Сделай Сам Свою Работу на 5

Американская и африканская системы защиты прав и свобод человека





Роль американского и африканского континентов в истории человечества несколько иная, нежели роль Европы. Сложившиеся здесь древние цивилизации и культуры испытали на себе длительное деструктивное влияние со стороны выходцев из Европы. Евро­пейские «цивилизаторы», превратив народы Африки и Америки в колониально-зависимые и навязывая им чуждые для них системы ценностей в течение многих веков, обрекли их на экономическую отсталость и низкий уровень развития. Они породили политические общества нового, квазиевропейского типа, которые начали склады­ваться в Америке в XVIII—XIX вв., а в Африке - лишь в 60-х годах XX в. Народы Азии, Америки и Африки играют важ­ную роль в складывании и развитии философии прав и свобод че­ловека.

Первая международная конвенция в защиту прав женщин - Конвенция о гражданстве женщины - была принята на 7-й конферен­ции представителей американских государств в г. Монтевидео (Уруг­вай) 26 декабря 1933 г. Подписавшие ее страны согласились с тем, что в вопросах гражданства, законодательства и в практике не дол­жно быть различий, основанных на признаке пола. Декларация в пользу прав женщин и Декларация в защиту прав человека были при­няты на конференции в Лиме в 1938 г. На конференции по вопро­сам войны и мира, проходившей в феврале-марте 1945 г. в Мехико, были приняты резолюции «Свобода информации» и «Международная защита основных прав человека».



«Мир базируется на справедливости и моральном порядке, а пото­му - на признании и международной защите прав и свобод человечес­кой личности», - провозглашает Межамериканский договор о взаим­ной помощи, подписанный в Рио-де-Жанейро в 1947 г. Фундамен­тальным правам и обязанностям государств посвящена отдельная глава (ст. 10-23) в одобренном в 1948 г. Уставе Организации амери­канских государств. В нем предусмотрен и механизм контроля за соблюдением прав и свобод человека на континенте - Межамери­канская комиссия по правам человека. Это первый в мире континен­тальный институт подобного типа. Континентальная концепция прав, свобод и обязанностей человека, сообществ и государств в систематизированном виде изложена в Американской декларации прав и обязанностей человека, которая разрабатывалась почти одновремен­но с Всеобщей декларацией прав человека и Уставом ОАГ. Она была принята в апреле 1948 г., т. е. почти на восемь месяцев раньше Все­общей декларации прав человека.



Американская декларация и по своему содержанию, и по фор­ме, и по объему отличается от ВДПЧ. Здесь права человека в большем количестве, нежели во ВДПЧ, связываются с его обязанностя­ми. Выполнение обязанностей каждым человеком названо требова­нием прав человека. «Если права возвышают свободу индивида, то обязанности выражают достоинство этой свободы», — говорится в преамбуле. Заметна и американская специфика понимания фунда­ментальных прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность и целостность личности», - гласит первая ста­тья. Провозглашая право на образование, американская декларация уточняет, что оно должно основываться на принципах свободы, морали и человеческой солидарности (ст. XII). Во второй главе дек­ларации (ст. XXIX-XXXVIII) перечислены основные обязанности человека.

Хотя государства американского континента признают обяза­тельность положений этой декларации для себя, было принято ре­шение разработать также и континентальный договор о правах че­ловека, который учел бы исторические и культурные традиции За­падного полушария. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также учреждение Европейско­го суда по правам человека определенным образом сориентировали страны ОАГ в этом вопросе.

Американская конвенция о правах человека, работа над которой началась в 1959 г., была подписана представителями государств -членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Ес­тественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию кон­венции. Она вступила в силу в июле 1978 г.



