Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ ФОТОГАФИИ В РОССИИ





Во многих странах Европы, в том числе и в России фотографы и изобретатели с первых дней появления фотографии искали способы коренного улучшения дагерротипии, которая на начальном этапе имела ряд недостатков.

Уже в апреле 1839 г. член-корреспондент Академии наук России Иосиф Христианович Гамель по просьбе академиков К. М. Бера и Ф. Ф. Брандта во время своей заграничной командировки в Англию знакомится с Фоксом Тальботом, которого он называл английским Дагерром, и изучает его изобретение — процесс гелиографии. В своем письме Академии наук России от 15 июля 1839 г. И.Гамель сообщает: «Я думаю, не нужно указывать Академии, что те снимки, которые выполнены во Франции Ж.Дагерром, весьма отличаются от английской гелиографии».

И. Гамеля прежде всего привлекало основное достоинство гелиографии — возможность негативно-позитивного пути фотографического процесса, т. е. возможность размножения копий. Вся информация об изобретении фотографии, направляемая И. Гамелем в Академию наук России, рассматривалась академиками с большим интересом. Так собрание Академии наук России поручает выдающемуся химику Юлию Федоровичу Фрицше изучить метод калотипии, передавая ему всю информацию, направляемую из-за границы И. Гамелем. К письмам в Российскую Академию наук И.Гамель приложил полное описание тальботипии и несколько фотоснимков. Сегодня в Архиве Академии наук хранится 12 калотипов, на некоторых имеется даже подпись самого Фокса Тальбота и дата - апрель 1839 г.



И. Гамель, посетив после Англии Францию для более детального изучения метода Дагерра, знакомится не только с Жаком Дагерром, но и с сыном изобретателя фотографии Исидором Ньепсом. Устанавливает с ними дружеские отношения, о чем сообщает в августе 1839 г. в своей обширной записке в Академию наук России, которая опубликована в Bulletin, 1840, т. VI, с. 317336.

Во Франции И. Гамель не только изучает процесс дагерротипии, но и приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков в магазине фирмы братьев Жиру, которые явились издателями брошюры Ж. Дагерра «Historie et description...», где подробно была описана дагерротипия.

Изготовленные И. Гамелем при помощи Исидора Ньепса фотоснимки и аппаратура были направлены в Россию и подробно изучались на заседании Академии наук 6 сентября 1839г., где было поручено химику И. Г. Гессу и физику Э. X. Ленцу изготовить более совершенные фотоснимки.



Находясь за границей в период с 1839 по 1841 г., И. Гамель неоднократно направлял в адрес Академии наук России на имя Президента Академии графа С. С. Уварова фотографии, выполненные по методу Ж. Дагерра, для ознакомления с новым искусством. 18 сентября 1841 г. И. Гамель направил в Академию наук России фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека. Находясь в дружеских отношениях с Исидором Ньепсом, И. Гамель получил от него подлинные документы по истории фотографии с целью определить, кто же на самом деле является изобретателем фотографии Луи Жак Дагерр или Нисефор Ньепс.

29 ноября 1850 г. в протоколе Конференции Академии наук записано: «Академики. Гамель представил отдельную оригинальную корреспонденцию господ Ньепса, Бауера, Леметра, Венсена Шевалье, Дагерра и др., относящуюся к первоначальному происхождению и успешному развитию фотографии, — корреспонденцию, которой он обязан господину Исидору Ньепсу, которая заключает подлиннейшие документы для выявления вопроса о приоритете этого важного изобретения...»

После смерти И. Гамеля научные материалы по фотографииперешли по наследству к его племяннику Вильгельму Гомелю, который проживал в Петербурге. В 1863 и 1868гг. упомянутые документы были переданы в Академию наук России» за что по ходатайству Академии Вильгельму Гамелю в 1869 г. был пожалован орден Станислава 3-й степени Фонд-2 Академии наук, опись 1,1863 г., № 24, лист 19-22).



