Сделай Сам Свою Работу на 5

Ситуация сближения и расхождения

Лекция №21. Маневрирование судов при расхождении в различных условиях.

План:

1. Расхождение судов на виду друг у друга

Расхождение в ограниченной видимости.

1. Расхождение судов на виду друг у друга

Организация наблюдения.Правило 5 требует постоянно вести надлежащее наблюдение.

Под определением «надлежащее» следует понимать «правильно организованное и качественно выполняемое».

При этом наблюдение должно вестись с применением всех имеющихся средств, при помощи которых можно оценивать ситуацию сближения и своевременно обнаруживать опасность столкновения с тем, чтобы совершить необходимые действия для расхождения судов. На это направлены и организационные меры. Поэтому резолюция ИМО А.285 содержит «Рекомендации ИМО по несению штурманской ходовой вахты». Инструкция для помощника капитана, несущего ходовую вахту и вахту в порту. Эти документы формулируют следующие требования:

1. Заступающий вахтенный помощник должен прибыть на мостик заблаговременно (за 10 мин), чтобы адаптироваться к обстановке, особенно к условиям ночного наблюдения, и убедиться, что все члены его вахты способны эффективно выполнять свои обязанности.

2. Вахтенный помощник не должен сдавать вахту, если он считает, что принимающий вахту помощник не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности.

3. Если во время смены вахт судно выполняет маневр, то передача вахты должна производиться только после окончания маневра.

4. Вахтенный помощник обязан обеспечить эффективное наблюдение (как визуальное и слуховое, так и с помощью всех имеющихся в его распоряжении технических средств), находясь непрерывно на мостике.

5. На судах, где штурманская рубка отделена от рулевой, вахтенный помощник капитана может заходить в штурманскую рубку на кратковременный срок для выполнения необходимых штурманских обязанностей, убедившись предварительно, что это безопасно и что в период его отсутствия обеспечено надлежащее наблюдение.

6. Обязанности впередсмотрящего (наблюдателя) и рулевого раздельные: матрос, стоящий на руле, не может считаться наблюдателем.



7. Вахтенный помощник не должен принимать на себя обязанности, отвлекающие его от осуществления эффективного наблюдения и мешающие обеспечению безопасности судна.

Эти требования способствуют надлежащему выполнению Правил.

Оценка опасности столкновения в ситуации сближения судов. Эта операция должна производиться в соответствии с Правилами 5 и Правилами 7.

Цель операции заключается не только в выявлении возможности столкновения, но и в определении степени опасности сближения по времени при перемещении судов относительно друг друга для выявления существования чрезмерного сближения с дефицитом времени.

Опасность столкновения определить несложно, достаточно проследить за тенденцией изменения пеленга на приближающееся судно, т. е. выполнить требование Пр. 7 (d) (i) (ii). Кроме этого по ракурсам необходимо сориентироваться, как развивается ситуация сближения — на пересекающихся или параллельных курсах.

В случаях развития ситуации на пересекающихся курсах может наблюдаться один из трех видов сближения:

– пеленг меняется на нос, наблюдаемое судно пересечет наш курс (рис. 1);

– пеленг меняется на корму, наше судно пересекает и пересечет курс наблюдаемому судну (рис. 2);

– пеленг не изменится, столкновение произойдет в точке пересечения курсов судов (рис. 3).

В случае пересечения курсов для обеспечения полноты оценки ситуации (Правило 5), необходимо знать дистанцию (Dпер.) и время (Tпер.) пересечения.

Для выявления существования чрезмерного сближения судов с дефицитом времени необходимо, любым из существующих способов (Правило 7 (b)) определить относительную скорость (V0), дистанцию до судна и рассчитать время сближения. Знание этой информации способствует заблаговременному (чем раньше — тем лучше) предотвращению чрезмерного сближения при маневрировании (Правило 8 (с)).

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3

При развитии ситуации сближения с опасным судном на параллельных курсах, особенно на встречных, чрезмерное сближение с учетом дефицита времени зависит от величины относительной скорости и дистанции между судами. Относительная скорость в этом случае равна сумме скоростей сходящихся судов, поэтому на малых дистанциях может наблюдаться резкое обострение ситуации и трудности с расхождением в безопасной дистанции, даже при выполнении Правила 14.

