Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическое взаимодействие





Взаимосвязь научной и практической педагогической деятельности. Тема №1

Педагогика– наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.

Объект педагогики– целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека. Иначе говоря, объектом педагогики является педагогическая деятельность. Педагогика способствует осмыслению педагогической деятельности, её упорядочению и повышению её эффективности. Предметом педагогикиявляется образование как реально протекающий педагогический процесс, целенаправленно осуществляемый в социальных институтах: в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Педагогика как наука выполняет две основных функции:теоретическую и технологическую. Теоретическая функция связана с описанием и объяснением педагогического опыта, выявлением состояния и оцениванием педагогических явлений, прогнозом дальнейшего развития и совершенствования этих явлений. Технологическая функция предполагает проектирование (планирование педагогической деятельности), преобразование педагогической действительности (например, вооружение ученика новыми знаниями и умениями, формирование у него новых отношений), анализ и оценку эффективности проведённых преобразований.



Задачи педагогической науки:

· вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, образования, управления образовательными системами;

· изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

· прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

· внедрение результатов исследования в практику.

Основные категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Среди категорий педагогики важнейшими считаются воспитание, обучение, образование, формирование личности. Эти категории очень сложны, вследствие чего их толкование в педагогической науке неоднозначно. Наиболее признанными сегодня являются следующие определения:



· воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению;

· обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого ученик приобретает знания и опыт, развивается как личность;

· образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества;

· формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека; в педагогической науке широко распространено мнение, что образование как процесс служит формированию личности; таким образом, формирование личности является очень широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Педагогическое взаимодействие

— процесс, происходящий между воспитателем и воспитанникомв ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. П.в. - одно изключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическоеосмысление понятие "П.в." получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. П.в. -сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью,целями обучения и воспитания. П.в. присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой,творческой. В основе П.в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизничеловечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрскихотношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.



П.в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником),социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различныевоспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когдавзрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П.в. предполагает равенство отношений.Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие (см. Авторитарноевоспитание), опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтомудля взрослых П.в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которойначинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуацияхнеравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию.Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять П.в.П.в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников,способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация, целью которой является познание и преобразование действительности.

Творческое решение предполагает преодоление заложенных в задаче противоречий. И для понимания проблемы и нахождения путей ее решения необходимо на базе имеющихся знаний и опыта развивать гибкость мышления, способность комбинировать и образовывать аналогии и многое другое, что характеризует творческое педагогическое мышление.

Например, при возникновении педагогической задачи объяснения нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогических задач педагог использует и адекватную им систему общения, через которую и организуется педагогическое взаимо­действие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения).

В этой связи педагогическая деятельность может быть представлена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, развивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам.

Итак, практическая реализация избранных методов педагогического воздействия осуществляется непосредственно через общение.

Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

· разделение и кооперацию научного труда;

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы;

· понятийный и категориальный аппарат;

· систему научной информации;

· всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Практика — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека).

Практикой в частности называют деятельность, служащую для достижения необходимой опытности в каком-либо деле, а также индивидуальный опыт того или иного специалиста в своей области.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.