Архив академика И. Гамеля включает в себя 168 отдельных документов, среди них и доклады физика и астронома Доменико Франсуа Аратов Парижской Академии наук 7 января 1839 г. и в Палате депутатов Франции 3 июля 1839 г., где было сообщено мировой общественности об изобретении фотографии Луи ЖакомДагерром.

Вначале по постановлению Конференции Академии наук России вся переписка И. Гамеля и документы были переданы в библиотеку Академии, а через некоторое время на хранение в Архив Академии, где долгое время оставались никому не известными.

Что касается практического вклада русских фотографов, то спустя уже несколько месяцев после объявления об изобретении дагерротипии больших успехов добился московский гравер и изобретатель Алексей Греков. Для повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине А. Грековпредложил покрывать ее тонким слоем золота, применив для этогогальванопластику, выдающееся изобретение русского ученого Б. С. Якоби. С помощью гальванопластики на пластину для упрочнения дагерротипа наносился тонкий слой золота, что повышало качество изображения и способствовало большей его сохранности.

Кроме того, А. Греков первым в мире предложил с помощью гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

В мае и июне 1840 г. в газете «Московские ведомости» А.Греков публикует ряд статей, в которых рассказывает о способе упрочнения изображения на металлической пластине, почти на два месяца опередив в этом француза Ипполита Физо, сообщившего о своих опытах в трудах Французской Академии наук. Об этих удивительных изобретениях А.Грекова сообщалось в Петербургской газете «Посредник», 1840г. № 43; 1841 г. № 26, а также в ноябрьском «Журнале Французской Академии наук» за 1840г.

Опытами А.Грекова по созданию дагерротипов с прочным изображением, лишенным зеркального блеска, и изготовленных на меди и латуни, заинтересовался француз Марен Дарбель, который для изучения метода специально приехал в Москву. О своих впечатлениях по усовершенствованию дагерротипии А.Грековым М.Дарбель письмом сообщил академику Доменико Франсуа Араго, приложив к письму дагерротипы. Д. Араго об изобретении А. Грекова нетолько доложил во Французской Академии наук, но и опубликовал об этом информацию в журнале «Comptes Rendus des Seances de 1'Akademedes Sciences», 1840, № 20, p. 824.

А.Греков существенно усовершенствовал процесс изготовления светочувствительных пластинок для дагерротипии, что позволило готовить пластинки за 12 часов до фотосъемки, и это стало большим достижением в практике фотографии того времени.

Кроме того, А. Греков первым в России овладел не только техникой дагерротипии, но и методом Фокса Тальбота получения изображения на светочувствительной бумаге, о чем было сообщено 25 мая 1840 г. в газете «Московские ведомости». Чуть позже, в апреле 1841 г., А.Грековым была выпущена в свет брошюра «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».

В июне 1840 г. А. Греков открывает первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу, так как выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду достигала 45 минут.

Несмотря на то что значение изобретений А. Грекова для фотографии было бесспорным, иностранные, и, к сожалению, и российские историки фотографии несправедливо забыли его имя, хотя он вправе занять достойное место рядом с именами первооткрывателей фотографии.

Первое дагерротипное заведение было открыто в Санкт Петербурге в ноябре 1841 г. на улице Никольской (теперь улица Глинки) у Большого театра (сейчас Консерватория) двумя компаньонами Давиньоном и Фоконье. Первым же русским профессиональным дагерротипистом стал живописец Перский, который работал в своем фотоателье в Санкт-Петербурге на Разъезжей улице у Пяти углов.

Большой вклад в развитие портретной фотосъемки в России на заре возникновения фотографии сделал Сергей Левицкий(Львицкий). В 1839 г. он начал заниматься фотографией, купив у А.Грекова дагерротипный фотоаппарат. Первые фотографии С. Левицким были сделаны на Кавказе, куда он отбыл в составе Государственной комиссии, членом которой был и химик Российской Академии наук Ю. Ф. Фрицше, отвечающий за развитие фотографии в России. Кстати, Ю. Фрицше внес существенное улучшение в способ Фокса Тальбота, применив при проявлении аммиак, что по существу явилось первым исследованием в области фотографии, выполненным в России.