В первой части Американской конвенции рассматриваются обя­занности государств и охраняемые ею права человека, во второй части предусмотрены средства защиты этих прав. В отличие от Ев­ропейской конвенции о защите прав человека, в Американской кон­венции провозглашаются как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права человека. Правда, основной акцент и здесь сделан на гражданских и политических правах, а социальные, экономические и культурные права лишь названы. Статья 5 конвенции провозглашает право человека на фи­зическую, психическую и моральную целостность личности, а ст. 11 - уважение чести и признание достоинства личности. Ст. 21 озаглав­лена «Право на частную собственность», но в тексте статьи слово «частная» не употребляется. Она гласит:

1. Все люди имеют право пользоваться и наслаждаться своим имуществом. Закон может под­чинить такое пользование общественному интересу.

2. Никто не может быть лишен своего имущества, за исключением случаев, когда это делается посредством выплаты справедливой компенсации, по соображениям общественной значимости и в интересах общества в формах, установленных законом.

В случаях войны, нестабильности общества и других, угрожаю­щих независимости и безопасности государства, в установленном законом порядке временно могут быть ограничены некоторые пра­ва человека. Однако ни в коем случае не допускается приостанов­ление или ограничение таких прав, как право на жизнь, право на при­знание человека юридическим лицом, право на целостность лично­сти, запрещение рабства и крепостной зависимости, свобода совести и религии, право на охрану семьи, право на имя, права детей, право на гражданство, политические права. Не могут быть отменены так­же и юридические гарантии этих прав. А в случаях вынужденного ограничения прав человека соответствующее государство обязано немедленно через Генерального секретаря ОАГ информировать об этом другие государства. Конвенция исходит из того, что каждый человек имеет обязанности перед семьей, обществом и человече­ством. Права каждого человека ограничены правами остальных, бе­зопасностью всех, справедливыми требованиями сообщества и де­мократического общества.

Позже к Американской конвенции о правах человека были при­няты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) формулирует экономические, социальные и культурные пра­ва человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответ­ствии со ст. 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межаме­риканский суд по правам человека, решения которого обязательны для всех стран, подписавших пакт.

Американская система прав и свобод человека по своей широте и количеству соглашений о правах человека и институтов по их за­щите не уступает европейской системе. Организацией американских государств приняты и реализуются (возможно, с разной степенью успеха) специальные межамериканские конвенции о защите прав женщин и ребенка: конвенция «О предоставлении женщинам граждан­ских и политических прав» (Богота, Колумбия, 1948 г.), конвенция «О предупреждении, наказании и искоренении насилия против женщин» (Белен, Бразилия, 1994 г.), конвенция «О предупреждении и наказа­нии пыток» и конвенция «О насильственно исчезнувших людях».

Важное место в американской системе прав человека занимает Межамериканская демократическая хартия, принятая на специаль­ной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г. Она провозглашает право народов континента на демократию и обязанность правительств обеспечивать ее. Представительная де­мократия рассматривается как основа правления закона и консти­туционных режимов государств - членов Организации американс­ких государств. Хартия не только постулирует демократию, но и устанавливает ее основные критерии. Согласно ст. 3 ими являются уважение прав человека и фундаментальных свобод; осуществление власти в соответствии с принципом правления закона; проведение периодических свободных и справедливых выборов при всеобщем и тайном голосовании как способ выражения суверенитета народов; плюралистическая система политических партий и организаций и разделение власти на независимые друг от друга ветви. Говорится также и о том, каким образом каждый из этих критериев должен реализоваться.

Африка - древнейший континент планеты и колыбель полити­ческого общества - остается самым молодым регионом в плане своей политической организации. В 1960-1970-х годах молодые государ­ства континента приняли несколько уникальных соглашений о пра­вах человека и народов: Фитосанитарную конвенцию (1967); Афри­канскую конвенцию о сохранении природы и природных ресурсов (1968 г. Пересмотрена в 2003 г.); конвенцию «О специфических аспектах проблемы беженцев в Африке» (1969), «Об устранении наем­ников в Африке» (1976); Культурную хартию Африки (1977). Фунда­ментальные положения этих соглашений были объединены в Аф­риканской хартии но правам человека и народов. Решение о подго­товке предварительного проекта Хартии прав человека и народов для Африки было принято на 16-й сессии глав государств и правительств стран континента в Монровии (Либерия) в июле 1979 г. Учрежденная здесь комиссия составила проект документа, который был одобрен 18-й сессией глав государств и правительств в Найроби 27 июня 1981 г. Он вступил в силу 21 октября 1986 г.

