Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики возрастного периода





Предмет психологии развития

 

Предмет возрастной психологии – закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

Развитие отлично от всех других изменений объекта. Развитие предполагает качественные преобразования. Основные свойства развития: необратимость; направленность; закономерность.

Необратимость - все изменения происходят непрерывно. Невозможно вернуться к той или йной форме, которая была зафиксирована в какой то определенный момент.

Направленность - подчинение всех звеньев системы единой линии развития. Взаимодействие. Куда бы ни вели изменения, они коснутся всего, что составляет систему «человека».

Закономерность - способность системы к воспроизведение однотипных изменений у разных людей. Благодаря закономерности и выделяют возрастные группы. Множество типов развития. Преформированный и непреформированный (нет готовых образцов).

Вместе с тем, человек рождаясь, застает определенную социо-культурную среду. Ее освоение и есть процесс развития. =>. Процесс развития человека зависит от практики жизнедеятельности всех предыдущих поколений.



Факторы психического развития. Два направления в истории развития этой проблемы - биологизаторское и социологизаторское. Теория конвергенции двух факторов.

Три детерминанты развития человека: наследственность, среда, активность.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ, а также некоторые особенности индивидного развития. Наследуются задатки способностей и тип ВНД.

Среда - макросоциум, микросоциум, природная среда. Степень влияния на психическое развитие каждой из них.

Активность - системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Среда запускает активность. Она может усилить активность, а может привести к ее редукции. Активность реализует генетическую программу. Активность может компенсировать «дефектность» генетической программы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированные организмом движения требуют преодоления сопротивления среды (слепоглухонеморожденные дети). В основе природы активности лежит динамическое неравновесие между человеком и средой, и динамическое неравновесие внутри самого человека.



Наследственность и среда являются факторами развития, но они не предопределяют его. Человеческое поведение не является ни функцией среды, ни функцией телесной организации. Человеческое поведение свободно. Свободу ему дает сознание. Осознание своего поведения предполагает выход человека за пределы непосредственного, «натурального» течения жизни. Человеку сознание не дано от рождения. Т.е. появление сознания не является непременным фактом, оно не предопределено. Сознание зарождается, формируется и развивается только в условиях социума.

? - как зарождается сознание. Ответ на этот вопрос дал Л.С. Выготский.

Человек рождается в определенном социокультурном пространстве.

Культурно-историческое пространство включает в себя материальные объекты, идеальные формы и знаки. Знаки обладают двойной природой - они имеют либо зрительную, либо слуховую форму и содержат в себе значения. Знаки переводят предметы в идеальную форму. Л.С. Выготскому принадлежит идея знакового опосредствования сознания человека. Знаки - не только заместители реальности, но являются и орудием внутренней психической жизни человека. Именно знаки помогают человеку осознать самого себя, свои действия. Наиболее универсальной знаковой системой является речь. Центральной линией развития сознания ребенка является развитие речевого опосредствования. Этот процесс составляет формирование и развитие высших психических функций. Именно они отличают психику человека от психики всех животных. Развитие ребенка - процесс становления высших психических функций.



Л.С. Выготский сформулировал закон развития высших психических функций. Согласно этому закону всякая функция первоначально возникает в процессе взаимодействия ребенка с взрослым. Существует она сначала не в сознании ребенка, а между ребенком и взрослым (имеет интерпсихическую форму). Затем она интериоризируется - переходит во внутренний мир, усваивается.

Три этапа интериоризации:

1. Взрослый воздействует на ребенка с помощью определенных знаковых средств (обращается, показывает, побуждает к действию).

2. Ребенок перенимает у взрослого средства общения и сам воздействует на него.

3. Те же средства и те же воздействия ребенок обращает на самого себя. Он способен обратиться к самому себе (оценить свое поведение, спланировать свою деятельность, спрогнозировать результат).

 

Речь - не единственное средство осознания своего поведения. К таким средствам относятся различные образцы, способы действия. Д.Б. Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. (Пример). Действие становится осознанным тогда, когда есть представление о том, как нужно действовать.

Характеристики возрастного периода

Психическое становление и развитие ребенка предполагает его собственную активность. Развитие - субъектный процесс. Субъектность процесса развития отражается в деятельности. Человек осуществляет деятельность для удовлетворения той или иной потребности. По мере развития психики усложняется система потребностей, а, стало быть, усложняется и деятельность.

Множество видов деятельности. Среди них выделяют ведущий вид деятельности.Ведущая деятельность - та, которая обусловливает самые важные изменения в психических процессах и в личности ребенка. В ней зарождаются новые формы деятельности. На каждом возрастном этапе свой определенный вид ведущей деятельности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях ведущими в детском развитии являются следующие виды деятельности. (Таблица возрастной периодизации).

Количественные показатели не являются признаком ведущего вида деятельности. (Пояснить на примере). Смена ведущих видов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности.

Согласно Д.Б. Эльконину ребенок изначально включен в две системы отношений: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет».

На разных этапах развития ребенок в большей степени погружен в одну из этих систем. Система «ребенок - взрослый» обусловливает преимущественное развитие мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми, а система «ребенок - предмет» - способы действий с предметами. Эти две линии усвоения внешнего мира взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем, в разные возрастные периоды происходит интенсивная ориентация в сторону одного из двух типов деятельности. Деятельность по усвоению смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми - деятельность в системе «ребенок - взрослый». Деятельность по усвоению общественно выработанных способов действия с предметами - деятельность в системе «ребенок - общественный предмет».

В периоды, когда доминирует освоение моделей отношений между людьми, преимущественно развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка. В другие периоды происходит преимущественное освоение способов действий с предметами. Здесь преимущественное развитие получает интеллектуально - познавательная сфера ребенка.

Д.Б. Эльконин обнаружил закономерность чередования данных типов детской деятельности.

Среди различных видов деятельности выделяют коммуникативную. На каждом возрастном этапе она имеет своеобразие. Система отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Это также одна из характеристик возрастного периода. Взаимодействие со средой имеет два уровня - уровень деятельности и уровень переживаний. Социальная ситуация развития меняется в самом начале каждого возрастного периода.

Каждая стадия развития характеризуется возрастными психологическими новообразованиями, т.е. качествами и свойствами, которых не было ранее в готовом виде. Это новое появляется не «вдруг», оно подготовлено всем ходом предыдущего развития. Среди психологических новообразований выделяют центральное новообразование, которое имеет наибольшее значение для развития на последующей стадии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.