Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи учёта затрат на производство





I Раздел. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг

Лекция 1. Основные понятия по учету затрат, калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг

Понятие затрат, расходов, себестоимости, калькуляции

Классификация расходов организации согласно Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

Классификация затрат

Задачи учета затрат на производство

Системы учета производственных затрат

Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

Понятие затрат, себестоимости, калькуляции

Часто понятия «расходы» и «затраты» используют как синонимы. На самом деле это не одно и тоже.

Затраты – это стоимость ресурсов, использованных в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов. Иными словами расходы организация несет в момент уменьшения дохода, т.е. в момент продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг



Т.о. в процессе производства предприятие имеет дело с затратами, а в процессе сбыта произведенного продукта затраты превращаются в расходы.

Есть и другие подходы к понятиям «расходы» и «затраты».

Расходы – это все, что тратит организация. Расходы могут быть отчетного периода и будущих периодов. Та часть расходов, которая имеет отношение к будущим отчетным периодам, капитализируется и показывается в активе баланса.

Затраты – это та часть расходов, которая относится к данному отчетному периоду.

В бухгалтерском учёте используется ещё понятие себестоимость продукции. Себестоимость –это величина затрат в денежном выражении и на производство конкретных видов продукции и на ее калькуляционную единицу. В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она включает только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и продажей продукции. Т. е. если продукция производится в течение нескольких отчётных периодов, то в её себестоимость входят затраты отчётного периода и затраты прошлых отчётных периодов.



В зависимости от состава затрат, формирующих себестоимость продукции, различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.

Цеховая себестоимостьвключает все затраты конкретного внутрихозяйственного подразделения на производство данной продукции, в том числе затраты на управление этим подразделением. Этот показатель необходим в условиях хозрасчета.

Производственная себестоимость –это затраты на производство продукции в целом на предприятии. При исчислении полной производственной себестоимости в её состав включают общехозяйственные расходы. Неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расходов.

Полная (коммерческая) себестоимость -это затраты на производство и продажу продукции. Она слагается из производственной себестоимости и расходов на продажу.

Для исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг составляется калькуляция(от латинского calkulatio – счисление). Калькуляция – это расчетные процедуры по определению затрат организации, приходящихся на единицу продукции. Понятие «калькуляция» – неотъемлемая часть более общего понятия «калькулирование». Калькулирование – это совокупность методов учета затрат на производство, приемов и способов исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Калькуляция есть результат калькулирования.



При калькулировании следует различать: объекты учета затрат, объекты калькуляции, калькуляционные единицы.

Объекты учета затрат – это затраты сгруппированные по отдельным видам производств, группам культур, отдельных культур и животных. (в управленческом учете – это место возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности, носители затрат)

Объекты калькуляции – это отдельные изделия, виды продукции, незавершенное производство, работы, услуги, себестоимость которых определяется.

Продукция может быть нескольких видов: основной, сопряженной, побочной.

Основная продукция –продукция, для которой создано производство. Например, зерно в растениеводстве.

Сопряженная продукция – возникает, если одно производство дает несколько видов основной продукции. Например, молоко и телята в скотоводстве.

К побочнойотносится продукция, получаемая одновременно с основной, т.е. продукция, сопутствующая выпуску основной продукции. Например, солома, капустный лист, навоз, перо, миражные яйца и т.д.

Все объекты калькуляции измеряются в калькуляционных единицах – центнер, голова, штук и т.д.

Классификация расходов организации согласно Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

В бухгалтерском учете порядок учета расходов прописан в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. N 33н. Согласно этого положения расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации классифицируются следующим образом:

I) расходы по обычным видам деятельности;

II) прочие расходы

I.Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Данные расходы учитываются на счёте 90 «Продажи», субсчёте 2 «Себестоимость продаж».

II. К прочим расходам относят:

1) расходы, связанные с предоставлением активов в аренду;

2) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;

3) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

4) расходы, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, покупных товаров, продукции и других активов;

5) расходы, связанные с оплатой услуг кредитным организациям;

6) проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных средств;

7) отчисления в резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.;

8) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

9) возмещение причинённых организацией убытков (организация кому-то сделала убыток);

10) убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году;

11) сумма дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности;

12) курсовые разницы;

13) сумма уценки активов;

14) перечисления средств, связанных с благотворительной деятельностью, на проведение спортивных мероприятий, отдыха и т.д.;

15) расходы, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств. Это зарплата с отчислениями на социальные нужды работникам, занятых ликвидацией чрезвычайных ситуаций, материалы, израсходованные на их ликвидацию и т.д.;

16) прочие расходы.