Действия для предупреждения столкновения судов. Для правильного толкования Правил, регламентирующих действия судов для предупреждения столкновения, необходимо глубоко понимать смысл процесса перемещения судов относительно друг друга при их сближении и расхождении.

Векторное описание процесса подробно приведено [1].

Смысл развития процесса заключается в том, что суда при их схождении перемещаются относительно друг друга по направлениям линий относительного движения (ЛОД) с относительными скоростями. Не перемещаются только суда, двигающиеся одинаковыми курсами и скоростями.

Исходя из этого, положительный результат расхождения (по Правилу 8 (d) — на безопасном расстоянии) может быть достигнут только тогда, когда судоводитель имеет полноценную информацию о сближении с опасным судном и способен в относительном движении предвидеть результат собственного маневра еще до его выполнения. Это необходимо для своевременного контроля эффективности выполненного действия.

В таком же направлении необходимо понимать утверждения в правиле 8 (b) и 8 (c), касающиеся действий для предупреждения столкновения судов. Это касается эффективности достаточно больших изменений курса и(или) скорости (Правило 8 (b)) и существенности изменения курса для предупреждения чрезмерного сближения (Правило 8 (с)).

По закону относительного движения (перемещения) большие изменения курса и(или) скорости не во всех случаях могут быть эффективными, поскольку расхождения на безопасном расстоянии не всегда бывает легко обнаружить встречным судам.

Это относится как к визуальному наблюдению, так и к радиолокационному.

Схема формирования фактической дистанции расхождения (Dрасх.) при маневрировании одного из судов приводится ниже.

 

Маневр расхождения
â â
Угол α T маневра
æ å
Dрасх.

 

Из схемы видно, что эффективность маневра (Dрасх.) зависит не столько от величины маневра, сколько от угла α (угла изменения направления ЛОД относительно первоначального ее направления) и момента выполнения маневра (Т маневра). Из этого можно сделать следующие выводы:

1. Величина угла α зависит от величин скоростей и ракурса сближающихся судов. Если скорость судна, выполняющего маневр, меньше скорости другого судна и угол ракурса острый, то достичь значительной величины угла α невозможно, особенно это выражено при расхождении уменьшением скорости хода. В этом случае разойтись в безопасной дистанции можно только в случае заблаговременного выполнения маневра.

2. Если маневр не меняет направления линии движения, то расхождение с судном в конкретной дистанции нереально, например расхождение уменьшением скорости хода со встречным судном. В этом случае наблюдается только уменьшение величины относительной скорости.

3. Вероятность обнаружения маневра другим судном необходимо рассматривать в двух направлениях.

Во-первых, если ведется только визуальное наблюдение, то маневр изменением курса значительно заметнее маневра изменением скорости. В этом случае изменение ракурса будет заметно сразу же после начала поворота. Маневр изменением скорости может быть заметен после слежения за изменением пеленга на маневрирующее судно, т. к. изменение ракурса в этом случае не происходит.

Во-вторых, при ведении радиолокационного наблюдения заметность маневра зависит только от величины угла α — угла разворота ЛОД. При этом индикатор РЛС должен быть включен в режиме относительного движения.

Для обеспечения безопасного расхождения только Правило 18 выделяет привилегированную группу судов:

– судно, лишенное возможности управляться;

– судно, ограниченное в возможности маневрировать;

– судно, занятое ловом рыбы;

– парусное судно.

И в этой группе существует регламентация маневрирования. Полную привилегию имеют два первых вида судов. Им уступают дорогу суда третьего и четвертого вида. Парусные суда должны уступать дорогу трем предыдущим видам судов.

Любое судно, за исключением первых двух видов, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стесненного своей осадкой. Судно, стесненное своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего состояния.

В остальных пунктах Правил, регламентирующих действия для судов, указаны их права и обязанности.

 

Ситуация сближения и расхождения

Парусные суда. Правило 12.Распределение обязанностей между опасно сближающимися парусными судами зависит от галса и курса относительно ветра, которым идут эти суда. В ситуации, представленной на рис. 4, судно А, идущее левым галсом, должно уступать дорогу судну Б, идущему правым галсом.

В ситуации на рис. 5 оба судна идут одним и тем же галсом (левым). Находящееся на ветре судно А должно уступить дорогу судну Б, находящееся под ветром.