Государства Африки не стали копировать идеи и формулиров­ки уже действовавших международных договоров, а изложили свое собственное видение и понимание философии прав и свобод чело­века. В основе его лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традиционно рассматриваемые африканцами как основ­ные цели своих жизненных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы, как и латиноамериканцы, поставили свой квартет прав. Права и обязан­ности человека рассматриваются Африканской хартией в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле.

Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться равной защитой закона, провозглашает хартия. Человек неприкос­новенен, он имеет право на жизнь и целостность личности. Никто не может произвольно лишать его этого права. Согласно ст. 5 каж­дый человек имеет право на уважение достоинства его личности и признание его легального статуса. Все формы эксплуатации и дег­радации человека, особенно рабство, работорговля, пытки, жесто­кость, нечеловеческие и унижающие наказания и обращение, дол­жны быть запрещены. Каждый индивид имеет право на свободу и безопасность личности, свободу совести и исповедания своей веры, свободу выбора профессии, и никто не должен произвольно нару­шать эти права. Провозглашается право людей получать информа­цию, а также выражать, распространять свое мнение в рамках зако­на. За каждым человеком признается право на свободу перемещения и выбора места жительства в пределах своей страны. Он может по­кидать страну и возвращаться в нее. Это право может быть ограни­чено законом в целях защиты национальной безопасности, закона и порядка, общественного здоровья и морали. Каждый человек имеет право свободно участвовать (прямо или через выборных представи­телей) в управлении своей страной.

За каждым индивидом признается право доступа к обществен­ной собственности и услугам (ст. 13, п. 3). Право на собственность гарантируется. Оно может быть нарушено в интересах обществен­ных нужд или общих интересов сообщества и в соответствии с за­коном. Признаются право на труд, права на равное вознаграждение за одинаковый труд, на охрану здоровья, на образование, на учас­тие в культурной жизни.

Продвижение и защита морали и традиционных ценностей со­общества должны стать обязанностью государства (ст. 17). Семья -природная ячейка и основа общества, она должна находиться под защитой государства. Долг государства - помогать семье, являющей­ся хранительницей морали и традиционных ценностей, признавае­мых обществом. Государство должно стремиться устранять дискри­минацию женщин и охранять провозглашенные в международных соглашениях права женщин и детей. За престарелыми и немощны­ми гражданами признается право на особые меры защиты с учетом их физических и моральных нужд.

Африканская хартия содержит положения, которых не было в других международных соглашениях о правах человека. «Все наро­ды равны, - говорится в ст. 19. - Все они должны пользоваться оди­наковым уважением и одними и теми же правами. Ничто не должно оправдывать господство одного народа над другим». Все народы дол­жны иметь право на существование, они имеют безусловное и неотъемлемое право на самоопределение. Они сами могут свободно определять свой политический статус и следовать по пути экономи­ческого и социального развития в соответствии с этим выбором. Признавая права народов, находящихся под колониальной или по­луколониальной зависимостью, на освобождение, хартия провозгла­шает право каждого такого народа на помощь (экономическую, по­литическую или культурную) со стороны государств - участников хартии в их освободительной борьбе.

Статья 21 хартии провозглашает право всех народов свободно распоряжаться своими богатствами и природными ресурсами. Это право должно использоваться исключительно в интересах народа. Ни в коем случае народы не должны быть лишены их, а в случае лише­ния они имеют право бороться за их возвращение и претендовать на соответствующую компенсацию. Африканские страны должны ин­дивидуально или коллективно реализовать свое право пользоваться богатствами и природными ресурсами континента для укрепления единства и солидарности Африки. Они обязуются предпринимать необходимые меры для ликвидации всех форм иностранной эконо­мической эксплуатации, применяемых международными монополи­ями, и использования национальных ресурсов в интересах коренных народов.

