Понятие показателями методы изучения конъюнктуры рынка
Конъюнктура как экономическое понятие - это совокупность условий (признаков) всех взаимосвязей, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.
Конъюнктура рынка - это совокупность конкретных условий, определяющих в каждый момент соотношение спроса и предложения.
Под торговой конъюнктурой понимается состояние торговли за определенный период времени, складывающееся под влиянием спроса и товарного предложения в конкретных условиях хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий.
При изучении торговой конъюнктуры обычно различают общую конъюнктуру и отдельных рынков или взаимосвязанных товаров, а также конъюнктуру региональных рынков (республики, экономических районов) в их взаимосвязи и обусловленности
Конъюнктура торговли является необходимым составным элементом конъюнктуры рынка и несет в себе как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями спроса населения, формирования товарного
предложения, выполняемых функций.
Основная цель изучения конъюнктуры торговли - установить, в какой мере
деятельность торговых организаций влияет на состояние рынка, как должна развиваться торговля в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и обеспечить выполнение плана товарооборота.
Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента (или конъюнктурную ситуацию). Конъюнктурная ситуация характеризуется особенностями хода развития розничного товарооборота торговли и потребительской кооперации, оптовой и розничной продажи отдельных видов товаров, особенностями изменения товарных запасов.
Одним из основных условий эффективного изучения конъюнктуры торговли является наличие достоверной оперативной информации о состоянии спроса и предложения за конкретный период, факторах, обусловивших изменение объема, структуры спроса и предложения товаров. Все источники информации о состоянии конъюнктуры торговли можно разделить на внутренние и внешние. Подвнутренними понимаются собственные источники информации торговых предприятий и организаций, характеризующие:
- Товарное обеспечение планов розничного товарооборота;
- Условия закупки товаров;
- Запасы товаров на розничных и оптовых предприятиях;
- Выполнение плана товарооборота по видам оборота;
- Изменение объемов покупательных фондов населения;
- Внедрение прогрессивных методов продажи товаров;
- Качество поступающих товаров;
- Мероприятия по активизации торговли отдельными товарами;
- Подготовку организаций к торговле товарами сезонного спроса;
- Насыщенность товарами отдельных торговых организаций;
- Планы и задания по розничному товарообороту на предстоящий квартал
Внешняя информация - это представляющие интерес для изучения конъюнктуры торговли сведения, поступающие от других организаций в виде официальных форм отчетности, обзоров, справок.
Основными методами изучения торговой конъюнктуры являются:
- Анализ торгово-экономической информации;
- Изучение рынка с помощью специально организованных наблюдений (опросов населения, выборочных обследований и т.д.)
- Анализ информации, получаемой от организаций торговли, а также отдельных корреспондентов в виде различных конъюнктурных материалов, докладов, сводок, справок, по телеграфу и т.д.;
- Непосредственное изучение конъюнктуры на розничных предприятиях торговли путем бесед с торговыми работниками и покупателями, наблюдений за ходом реализации и состоянием товарных запасов;
Различают следующие виды материалов, характеризующие конъюнктуру торговли:
- Конъюнктурные обзоры – охватывают все стороны торговой конъюнктуры;
- Конъюнктурные информации – освещают конъюнктуру торговли по ограниченному кругу вопросов;
- Экспресс-информации – содержат отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли отдельными товарами;
В обзорах освещаются следующие основные вопросы конъюнктуры:
- Выполнение плана товарооборота отдельными организациями;
- Состояние торговли продовольственными товарами и непродоволь-ственными товарами (по важнейшим группам)
- Изменения в спросе на товары по сравнению с прошлым кварталом и аналогичным периодом прошлого года;
- Отсутствие в продаже отдельных товаров и его причины;
- Привлечение дополнительных источников для обеспечения плана това-рооборота;
- Поступление новых товаров, в том числе от местной промышленности;
- Сокращение ассортимента товаров, пользующихся спросом (какие товары и какими поставщиками сняты с производства);
- Качество поставляемых товаров, их маркировка и упаковка;
- Тенденции изменения уровня товарных запасов;
- Факторы, влияющие на выполнение плана товарооборота на предстоящий прогнозный период.
