История развития товароведения
Сущность, цели и задачи товароведения
Основными категориями дисциплины являются понятия: «продукция», «товар», «товароведение».
Продукция — материальный и нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей.
Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.
Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он обладает меновой стоимостью, с другой - потребительной стоимостью.
Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена.
Потребительная стоимость товара– характеризуется тем, что товар должен обладать полезностью. Полезность товара- это его способность удовлетворять определенные потребности человека.
Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.
Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
· четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;
· установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
· систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
· изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;
· определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
· выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
· информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
· обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
· установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.
Принципы товароведения
Товароведение базируется на определенных принципах.
Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.
Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.
1. Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.
2. Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.
3. Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
4. Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.
5. Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.
Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
6. Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.
На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.
История развития товароведения
Возникновение и формирование товароведения как научной дисциплины совпадает с развитием товарного производства и торговли. Зарождение отечественного товароведения относится к XVI в. В 1575 г. в России была издана первая книга, в которой «описаны всяких земель товары различные», под названием «Торговая книга».
В развитии товароведения с момента возникновения по сегодняшний день следует выделить три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический и товароведно-формирующий.
1. Товароведно-описательный этапдлился с середины XVI до начала XVIII в. Он характеризуется созданием руководств с описанием свойств и способов использования отдельных товаров. К этому времени относится выход в свет книги профессора Геттингенского университета Бек-мана «Введение в товароведение, или Ученье о важнейших иностранных товарах» (1774). На этом этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без определенной систематизации.
2. Товароведно-технологический этаппродолжался с начала XVIII до середины XX в. На этом этапе основное внимание уделялось изучению свойств товаров и влиянию на них технологических операций процесса производства. Развитие товарного обращения в этот период вызвало необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области товароведения. Их стали готовить специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первым таким заведением было Московское коммерческое училище, открытое в 1772 г. В 1906 г. был издан фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», написанный профессорами Московского коммерческого института П. П. Петровым и М. Я. Никитинским, ставший наиболее значительным трудом на това-роведно-технологическом этапе развития товароведения.
3. Товароведно-формирующий этапначинается с 50-х годов XX в. В этот период из товароведения выделяются в самостоятельные научные дисциплины материаловедениеи основы технологии производства отдельных групп товаров.В товароведении отходят от детального изучения сырья и материалотехнологии производства изделий. Основное внимание уделяется изучению потребительских свойств товаров, формированию ассортимента и качества товаров и управлению этими процессами на этапах распределения и потребления.
4. Связь товароведения с другими научными дисциплинами
Товароведение предусматривает широкое использование сведений и положений различных научных дисциплин.
Философиявооружает товароведение диалектическим методом познания потребительной стоимости и качества товаров.
Макро-имикроэкономикапозволяют познать товар как экономическую категорию, место и роль товара в механизме рыночных отношений, раскрывают природу спроса и предложения товара на рынке, порядок формирования цен на товары.
Маркетингпозволяет определить эффективные пути продвижения товара на рынке от изготовителя до конечного потребителя для получения устойчивого уровня прибыли с учетом исследования качества товаров, их потребительских свойств, емкости рынка и наличия конкурентов.
При исследовании свойств товара, разработке методов определения показателей качества в товароведении используются знания таких наук, как химия, физика, биология, математика.
Химические методы применяют при изучении состава сырья и исходных материалов и их влияния на потребительские свойства, при исследовании влияния химически агрессивных сред на свойства товара, что помогает управлять процессами при изготовлении, хранении и потреблении товаров.
Физика позволяет изучать в товароведении механические, электрические, термические и другие физические свойства товаров на основе новейших методов и приборов, разработанных в фундаментальной науке.
Знания в области биологии позволяют исследовать процессы и изменения в товарах органического состава под влиянием микроорганизмов.
Техническиеитехнологические дисциплины(технологии отраслей промышленности, производящих товары, материаловедение) позволяют изучать формирование свойств товара, причины появления в товарах изъянов и пути их устранения.
Смежные специальные торговые дисциплины(управление и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социально-экономических, организационных и правовых вопросов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|