С.Левицким во время командировки на Кавказ были сделаны удачные дагерротипы видов городов Пятигорска и Кисловодска. Некоторые из них попали во Францию к знаменитому оптику Венсену Шевалье, у которого С. Левицкий приобрелфотообъектив для своей камеры-обскуры. В. Шевалье представил восхитительные дагерротипы, выполненные С. Левицким, на Парижскую выставку и получил за них золотую медаль.

Для повышения технического уровня в области дагерротипии С. Левицкий в 1845 г. уезжает в Италию, где снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 г. в Петербурге, напротив Казанского собора, в доме, который находился на месте нынешнего Дома Книги, открывает «дагерротипное заведение» под названием «Светопись».

После изобретения мокрого коллодионного процесса в 1851г. Скоттом Арчером, первым в России С. Левицкий изучает фотографию на стеклянных фотопластинках с последующей печатью на фотобумагу и достигает хороших результатов. За серию портретов, выполненных в 1851г. на фотопластинках 30x40 и 24x30 см, С. Левицкий на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Необходимо отметить особо, что это была первая золотая медаль на Всемирной выставке за фотографические работы.

В 1859г. С. Левицкий снова возвращается в Париж, где открывает фотографический салон, который, по мнению журнала «Фотограф», 1864г., №3-4, является лучшим фотографическим заведением Парижа. С. Левицкий первым предложил объект фотосъемки изображать на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру и т. д. Работая в Париже, С.Левицкий одним из первыхфотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны, что было довольно интересным нововведением. Кроме того, он предложилретушь негативов для уничтожения (уменьшения) технических недостатков, хотя в дальнейшем в журнале «Фотограф», 1880, № 3 выступил против злоупотребления ретушью.

В 1867г. С.Левицкий снова возвращается в Петербург, где открывает фотоателье, в котором была создана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников, общественных деятелей. Здесь С. Левицкий проводит опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим. По совету русского ученого Б.С.Якоби он снимает дагерротипы при свете дуги Петрова. Свои достижения С. Левицкий не держал в секрете и рассказывал о них в многочисленных статьях. Так, в журнале «Фотограф» , 1882, № 3 С.Левицкий отмечает, что «решение фотографической задачи вырабатывается не в борьбе двух светов, а, напротив, в художественном разумном сочетании».По сообщению журнала «Фотограф», 1883, Ms 11 портреты, выполненные С. Левицким, представленные на Венской выставке по эффекту и по мягкости освещения превосходили лучшие фотоснимки, выполненные при дневном освещении иностранными фотографами. Исследования С. Левицкого нашли свое практическое применение не только в современной фотографии, но и в кинематографии.

В эти годы в становлении фотографии в России живое участие принимали видные русские ученые, например, Д.И.Менделеев, В. И. Срезневский, которые совместно с С. Левицким в 1878 г. создали Пятый фотографический от дел Русского технического общества. В. И. Срезневский, будучи одним из образованнейших специалистов в области фотографии, способствовал развитию отечественной фотопромьппленности. Распространением фотографических знаний в эхо время занимался ежемесячный журнал «Фотограф», под редакцией А. В. Фрибеса, который начал выходить в свет с 1864 г. Выдающиеся представители русской науки считали своим долгом читать бесплатные публичные лекции об успехах фотографии в естествознания, астрономии, полиграфии. Так, крупный ученый, химик Н. Н. Бекетов в своем труде «Речи химика», СПб, 1908, с. 8 и 12 отмечает, что «фотография подобно зрительной трубе и микроскопу дает в распоряжение человека еще новый орган, новое средство для его развития».