Роль торговли в обеспечении развития товарного рынка
Объективные реалии развития товарных рынков и экономики России достаточно убедительно показатели российским предпринимателям, что сегодня для развития собственного дела невозможно иметь собственную сеть снабженческих и сбытовых организаций, которые будут решать всю совокупность хозяйственных задач в общем комплексе коммерческой и маркетинговой деятельности организации на рынке. Большое значение для распространения товаров имеет торговля. Экономическая природа торговли раскрывается не только и не столько в продукте ее производства. Сколько в совокупности присущих ей функций, дополняемых соответствующим инфраструктурным потенциалом.
Это обусловлено тем, что, во-первых, торговля, являясь посредником между производителем и потребителем, организует процесс обмена продуктами труда.
Во-вторых, сообразуясь с конъюнктурой рынка, в торговле накапливаются определенные запасы, которые позволяют компенсировать колебания спроса и предложения.
В-третьих, в поисках наиболее выгодных продаж торговля распределяет товарные ресурсы по отраслям экономики, различным территориям, странам и континентам, создавая тем самым предпосылки для их нормального развития и функционирования.
В-четвертых, торговля способствует мировой экономической интеграции, ценовой стратификации региональных, национальных и международных товарных рынков.
Исходя из экономической природы торговли, можно выделить ее основные функции:
- коммуникативную, т.е. проведение комплекса мероприятий по организации обмена товарами и услугами между заинтересованными контрагентами. Эта функция торговли направлена на сопоставление и соизмерение материальных и финансовых потоков, сводя воедино интересы территориально разобщенных производств;
- компенсирующую, т.е. смягчающую отрицательное последствие изменений рыночной конъюнктуры;
-распределительную, т.е. обеспечивающую распределение товаров между различными сегментами рынка в соответствии с их покупательской способностью. Мировая и отечественная практика фиксирует множество возможных каналов товародвижения с использованием разнообразных средств коммуникаций: транспорт, связь, складские комплексы и многое другое;
- ценообразующую, т.е. разрешающую на основе системы платы за услуги удовлетворение интересов сторон по хозяйственному договору;
- стабилизирующую, т.е. обуславливающую поддержание равновесия между спросом и предложением в рамках, ограничивающих негативные последствия дефицита;
- прогнозирующую, т.е. обеспечивающую на основе оперативной информации поддержание производства и потребления созданных в этих сферах хозяйствования запасов в оптимальных размерах;
- интегрирующую, т.е. восстанавливающую, связывающую отдельные сферы хозяйствования в единый региональный и народнохозяйственный комплекс. [57]
Вопросы для закрепления
1. Что такое рынок и важнейшие виды рынка.
2. Что такое потребительский рынок и по каким признакам он подразделяется.
3. Какие основные элементы рынка.
4. Что собой представляет товарное предложение.
5. Что такое спрос и какие его виды.
6. Основные методы изучения реализованного и неудовлетворенного спроса.
7. Методы изучения неудовлетворенного и формирующего спроса.
8. Перечислить основные методы прогнозирования.
9. Что представляет собой метод экстраполяции и в каких случаях применение его наиболее обоснованно.
10. Дать характеристику экономико-математическим методам прогнозирования.
11. Что представляет собой нормативный метод и в каких случаях применение его представляется наиболее рациональным.
12. Экономический смысл и виды балансов, разрабатываемых в торговой отрасли.
13. Дать характеристику, перечислив доходную и расходную части баланса денежных доходов и расходов населения.
14. Дать характеристику баланса спроса и предложения.
15. Дать характеристику баланса товарных ресурсов.
16. Как рассчитываются покупательные фонды населения.
17. Дать определение, как экономических понятий, конъюнктура, конъюнктура рынка и торговли.
18. Перечислить основные методы изучения торговой конъюнктуры.
19. Дать характеристику информации, используемой при изучении торговой конъюнктуры.
Литература:2, 4, 5, 14, 25, 27 (с. 286-320, 511-528, 531-538), 30 (с. 90-95), 41 (с. 21-36), 47 (с. 217-261), 50 (с. 195-202), 53
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|