Провозглашается право всех народов на экономическое, соци­альное и культурное развитие с учетом своей самобытности и общего наследия человечества. Долгом и обязанностью государств провоз­глашается обеспечение, индивидуально или коллективно, реализа­ции своего права на развитие. За народами признается право на меж­дународный мир и безопасность, а также на удовлетворительную окружающую среду. Все они должны благоприятствовать их разви­тию. Отношения между народами должны управляться солидарно­стью и дружбой. Признается право человека на убежище. Но в целях укрепления мира, солидарности и дружественных отношений, говорится в хар­тии, подписавшие ее государства должны отвечать за то, чтобы лю­бой индивид, пользующийся правом на убежище на его территории, не участвовал в подрывных действиях против страны своего проис­хождения или любой другой страны, подписавшей хартию. Их тер­ритория не должна использоваться как база для подготовки подрыв­ных или террористических акций против других государств.

Вторая глава части первой Африканской хартии прав человека и народов (ст. 7-28) посвящена обязанностям человека и народов, о чем речь подробнее пойдет в соответствующей главе. Это также является новым моментом в международных документах подобного рода. Контроль за реализацией провозглашенных в хартии прав воз­лагается на Комиссию по правам человека и народов, которая будет рассматривать обращения как отдельных людей, так и государств. Эта комиссия должна примирять стороны, давать им советы и рекомен­дации. Первоначально исходили из того, что африканская традиция, основанная на уважении самостоятельности каждого народа и госу­дарства, исключает возможности вынесения обязательных постановлений. Соответственно, учреждение суда по правам человека и на­родов считалось нецелесообразным. Но реальная жизнь внесла свои коррективы, и протоколом к хартии в 1998 г. африканские страны решили создать в континентальной системе защиты прав человека и Африканский суд по правам человека. Протокол вступил в силу 15 января 2004 г. В июле 2003 г. был принят еще один протокол к хар­тии под названием «О правах женщин в Африке». Он предусматри­вает конкретные пути реализации положений конвенций ООН о пра­вах женщин в странах Африки.

Африканская хартия о правах и благосостоянии ребенка вступи­ла в силу в ноябре 1999 г. Она подтверждает международно признан­ные нормы прав и свобод ребенка и подчеркивает ответственность семьи и общества за социализацию подрастающего человека. Кон­венция запрещает вербовку людей моложе 18 лет или прямое учас­тие лиц такого возраста в военных действиях или внутренней борь­бе африканских стран. Важное значение имеют также Африканс­кий договор о свободной от ядерного оружия зоне (апрель 1996 г.) и конвенция «О предупреждении терроризма и борьбе с ним» (июль 1999 г.). В конце XX - начале XXI в. человечество утвердилось в убеждении, что одним из серьезных источников угрозы правам че­ловека является коррупция во всех ее проявлениях. Учитывая это, Африканский союз, ставший в 2002 г. правопреемником ОАЕ, при­нял конвенцию «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» (11 июля 2003 г.).

В силу объективных причин государствам Азии еще не удалось создать континентальной системы защиты прав и свобод человека. Однако существующие здесь региональные и конфессио­нальные институты пытаются сформулировать философию прав че­ловека и решить проблему в конкретных сообществах. Так, в Уставе Лиги арабских стран обязывает государства - члены этого института «уважать системы государственного устройства дру­гих государств и оценивать их как исключительно собственные инте­ресы этих стран». Они должны воздерживаться от любого действия, имеющего целью изменение государственного устройства любой арабской страны. Члены ЛАС могут заключать между собой и с дру­гими государствами соглашения, которые установят между ними более прочные связи и отношения, нежели те, которые предусмот­рены уставом лиги. В то же время подобные соглашения «не долж­ны связывать и ограничивать других членов». В задачи руководящего совета ЛАС входит регулирование сотрудничества между лигой и другими международными институтами в вопросах мира, безопас­ности, экономических и социальных отношений, в том числе и за­щиты прав человека. Заметна роль ЛАС в совершенствовании школь­ного образования в арабских странах, в борьбе с неграмотностью, в распространении науки и научных открытий, в борьбе с преступ­ностью и распространением наркотиков, а также в культурном со­трудничестве арабских стран.