С появлением мокрого коллодионного процесса в России начались кустарные, и часто мало удачные, попытки отдельных фотографов самостоятельно изготавливать коллоксилин. Большой вклад в решение этой проблемы внес известный русский химик К. X. Манн, который опубликовал монографию о свойствах коллоксилина в зависимости от способа его приготовления. Так как в это время свойства коллоксилина не были изучены ни в России, ни за рубежом, то работа К. X. Манна явилась большим научным вкладом. В лаборатории, созданной К. X. Манном, изготовляли коллоксилин не только для практических нужд фотографов в России, но и для фотографов многих стран Европы, вплоть до появления бромосеребряных желатиновых фотопластин.

Далее хотелось бы рассказать о вкладе в фотографическую науку и технику талантливого изобретателя Леона Викентьевича Варнерке (настоящее имя Владислав Малаховский), поляка по национальности, который принимал участие в польском национальном восстании 186364 гг.

Л.Варнерке родился в России в 1837 г., где прошли его юношеские годы. В 1870 г. он уезжает в Англию и в Лондоне открывает химикофотографическую лабораторию. Наиболее важными работами Л. Варнерке в области фотографии следует назвать создание первого катушечного фотоаппарата с роликовой кассетой, содержащей съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на же латиновый прорезиненный шелк или бумажную ленту; Кроме того, Л. Варнерке в 1880 г. первым в мире сконструировал для испытания броможелатиновых фотослоев стандартный сенситометр, который просуществовал, по жалуй, до внедрения в фотографическую практику сенситометра Хертера и Дрифилда. За выдающиеся заслуги в области фотографии Л. Варнерке в 1881 г. был награжден «Медалью Прогресса», учрежденной Королевским фотографическим обществом Великобритании.

Известно, что если идея витает в воздухе, то обязательно найдется человек, который выразит ее в чертежах и металле. К таким людям необходимо отнести Почетного члена Императорского Русского Технического общества Павла Матвеевича Ольхина, хотя он является одним из тех, кто не попал в объектив истории.

Фотографией П. М. Ольхин начал заниматься с 14 лет, и тут ему помогла судьба. В 1843 г. в Петербург приехал профессиональный дагерротиппист К.Даутендей из Магдебурга, очень хороший фотограф, уже выставлявший свой работы на выставках. К сожалению, Даутендей попал в весьма затруднительное финансовое положение и был вынужден просить о помощи родственников П. М. Ольхина. Они снабдили К.Даутендея деньгами, и он смог открыть небольшое фотоателье для съемки, в котором всего в двух комнатах располагалась фотолаборатория. Целыми днями П. М.Ольхин пропадал в лаборатории и как химик-теоретик прекрасно дополнял фотографа профессионала К.Даутендея. К сожалению, коммерческая деятельность ателье и большая стоимость реактивов и оборудования не позволяли проводить в фотоателье серьезные эксперименты («Записки НРТО», Петроград, 1916 г.).

Только в 1861 г. П. М. Ольхин смог собрать достаточную сумму для приобретения оборудования и приступить к самостоятельным экспериментам. В своей лаборатории он испробовал все существующие к тому времени виды фотографии от броможелатиновых пластинок до цветной автохромной фотографии. Огромный опыт, собранный в лаборатории, привел к появлению в 1887 г. ежемесячного журнала «Фотографический вестник» под его редакцией. До 1911 г. «Фотографический вестник» был откровением для фотографа, занимающегося светописью, особенно в провинции, где проблема с отсутствием литературы стояла особенно остро. В своем журнале П. М. Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательнейшим образом проверялись, т. к. в то время появлялось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии. Многие известные ученые впервые увидели свои статьи в печатном виде именно на страницах журнала «Фотографический вестник».

Кроме редакторской работы, П.М.Ольхин не оставлял и научную деятельность; так, в 1873 г. он составил подробное руководство по фотографии. В 1893 г. было подготовлено «Руководство к химической лабораторной практике в маленьких лабораториях, особенно светописных», а в 1911 г. книга «Фотографирование цветов».

