Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Современная отечественная законодательная система борьбы с коррупцией





Основой в построении современной отечественной законодательной системы борьбы с коррупции является Конституция РФ.

Исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявления­ми коррупции в Российской Федерации, на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию кор­рупции, с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за кор­рупцию и другими международными правовыми документами по про­тиводействию коррупции, участником которых является Российская Федерация, была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 Национальная стратегия противодействия коррупции.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

В развитие этого акта был принят Указ Президента от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

Основополагающим антикоррупционным актом в Российском государстве является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».



Федеральным законом

вводится система мер противодействия коррупции,

даются ключевые определения в данной сфе­ре - понятие коррупции как социально-юридического явления и по­нятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. Кроме того,

устанавливаются основные принципы про­тиводействия коррупции,

правовые и организационные основы пре­дупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликви­дации последствий коррупционных правонарушений.

Необходимо отметить, что настоящий Федеральный закон впервые восполняет законодательный пробел, урегулировав такое направление обществен­ной жизни, как борьба с коррупцией.

В Уголовном кодексе РФ получили отражение перечисленные в определении понятия «коррупция» составы (ст. ст. 201 «Злоупотребле­ние полномочиями», 204 «Коммерческий подкуп», 285 «Зло­употребление должностными полномочиями», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 291.1 «Посредничество во взятке»). Они содержатся в главах УК РФ, объ­единяющих преступления против интересов службы: гл. 23 «Престу­пления против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях», гл. 30 «Преступления против государственной власти, интере­сов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».



Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляет­ся в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят корруп­цию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.

В связи с этим вместе с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс был дополнен ст.ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего».

Использование административно-правовых методов дополняет уголовно-правовую политику в области противодействия коррупции.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важ­ную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупре­ждению коррупции, выявлению и устранению ее причин.

В целях выявления в нормативных правовых актах и проектах коррупциогенных факторов и их последующего устранения был при­нят Федеральный закон от 17 июля 2007 Г. № 172-ФЗ «Об антикор­рупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы.



Не менее важным стало принятие Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г.

№ 815 «О мерах по противодействию коррупции». В данном нормативном правовом акте уделяется внимание образованию новой государственной организации - Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, председателем которого является Президент РФ.

В Указе закреплены основные задачи Совета и действия, которые он может предпринимать при решении задач по противодействию коррупции, например готовить предложения Президенту РФ по противодействию коррупции, координировать деятельность органов исполнительной власти всех уровней по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, контролировать реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. Определен порядок работы Совета.

Представители ФСИН России в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции не входят, но предложения и выводы, принятые на Совете касающиеся деятельности ФСИН обязательны для исполнения.

Существенным нормативным правовым актом в противодействии коррупции является Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Данный перечень утвержден согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и содержит в основном руководящие должности государственной службы.

Во ФСИН России во исполнение данного Указа Президента РФ определен перечень должностей в уголовно-исполнительной системе, которые должны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Важным антикоррупционным моментом стало принятие в 2012 г. Федерального закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», вступившего в действие с 1 января 2013 г.

В целях противодействия коррупции данный Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (только в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.)

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является письменная информация, представленная в установленном порядке установленными органами (среди которых правоохранительные органы, подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, постоянно действующие руководящие органы политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, Общественная палата Российской Федерации, общероссийские средства массовой информации и т. д.).

Однако информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами и к сведению не принимается.

Антикоррупционные положения содержатся в Указе Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Указом определено, что руководителям федеральных государственных органов до 1 ноября 2009 г. необходимо создать в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, возложив на них функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Во исполнение данного требования в уголовно-исполнительной системе в настоящее время выявлением и профилактикой коррупционных правонарушений и преступлений занимаются подразделения собственной безопасности ФСИН России.

Указом утверждается Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными

служащими требований к служебному поведению. Положение определяет порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственными служащими, замещающими любую должность федеральной государственной службы, соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.

Если по результатам проведения проверки будет установлено, что представляемые сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были недостоверными или неполными, то материалы проверки представляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая проводит заседание и принимает соответствующее решение. Во ФСИН России данными полномочиями обладает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников УИС и урегулированию конфликта интересов.

Следует также отметить, что в последние годы в ряде субъектов российской Федерации были приняты законы о противодействии кор­рупции.

Таким образом, в современных условиях в рамках отечественной правовой системы не было сформировано единой отрасли законода­тельства по противодействию коррупции. Нормы права, направлен­ные на борьбу с коррупцией, находятся в различных отраслях права и располагаются в нормативных правовых актах различного уровня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.