 

Рис. 4 Рис. 5

Суда с механическим двигателем. Правила выделяют три вида ситуаций сближения этих судов:

– обгон (Правило 13);

– сближение на противоположных курсах судов, идущих прямо друг на друга (Правило 14);

– сближение на пересекающихся курсах (Правила 15, 16 и 17).

Обгон. Правило 13. Судно считается обгоняющим другое судно, если оно подходит к нему с направления более 22,5° позади траверза (рис. 12.6).

Если имеются сомнения, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так.

Рис. 6

Никакие изменения в позиции этих двух судов не освободят обгоняющее судно от обязанностей держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Судно любой категории, из перечисленных в Правиле 18, заняв позицию обгоняющего судна по отношению к другому судну, должно держаться в стороне от его пути.

Обгоняемое судно обязано сохранить курс и скорость (Правило 17), чтобы не затруднять действия обгоняющего его судна.

Однако история развития Правила 13 и сопоставление с английским оригиналом не подтверждают этого мнения. Правило 13 сохранило практически неизменным требования Пра­вила 24 ППСС–60, в котором содержится требование «уступить дорогу». В английском оригинале Правила 13 употребляется то же выражение «shall keep out of the way», которое во всех остальных Правилах переведено как «должно уступить дорогу». Исходя из этого, действия обгоняемого судна должны определяться положениями Правила 17 и, следовательно, ему надлежит сохранять в ситуации обгона свой курс и скорость, чтобы не затруднять действия обгоняющего судна.

В то же время, если обгоняемое судно подходит к изгибу фарва­тера, и ложится на новый рекомендованный курс, то обгоняющее судно в соответствии с обычной морской практикой и обстоятельствами данного случая не должно препятствовать повороту обгоняемого судна. В этом случае в соответствии с Правилом 2 (b) поворот обгоняемого судна следует рассматривать как вынужденное и оправданное отступление от Правил 17 (а) (i).

Сближение на противоположных курсах. Правило 14. В пра­виле 14 (а), при рассмотрении ситуации сближения судов, идущих прямо друг на друга, необходимо выделять главенствующую по содержанию фразу: «… каждое из них должно изменить свой курс вправо …». Именно эта фраза обязывает каждое судно действовать только так и не иначе (рис. 12.7).

Это, в свою очередь, исключает нарушение требований самого правила:

– выполнение разносторонних изменений курсов судами;

– бездействие одного из судов, который первым обнаружил маневр другого.

В практике часто наблюдаются случаи, когда одно из судов маневрирует в соответствии с требованиями правила, а другое, обнаружив этот маневр, продолжает следовать прежним курсом, считая это нормальным, соответствующим этом правилу, т. к. в этом случае суда разойдутся левыми бортами.

Рис. 7

Отрицательный характер этого нарушения особенно проявляется в случае, когда скорость судна, которое первым изменило курс вправо, меньше скорости другого судна, то эффективность расхождения будет низкая — дистанция незначительная, т. к. угол α — угол изменения направления ЛОД будет незначительным. Особенно обостряется ситуация, когда одностороннее маневрирование выполняется на малых дистанциях между судами.

Поэтому, фраза «… с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту» является второстепенной, продолжающей смысл первой части, требующей от каждого судна изменения курса вправо.

Гарантированная безопасная дистанция расхождения может быть только тогда, когда оба судна изменят свой курс вправо. Только в этом случае может сформироваться значительная величина угла α. Тем более, что Правило 14 не обязывает суда определять величины скоростей друг друга.

Сближение судов на пересекающихся курсах. Связь Правил 15, 16 и 17.При существовании опасности столкновения в ситуации пересечения курсов действия судов регламентируются связью трех Правил 15, 16 и 17.

Правило 15 показывает права и обязанности судна, которое имеет другое на своей правой стороне и должно уступать дорогу, предпринимая такое действие, которое приведет к безопасному расхождению. При этом исключается пересечение курса другого судна у него по носу.

Судно, уступающее дорогу может выполнять следующие маневры:

– изменение курса вправо (рис. 8);

– уменьшение скорости хода, с тем чтобы пропустить другое судно по носу (рис. 9);

– изменение курса и скорости одновременно;

– выполнение части циркуляции влево, с тем чтобы привести другое судно на кормовые курсовые углы (рис. 10).

 

Рис. 8 Рис. 9

Рис. 10

Правило 16 требует качественного действия, а именно выполненного заблаговременно и решительно, с тем, чтобы чисто разойтись с другим судном.