За свои выдающиеся заслуги в4 деле развития фотографии в России Павел Матвеевич Ольхин в 1891 г. был принят в почетные члены Императорского Русского Технического Общества.

Можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Так, в 1854 г. русский изобретатель И. Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарат и получил на него патент. Год спустя изобретатель Измайлов сконструировал оригинальный фотоаппарат, рассчитанный на зарядку шести дюжин фотопластин. Фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане, сконструировал в 1885 г. подполковник российской армии И.И.Филипенко. Походная фотолаборатория для проявления представляла собой коробку из жести, в ее нижней боковой стенке имелась щель по размеру фотопластинки; в крышке коробки располагалась воронка с резиновым шлангом, а внизу крепился шланг с зажимом. Фотопластинка располагалась в специальном светонепроницаемом мешке, из которого она помещалась в фотокамеру. После экспонирования фотопластинка втягивалась обратно в мешок, который одевался на выступ коробки, что позволяло переносить фотопластинку внутрь коробки, где проходила ее химико-фотографическая обработка.

Чуть позже в 1890 г. лейтенант русской армии Н. Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двух объективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.

В1894 г. фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.

На Российской промышленной выставке в 1896 г. изобретатель И. И. Карпов представил серию своих фотокамер, среди них была и зеркальная камера «Рефлекс», предназначенная для съемки на сухие бромосеребряные фотопластины, которая стала прообразом фотокамер нескольких зарубежных фирм. Фотокамера «Рефлекс» имела меха, которые выдвигались вверх, что позволяло рассматривать изображение снимаемого объекта в зеркале. Фокусирование проводилось за счет перемещающегося фотообъектива, зеркало в момент экспонирования поворачивалось и открывало доступ свету, который обусловливал построение оптического изображения на поверхности фотопластин. Скорость работы шторок затвора фотокамеры регулировалась особым заводным устройством.

В 1899 г. студент Московского высшего технического училища Н. Поляков получил патент на конструкцию фотокамеры с автоматическим регулированием выдержки, в котором предлагалось использовать фотозатвор в соединении с селеновым фотоэлементом, что на много лет опередило зарубежную техническую мысль.

В 1904 г. А. А. Поповицкий получил патент не только в России, во и за границей на конструкции зеркальных объективов и фотокамер с отражательным зеркалом. Зеркальные фотообъективы исключали хроматическую аберрацию и по сравнению с обычными линзовыми объектива ми имели меньшие потери света.

В годы первой мировой войны А. В. Мартынов сконструировал перископическую установку, предназначенную для фотосъемки панорам неприятельских позиций. Она состояла из перископа, лимба с делениями, отвеса и фотокамеры, закрепленной в верхней части перископа на специальной площадке.

Русская изобретательская мысль, несмотря на техническую, отсталость царской России, мало чем уступала зарубежной. Отставание касалось в основном практической реализации и промышленного внедрения изобретений. Военные задачи по обороне страны заставляли военных специалистов проявлять инициативу по внедрению фотографии для целей воздушной и наземной разведки.

Воздушное фотографирование в России относится к 18 мая 1886 г., когда поручик русской армии А.М.Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. В этом же году Л. Н. Зверинцев произвел воз душную фотосъемку специальной аэрофотокамерой с кассетой 24x24 ем, сконструированной В. И. Срезневским. Так возникла необходимость в создании специальной аэрофотоаппаратуры. Чутьпозже капитаном русской армии С. А. Ульяновым была разработана серия фотоаппаратов, которые предназначались в основном для перспективных съемок с аэростатов. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русскояпонской войны для уточнения топографических карт.

