Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Причины и условия, способствующие возникновению коррупции в обществе. Современное состояние коррупции





Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии.

Законодательство, которому зачастую отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данной проблемы, коренящейся в социальных процессах. Правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля и пр. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обуславливающих данное явление.

Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционного правопорядка).



Среди основных причин, способствующих возникновению коррупции в обществе исследователи выделяют следующие:

1. Двусмысленные законы.

2. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностных лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

3. Нестабильная политическая ситуация в стране.

4. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.



10. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором.

11. Зависимость граждан от чиновников, монополия государства на некоторые услуги.

12. Оторванность бюрократической элиты от народа.

13. Экономическая нестабильность, инфляция.

14. Этническая неоднородность населения.

15. Низкий уровень социально-экономического развития.

16. Религиозная традиция.

17. Культура страны в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-правовая природа коррупции заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений.

Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности следующих признаков:

договорной характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка);

обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений;

незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц;

обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Коррупция в современной России затрагивает практически все возможные отрасли, начиная от правоохранительных органов и медицины, таможни и заканчивая вузами, школами и т.д.



По данным МВД РФ за январь-октябрь 2015 г. сотрудниками правоохранительных органов выявлено 27,8 тысяч преступлений экономической направленности, в том числе 4,6 тысячи – в крупном или особо крупном размере. Размер ущерба по оконченным уголовным делам превысил 39 млрд рублей, а возмещено более 31 млрд рублей. К уголовной ответственности привлечено 12 тысяч лиц.

Особое внимание МВД России уделено выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, за прошедшие месяцы 2015 года сотрудниками выявлен ряд должностных лиц, совершивших преступления, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 290 УК РФ. В том числе 4 депутата различного уровня, 12 глав (заместителей) администраций городов (районов), 23 главы (заместителя) руководителей муниципальных образований, 22 руководителя предприятий и организаций, входящих в контур государственных предприятий, 19 руководителей (заместителей) структурных подразделений органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме данных, которые освещаются МВД РФ, анализом состояния коррупции в России и мире занимается некоммерческая общественная организация Transparency International, созданная в 1993 году с целью борьбы с коррупцией. Данная организация ежегодно определяет Индекс восприятия коррупции (ИВК) в странах мира.

3 декабря 2014 года был опубликован юбилейный 20-й Индекс восприятия коррупции. В рейтинге наша страна занимает 136 место из 175, разделив его с Киргизией, Нигерией, Ираном, Ливаном и Камеруном.

В сравнении с 2010 годом (154-е место из 178), можно заметить положительную динамику, которая объясняется принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, обусловливающего основные правовые параметры предупреждения коррупции в общественном секторе и вводящего ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств. Принятые меры позволили заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. 17 апреля 2012 года Россия стала 39-м участником Конвенции ОЭСР.

Однако рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией пойдет сама собой, было бы не правильно. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.

Коррупция, оказывая негативное влияние на все сферы жизни общества, порождает последствия, которые не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто более конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств федерального бюджета.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащения субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, отдельными группами по использованию государственной собственности и корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений, оттоку капитала за рубеж и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

6. Растет недоверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества двойной стандарт морали и поведения.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественности формируется сознание о беззащитности общества и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Смещение целей политики от общенациональных к обеспечению властвованию олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

2. Подрыв престижа страны на мировой арене, способствование ее политической и экономической изоляции.

3. Снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток. Главные потери происходят от тех решений, которые принимают агенты, вступившие в коррупционные отношения.

Прямые потери – недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства.

Косвенные потери – общее снижение экономики, сопряженное с коррупцией.

Подсчет потерь от коррупции крайне не прост.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.