Правило 17 регламентирует действия судна, которому уступают дорогу. Это не значит, что это судно имеет характер привилегированного судна. Само название Правила 17 — «Действия судна, которому уступают дорогу» — учитывает возможность действия этого судна для обеспечения безопасности плавания.

Анализ содержания правила 17 подтверждает эту возможность.

Так, если пункт 17 (а) (i) требует от судна, которому уступают дорогу, сохранять курс и скорость, то пункт 17 (а) (ii) подтверждает возможность маневрировать этому судну. Правило дает возможность судну самостоятельно избежать столкновения в случае, если становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает действия, соответствующего Правилу 15.

Пункт 17 (b) обязывает судно, которому уступают дорогу, предпринимать такое действие, которое наилучшим образом поможет маневрирующему судну совместными действиями предотвратить столкновение.

Пункт 17 (с) предупреждает судно, выполняющее пункт 17 (а) (ii) не изменять свой курс влево.

Исходя их выше сказанного, даже если у судна, которому уступают дорогу, не возникает необходимости маневрировать, то судно должно готовиться к выполнению действий в соответствии пунктам 17 (а) (ii). Это судно должно знать, какой маневр необходимо предпринимать и когда действовать, т. е. быть готовым к маневрированию организационно и информационно.

Официальным текстом МППСС–72 является принятый Конференцией оригинал, составленный на английском и французском языках. Русский текст МППСС–72 является официальным переводом, депонированным в ИМО. В случае судебно-арбитражного разбирательства приоритетом будут обладать английский и французский оригиналы. Поэтому при изучении МППСС–72 необходимо, наряду с русским, пользоваться английским текстом Правил, отдавая ему предпочтение в случае возможных разночтений.

В заключение следует отметить, что для изучения Правил может быть использован ряд учебный пособий, изданных под названием «Толкование Правил МППСС» или «Комментарии к МППСС», но официальным документом, определяющим действия судоводителя, являются только Правила МППСС.

2. Плавание судов при ограниченной видимости. Правило19.

В морской практике, исходя из дальности видимости бортовых огней судов длиной 50 м и более, видимость считается ограниченной при уменьшении ее до 3-х миль.

Установленные на судне звукосигнальные устройства позволяют ему в ограниченную видимость оповещать другие суда о своем присутствии подачей специальных сигналов согласно правилу 35.

Рассмотрим правило 19, которое относится к судам, не находящимся на виду друг у друга:

− при плавании в районах ограниченной видимости;

− при плавании вблизи таких районов.

В условиях ограниченной видимости радиолокатор позволяет судоводителю «видеть» обстановку на водной поверхности. После обнаружения присутствия другого судна только с помощью РЛС необходимо:

определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует опасность столкновения;

если «ДА», то своевременно предпринять действия для расхождения.

В пункте (d) правила 19 применено выражение «чрезмерное сближение», которое прежде всего ассоциируется с понятием «опасное сближение». Расстояние чрезмерного сближения не может быть оценено однозначно. Оно зависит от взаимного положения судов, их размеров и скорости, маневренных характеристик и других факторов. К ним можно также отнести надежность работы РЛС, наличие на эк- ране помех от морского волнения.

При плавании в открытом море ситуация чрезмерного сближения возникает на расстоянии примерно в 2 мили, которое соответствует средней дальности слышимости звукового сигнала судов.

Судно должно своевременно предпринять действия для расхождения, причем если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

Если обстоятельства все же потребуют отступить от предпочтительного маневра, то выбранное иное действие следует предпринять более заблаговременно и более решительно вплоть до приведения эхосигнала на кормовые курсовые углы.

Изменение курса в любом направлении разрешается, когда судно приближается прямо по корме.

Если развивается ситуация чрезмерного сближения и существует ограничение по отвороту от курса, то может быть предпринято изменение скорости – в основном более эффективное действие по расхождению с судном, приближающимся почти по траверзу. На встречных курсах это маневр не влияет на изменение дистанции кратчайшего сближения, но увеличивает время, необходимое для дополнительной оценки ситуации сближения, так как относительная скорость уменьшается.

В условиях ограниченной видимости никто и никому не уступает дорогу, а каждое судно должно предпринять действия с тем, чтобы избежать ситуации чрезмерного сближения.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.