Сделай Сам Свою Работу на 5

В 429г. секретарь Нестория, Анастасий, выходит на проповедь и объявляет всем, что Богородица не есть Богородица, а Христородица – официальная открытая ересь.





Лекция №4

Предмет: История Православной Церкви

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Тема: Третий Вселенский Собор.

III Вселенский Собор проходил в 431 г. г.Эфес — по промыслу Божьему, именно в этом городе доживала свои последние дни Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, и именно в этом городе был единственный на весь мир храм Пресвятой Богородицы.

Основные действующие лица Собора:

Кирилл Александрийский — Патриарх Александрийский (проживал в Александрии).

В 405г. Кирилла Александрийского рукополагают в чин пресвитера (священника), в 412 г. умирает Феофил Александрийский и Кирилл Александрийский занимает его место.

Несторий– епископ и патриарх Константинополя (не очень был развит в догматических науках).

Феодосий II Младший – император Восточной Римской империи.

В 429 г. избирают нового патриарха – им стал Несторий (император Феодосий II младший симпатизировал Несторию, поэтому его было избрано на пост патриарха), но по дороге в Константинополь из Антиохии Несторий заезжает к Федору Мапсуестийскому (сирийский отец) где ведет духовные беседы, в том числе, и об участи Пресвятой Богородицы в деле Воплощения Христа (уже в то время был вопрос – Богородица действительно является Богородицей или Христородицей?)



Почвой для таких рассуждений послужили уже возникшие в то время ереси:

- Ересь Аполлинаризм – когда, воплотившись, Христос унаследовал от человека волю, чувства, тело, но ум остался у него божественным.

Но в то время уже бытовал такой тезис: то, что не воспринято — то не уврачевано!

Аполлинарий (епископ Лаодикийский в Сирии) известен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть, дух, заступал в нём божественный логос. Аполлинарий писал: «Если бы Господь принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Этим он посягнул на традиционное учение о богочеловечности Христа.



- Ересь Павла Самосатского – состояла в том, что он утверждал, что Христос не от начала рождения был Богом, соответственно Богородица была не Богородица, а просто Хоистородица (она родила ребенка по имени Христос). Когда Иисус исполняется 7 лет — в него вселяется Христос, и Он становится Богом – это умаляет славу Богородицы.

Эти ереси волновали Александрию, Антиохию, Константинополь.

Став патриархом Несторий выражает свою систему догматики, пытается проповедовать.

В 429г. секретарь Нестория, Анастасий, выходит на проповедь и объявляет всем, что Богородица не есть Богородица, а Христородица – официальная открытая ересь.

В Церкви произошел бунт, все против этого восстали. В Константинополе против Нестория собирается оппозиция.

Одним из апологетов в учении о Богородице выступил Прокл (будущий епископ после Нестория).

Несторий был больше ритором и публицистом, не имел хорошего богословского образования: плохо знал предания и догматы. Часто он просто выражал свои мысли и эти мысли привели к ереси.

У Императора Феодосия Младшего была сестра Пульхерия, которая не любила Нестория и, таким образом, в императорском дворе тоже возник раскол.

Высказывания Нестория о Богородице дошло до Египетских монахов – они опечалились об этом, считали, что это падение морали. Монахи пишут письмо своему патриарху Кириллу Александрийскому о том, что такие высказывания попирают предания и догматы.



Дядя Кирилла Александрийского, Феофил Александрийский, имел сомнительную репутацию, так как занимался симонией (рукоположение за деньги) но племяннику он дал хорошее образование: Кирилл Александрийский изучил философию у Ипатия, у Дидима Слепца изучал богословие, закрепил знания — в Александрийских пустынях проходил практику с постами (Серапион был его наставником).

Феофил Александрийский (дядя Кирилла Александрийского) был очень плохо настроен против Иоанна Златоуста. Раньше была практика использовать диптихи (на дощечках диптихов вписываются все епископы, главы общин и все христиане, которые поминались на литургии), и именно из таких диптихов был вычеркнут Иоанн Златоуст во время правления Феофила Александрийского.

В 403 г был «суд под дубом», на этом суде был осужден Иоанн Златоуст – он был великим аскетом, до него казна церковная в Константинополе была наполовину пуста, а после него – полная, потому, что он не тратился на дорогие обеды, одежды и пиршества, соответственно за это его недолюбливали – не всегда принимал с почестями епископов. Еще он был добрым к гонимым еретикам – он их принимал, говорил, что еретиков не нужно гнать – их нужно вразумлять и помогать обрести истинную веру, за это его тоже невзлюбили.

Когда Кирилл Александрийский становится патриархом, он возобновляет этого святого в своей Церкви для поминания(предание говорит, что ему было личное явление Иоанна Златоуста, после чего он это сделал).

Кирилл Александрийский, когда услышал от монахов о такой ереси, это его возмутило потому, что это в корне разнилось с истинным учением, соответственно он сначала пишет письмо патриарху Несторию о том, что это ересь, но Несторий отвечает довольно резко, не откликаясь на письмо Кирилла Александрийского. Тогда онпишет письмо императору Феодосию Младшему, а так как Феодосий был очарован личностью Нестория, то тоже не отреагировал на письмо. Таким образом, Кирилл Александрийский был вынужден писать в Рим папе Целестину (так как Рим имел статус апелляции, все кто в древнем Мире были не согласны с происходящим, могли к Риму апеллировать, и он еще раз пересматривал дело и мог вынести совершенно другой вердикт). Он написал в Рим письмо на латинском языке, Несторий, когда узнал что Кирилл написал письмо в Рим, тоже со своей стороны написал послание, но на греческом языке. Конечно же, на письмо Кирилла ответили быстрее, так как не нужен был переводчик.

Целестин (подняв предания и своды Соборов) ответил, что Кирилл Александрийский прав в этой ситуации, он действительно обнаружил, что учение о Христородице есть ересь и дал ему право разрешить этот спор.

После этого Кирилл Александрийский пишет императору Феодосию Младшему письмо и просит собрать Собор, что бы разрешить этот вопрос. Феодосий был не против Собора, он хотел побыстрее решить это разногласие, потому, что в то время христианство много значило ля империи. Раскол в империи был опасен для защиты от внешних врагов (арабы часто начали посещать Константинопольские земли).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.