Пионер аэрофототопографии в инженерной фотограмметрии в России Р. Ю. Тиле создал в 1898 г. панорамограф, представляющий собой комплексную фотокамеру с семью фотообъективами. Центральный объектив позволял получать нормальные плановые фотоснимки, боковые шесть фотообъективов, расположенных под углом 30% перспективные снимки видимого горизонта. Эти фотоснимки обрабатывались на приборе перспектометре конструкции Р. Ю. Тиле, что позволяло получать ортогональный план местности. Необходимо отметить, что данное фотооборудование Р.Ю.Тиле изобрел гораздо раньше, чем аналогичное оборудование появилось в Австрии и Франции.

С зарождением авиации начинается значительный прогресс в области фоторазведки. Это обстоятельство ставило новые задачи в области конструирования аэрофотоаппаратов. Так, в 1913 г. полковник русской армии В.Ф.Потте создал пленочный полуавтоматический фотоаппарат размером 13x18 см для маршрутной аэрофотосъемки с кассетой на 50 кадров. Внутри фотоаппарата был расположен часовой механизм, который взводил фотозатвор и перематывал аэрофотопленку после экспонирования. Конструкция аэрофотоаппарата была очень удачна, и впоследствии она была заимствована рядом зарубежных фирм.

Во время первой мировой войны русский офицер Гавриил Андрианович Тихов, служивший в авиации, предложил для гашения зеркально отраженных солнечных лучей от поверхности воды (бликов) поляризационную призму (впоследствии поляроиды). Для улучшения визуального наблюдения за расположением немецких войск на передней линии фронта Г. А. Тихов применил контрастирующие светофильтры. В1917 г. впервые в мире, опираясь на законы атмосферной оптики, Г. А. Тихов в монографии «Улучшение фотографической и визуальной разведки» рассмотрел вопросы воздушного наблюдения. Особо хотелось бы отметить научную деятельность В. Ф. Найденова, который, работая в Военноинженерной академии в Петербурге, в 1908 г. в своей монографии «Измерительная фотография и применение ее к воздухоплаванию» дал математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков. В. Ф. Найденов сконструировал первый в России фототрансформатор, с помощью которого перспективные аэрофотоснимки преобразовывались в плановые.

Необходимо отметить, что, несмотря на недостаточно разработанную в то время теорию фотограмметрии, изобретатели в России все же выполняли прикладные работы, которые являлись весьма ценными, определяющими прогресс в данной области знаний.

Ряд русских фотографовизобретателей стремился расширить возможности фотографии как искусства. К ним необходимо прежде всего отнести Ивана Васильевича Болдырева, который родился в 1850 г. в семье донского казака. Работая в Новочеркасске учеником фотографа, он час то встречался со студентами Петербургской Академии художеств, которые подали ему мысль об изобретении «объективных стекол», позволяющих при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу. Для этого необходим был короткофокусный фотообъектив. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, И. В. Болдырев достиг большого успеха. Поступив слушателем в Академию художеств, он продолжал заниматься фотографией. Во время поездки в Крым испытал свой короткофокусный фотообъектив и получил хорошие результаты, о чем он сообщает фотографическому отделу Русского технического общества. По рекомендации фотографического отдела фотообъектив И. В. Болдырева в 1878 г. был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Изображение снимаемой группы было очень резким, с полным соблюдением перспективы, о чем было сообщено в журнале «Обзор графических искусств», 1878 г., №8.

Несмотря на то что специалисты в области фотографии высоко оценили изобретение И. В. Болдырева, его постигла судьба, типичная для многих открытий, выполненных в России русскими изобретателями, выходцами из народа. Чиновники отказали И. В. Болдыреву в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. В 1883 г. в Петербурге была опубликована брошюра «Изобретения и усовершенствования, сделанные по фотографии И. В. Болдыревым», где он подробно рассказал горькую правду о своих трудностях и неудачах и познакомил читателей, как бывает трудно осуществить изобретение, даже очень полезное, если не имеешь средств. «На обширной «матушке» Руси немало прошло бесследно весьма полезных изобретений, — писал автор брошюры, — вследствие того, что люди, обладающие средствами, верят в авторитетность, а не в труд бедняка, который много хорошего придумывает, и тек дают заглохнуть полезному изобретению самоучек практиков и даже теоретиков».

Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, И.В.Болдырев все же продолжает свою изобретательскую работу. На этот раз его изобретательские усилия были направлены на изготовление гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин.

В своей второй брошюре «Изобретения и усовершенствования, сделанные по фотографии И. В. Болдыревым», СПб, 1883 г. он подробно рассказал о том, что «смоловидиая» пленка не боится ни сырости, ни высокой температуры, не горит и, положенная в воду на сутки, нисколько не изменяется-остается такой же прозрачной и эластичной.

Вначале И.В.Болдырев применил пленку для изготовления мокроколлодионных слоев. Позже, в начале 80х гг. на пленку он наносил и броможелатиновую эмульсию, получив при этом великолепные результаты. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 г., но эксперты, представляющие бюрократическую верхушку, не заметили этого изобретения.

В своей брошюре И.В.Болдырев писал: «Теперь осталось бы пользоваться изобретением смоловидной пленки для практического применения ее в широких размерах и сохранить честь изобретения за Россией. К сожалению, я лично не обладаю достаточными средствами для того, чтобы провести дело приготовления плевок фабричным путем» . Несмотря на призывы изобретателя-патриота, негорючая, прозрачная и гибкая пленка не была внедрена в фотографию. Это первостепенно важное изобретение И. В. Болдырева почти на 20 лет предвосхитило применение фирмой «Кодак» в 1908 г. целлулоидной пленки, предложенной пастором Гудвином, в США при изготовлении катушечных фотопленок.

Кроме того, И. В. Болдырев в 1889 г. сконструировал точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 г. был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. В. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов, за что получил награды в 1882г. на Московской выставке, а в 1885 г. на Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне.

В 70-80е гг. с появлением броможелатиновых слоев произошло существенное повышение светочувствительности фотоматериалов, что позволяло проводить фотосъемку с очень короткой выдержкой в доли секунды. Для решения этой проблемы много сделал изобретатель из Витебска фотограф С. А. Юровский, который первым в истории фотографии, еще в 1882 г., сконструировал шторнощелевой фотозатвор. Если раньше фотозатвор открывал и закрывал объектив фотокамеры, то, как объяснил о своем изобретении С. А. Юровский, ему удалось разрешить вопрос моментальной съемки движения. Шторно-щелевой фотозатвор С. А. Юровского располагался перед фотопластиной и при высокой скорости работы фотозатвора обеспечивал равномерное экспонирование фотослоя по всему полю кадра. Соглашаясь с принципом построения такого фотозатвора, члены отдела фотографии Русского технического общества считали, что фотозатвор чрезвычайно трудно внедрить на практике, о чем было сообщено от имени комиссии в журнале. «Фотограф», 1883, № 4. Так очередное выдающееся изобретение нашего соотечественника не было внедрено в России. Фотозатворы конструкции С. А. Юровского спустя некоторое время были выпущены английскими фирмами «Терри» и «Торнтон Пикар», а одна из многочисленных конструкций фотозатвора, видоизмененная инженером Оттомаром Аншютцем, была выпущена в Германии фирмой «Герц». Однако приоритет С. А. Юровского был забыт, а изобретение шторнощелевого фотозатвора приписывают О. Ажштотцу.

Одновременно с развитием в России изобретательской деятельности в области конструирования фотоаппаратуры проводились также и научные изыскания, целью которых было стремление раскрыть механизм возникновения скрытого изображения, проявления латентного изображения и образования видимого изображения. Русские ученые в то время проявляли живой интерес не только к овладению техникой фотографического процесса, но и к изучению механизма превращений, имеющих место при его протекании.

Научным исследованием, опережающим свой век, была, пожалуй, выдающаяся с точки зрения физической химии работа физика-экспериментатора, ассистента Петербургского университета Владимира Владимировича Лермантова.

