товароведно-описательный этапдлился с середины XVI до начала XVIII в. Он характеризуется созданием ру­ководств с описанием свойств и способов использования отдельных товаров. К этому времени относится выход в свет книги профессора Геттингенского университета Бек-мана «Введение в товароведение, или Ученье о важней­ших иностранных товарах» (1774). На этом этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без определенной систематизации.

2. Товароведно-технологический этаппродолжался с на­чала XVIII до середины XX в. На этом этапе основное вни­мание уделялось изучению свойств товаров и влиянию на них технологических операций процесса производства. Развитие товарного обращения в этот период вызвало необ­ходимость подготовки квалифицированных специалистов в области товароведения. Их стали готовить специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первым таким за­ведением было Московское коммерческое училище, откры­тое в 1772 г. В 1906 г. был издан фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведения­ми из технологии», написанный профессорами Московско­го коммерческого института П. П. Петровым и М. Я. Ники­тинским, ставший наиболее значительным трудом на това-роведно-технологическом этапе развития товароведения.

3. Товароведно-формирующий этапначинается с 50-х го­дов XX в. В этот период из товароведения выделяются в самостоятельные научные дисциплины материаловеде­ниеи основы технологии производства отдельных групп товаров.В товароведении отходят от детального изучения сырья и материалотехнологии производства изделий. Ос­новное внимание уделяется изучению потребительских свойств товаров, формированию ассортимента и качества товаров и управлению этими процессами на этапах расп­ределения и потребления.

 

 

 

4. Связь товароведения с другими научными дисциплинами

Товароведение предусматривает широкое использование сведений и положений различных научных дисциплин.

Философиявооружает товароведение диалектическим методом познания потребительной стоимости и качества товаров.

Макро-имикроэкономикапозволяют познать то­вар как экономическую категорию, место и роль товара в механизме рыночных отношений, раскрывают природу спроса и предложения товара на рынке, порядок формиро­вания цен на товары.

Маркетингпозволяет определить эффективные пути продвижения товара на рынке от изго­товителя до конечного потребителя для получения устой­чивого уровня прибыли с учетом исследования качества товаров, их потребительских свойств, емкости рынка и наличия конкурентов.

При исследовании свойств товара, разработке методов определения показателей качества в товароведении ис­пользуются знания таких наук, как химия, физика, био­логия, математика.

Химические методы применяют при изучении состава сырья и исходных материалов и их влияния на потребитель­ские свойства, при исследовании влияния химически агрес­сивных сред на свойства товара, что помогает управлять про­цессами при изготовлении, хранении и потреблении товаров.

Физика позволяет изучать в товароведении механиче­ские, электрические, термические и другие физические свойства товаров на основе новейших методов и приборов, разработанных в фундаментальной науке.

Знания в области биологии позволяют исследовать про­цессы и изменения в товарах органического состава под влиянием микроорганизмов.

Техническиеитехнологические дисциплины(техноло­гии отраслей промышленности, производящих товары, материаловедение) позволяют изучать формирование свойств товара, причины появления в товарах изъянов и пути их устранения.

Смежные специальные торговые дисциплины(управле­ние и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социаль­но-экономических, организационных и правовых вопросов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.