Более активна в защите прав человека с учетом своей специфи­ки Организация исламской конференции (ОИК). В 1980 г. на меж­дународной конференции в Лондоне, посвященной пророку Мухам­меду и его посланию мусульманам, была принята Всеобщая исламс­кая декларация с изложением исламской философии жизни. Через год конференция ОИК одобрила Всеобщую исламскую декларацию прав человека. В ней излагаются 14 принципов исламского миропо­рядка, каждый из которых гарантирует определенные права человека. Все люди равны, свободны. Рабство и каторжный труд запрещают­ся. Уважается и сохраняется институт семьи. Любая земная власть рассматривается как священная и временная, ограниченная установ­ленным законом сроком. Собственность божественна, и все пользу­ются ею согласно законам Корана и Сунны. Все общественные дела ведутся после совета с верующими (Шуры). Должны приниматься усилия для устранения эксплуатации, несправедливости и угнетения. Декларация пронизана идеей о том, что только Аллах является твор­цом закона, по которому живут люди, а также источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руково­дитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом. В их число входят права на жизнь, на сво­боду, на семью, на собственность, на образование, на жилье, на сво­боду перемещения в пределах исламского сообщества и многие дру­гие. В совокупности они охватывают почти все права человека, со­держащиеся во ВДПЧ, но в интерпретации корана.

В 1990 г. на своей конференции в Каире ОИК приняла Каирс­кую декларацию но правам человека, в 25 статьях которой провозг­лашаются фундаментальные права человека на жизнь, свободу, ра­венство, труд, семью, собственность, безопасность и т. д.28

Непосредственное отношение к защите прав человека имеет и деятельность АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии). Цели ассоциации определены в Бангкокской декларации 5 госу­дарств региона (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Та­иланд)29 8 августа 1967 г. Ими являются:

- ускорение экономического роста, прогресса и культурного развития региона;

- содействие укреплению мира и стабильности в регионе путем уважения законности и справедливости во взаимоотношени­ях между странами;

- усиление сотрудничества и взаимной помощи в общих для всех стран вопросах;

- оказание помощи друг другу в областях образования, техники и управления;

- сотрудничество для лучшего использования с/хозяйства, промышленности, торговли в целях повышения жизнен­ного уровня народов;

- совместные исследования проблем региона; поддержание и развитие связей с другими международными институтами.

Активно действующей на азиатском континенте организацией по защите прав человека с конца 1990-х годов становится Азиатс­ко-Тихоокеанский форум национальных институтов по правам чело­века (АТФ). Учреждаемые им консультативные советы юристов тщательно изучают положение дел с правами человека в различных об­ластях жизни и предоставляют свои выводы и рекомендации годичным конференциям форума, по решению которых они публи­куются с целью мобилизации общественности на борьбу с наруше­ниями прав человека. Таким образом, усилиями международного сообщества на пла­нете создана многоуровневая система защиты прав и свобод чело­века. Очень важно, чтобы все люди Земли знали об этой системе и научились участвовать в ней для продвижения как своих собствен­ных прав и свобод, так и прав и свобод всех людей.

Вопросы

Какие события XX в. способствовали принятию действующих соглашений о правах человека?

Проанализируйте содержание Всеобщей декларации прав человека.

Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?

Почему вместо одного запланированного пакта было принято два?

Расскажите об этих пактах.

Что представляет собой Международный билль о правах человека?

Какова роль Заключительного акта Совещания в Хельсинки в деле защиты прав и свобод человека?

Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Назовите ее составляющие.

Как складывалась американская система защиты прав человека?

Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов?

Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.