Владимир Владимирович Лермантов (1845-1919).Автор первой научной концепции фотографического проявления (1877 г.). Организатор первой в России учебной университетской лаборатории по физике (Петербургский университет).



Еще в 1877 г. В. В. Лермантов высказал идею о электрохимическом процессе проявления, предусмотрев серебряную природу скрытого фотографического изображения, которое состоит из мельчайших частиц металлического серебра и формируется в процессе экспонирования фотографического слоя. Эти серебряные частицы, согласно гипотезе В. В. Лермантова, играют роль электродов в процессе проявления, представляющем собой электрохимическое восстановление галогенида серебра в металлическое серебро.

Несмотря на то что научные результаты В. В. Лермантова были опубликованы не только на русском языке, но и в широко известном журнале «Journal de Physique», признанию этой теории в то время препятствовал высокий научный авторитет великого химика В.Освальда, высказавшего по теории фотографического проявления свою точку зрения. Только через 20 лет, в 1897 г., приоритет по электрохимическому механизму фотографического проявления был признан не за В. В. Лермантовым, а за Абеггом, несмотря на то что Н.Хамантов, ученик В. В. Лермантова, еще в 1882 г. продолжил работу и провел количественную оценку разных проявляющих растворов с электрохимической точки зрения. Н. Хамантов показал, что наблюдается увеличение электродвижущей силы гальванического элемента по мере повышения восстановительной способности проявляющего раствора. Эта точка зрения, высказанная еще в 1877 г. В. В. Лермантовым об электрохимическом механизме процесса фотографического проявления и экспериментально подтвержденная И. Хамантовым, сохранилась до наших дней и является общепризнанной.

Рассматривая вопросы фотографического проявления, необходимо упомянуть имя известного ученого, специалиста в области физической химии, профессора Московского технического училища Николая Александровича Шилова. Н. А. Шилов совместно со своим учеником Я. М. Катушевым разрешил важную проблему проявления, непонятную с физикохимической точки зрения: присутствие в проявляющем растворе двух восстановителей - проявляющего вещества и сульфита натрия. Он установил механизм взаимодействия сульфит иона и проявляющего вещества, как при окислении кислородом, растворенным в воде, так и при восстановлении экспонированного галогенида серебра. В работах, выполненных в 19121914 гг. Н. А. Шилов показал, что окисление, например, гидрохинона и сульфита-натрия является сопряженным процессом, причем оба партнера реагируют друг с другом, образуя конечные продукты, отличающиеся от соединений, получаемых при их раздельном окислении. Н. А. Шилов первым в России разъяснил роль сульфита натрия при проявлении.

90-е годы прошлого столетия ознаменовались периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим хотелось особо отметить вклад в фотографию Евгения Федоровича Буринскрго — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 г. сотрудника Российской Академии наук.

Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, Б. Ф. Буринский разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенном повышении утерянного контраста на документе. В1843 г. при раскопках Московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии Белыптейн и Бекетов так и не смогли обнаружить ни одной буквы. По просьбе Е. Ф. Буринского академики передали эти документы на исследование в фотографическую лабораторию Академии наук. Применив для работы коллодионные фотопластинки, Б. Ф. Буринский изготовил по несколько одинаковых чернобелых негативов с каждого документа. Затем, сняв эмульсионные слои с негативов и сложив их вместе один на другой, он получил более контрастное негативное изображение. Далее с каждого негатива были получены диапозитивы, и снятые с подложки фотографические слои он опять сложил вместе. Последовательно увеличивая контраст негативов без повышения зернистости, им были получены фотоснимки, на которых невидимые и полустертые буквы стали доступными для чтения. Оригинальная научная работа по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен» произвела в научной среде сенсацию, и Б. Ф. Буринскому, с формулировкой «за метод исследования, равный значению микроскопа», в 1898г. Российской Академией наук была присуждена Ломоносовская премия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.