Все перечисленные данные расходы учитываются на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» субсчёте 2 «Прочие расходы».

На основе этой классификации расходов организации составляется отчёт о финансовых результатах, который входит в состав бухгалтерской отчетности.

 

Классификация затрат

 

Затраты классифицируются по трем направлениям:

I) для исчисления себестоимости продукции;

II) для принятия управленческих решений;

III) для осуществления контроля и регулирования.

I.Для исчисления себестоимости продукции затраты классифицируются по следующим признакам:

1) По отношению к себестоимости продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость продукции.

К затратам, включаемым в себестоимость продукции относят стоимость незавершённого производства на начало периода и те затраты отчётного периода, которые непосредственно относят на выпущенную продукцию. Не включается в себестоимость продукции стоимость незавершенного производства на конец отчётного периода.

2) По способу включения в себестоимость продукции затраты делят на прямые и косвенные.

Прямые – это затраты, которые могут непосредственно отнесены на себестоимость продукции, например материалы.

Косвенные – это затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость продукции и распределяются косвенно, например, общепроизводственные расходы.

3) По экономическому содержанию затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.

а) по элементам затраты делят на:

- материальные затраты,

- затраты на оплату труда,

- отчисления на социальные нужды,

- амортизационные отчисления,

-прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и другие).

б) статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или отдельных ее видов.

Согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства России №792 от 06.06.2003г.), выделяют следующие калькуляционные статьи производственных затрат:

– материальные ресурсы, используемые в производстве (семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты растений и животных, корма, сырье для переработки, нефтепродукты, топливо и энергия на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций);

– оплата труда (основная, дополнительная, натуральная, другие выплаты);

– отчисления на социальные нужды;

– содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств);

– работы и услуги вспомогательных производств;

– налоги, сборы и другие платежи;

– прочие затраты;

– потери от брака, падежа животных;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы.

4) По экономической роли в процессе производства затраты делят на основные и накладные.

Основные – это затраты непосредственно связанные с процессом производства.

Накладные – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им.

5) По составу различают одноэлементные и комплексные затраты.

Одноэлементные (простые) – это затраты состоящие из одного элемента, например, зарплата.

Комплексные (сложные) – это затраты, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные расходы включают зарплату, амортизацию и т.д.

6) По периодичности возникновения затраты делят на текущие, которые имеют частую периодичность (например, материалы) и единовременные, которые являются однократными (например, затраты связанные с пуском нового производства).

7) По участию в процессе производства различают производственные и внепроизводственные затраты (расходы периода).

Производственные затраты - это затраты, которые непосредственно связаны с производством продукции и включаются в их себестоимость.

Внепроизводственные затраты – это затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции и не включаются в производственную себестоимость. Это, например, расходы на продажу.

8) По отношению к процессу производства : затраты предметов труда, средств труда, затраты живого труда.

Предметы труда – это средства, из которых производят готовую продукцию.

Средства труда – объекты, с помощью которых изготавливают готовую продукцию.

Затраты труда – это заработная плата работникам за произведенную продукцию и другую работу.

9) По эффективности различают производительные и непроизводительные затраты. Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты являются следствием недостатком в технологии и организации производства. Это, например, брак.

10) По отражению в плане затраты делят на планируемые и не планируемые. Планируемые – это производительные затраты, не планируемые – непроизводительные.

11) По возможности нормирования затраты делят на нормируемые (материалы) и ненормируемые (потери от простоев).

12) По временным периодам выделяют

а) затраты предшествующих отчётных периодов – это незавершенное производство;

б) затраты отчётного периода – это расходы, осуществлённые в отчётном периоде;

в) расходы будущих периодов – это расходы, произведённые в отчётном периоде, но относятся к будущим периодам. Например, расходы на подписку.

II. Для принятия управленческих решений затраты делят на:

1) в зависимости от объема производства - переменные, условно-переменные и постоянные.

Переменные затраты – это затраты, которые прямопропорцинально зависят от объема производства, например, материалы.

Условно-переменные – это затраты, которые зависят от объема производства, но это зависимость не является пропорциональной, например затраты на телефон состоят из абонентской платы (постоянная часть) и платы за междугородние разговоры (переменная часть).

Постоянные затраты – это затраты, которые не зависят от объёма производства. Это, например, амортизационные отчисления, зарплата управленческого персонала.

2) релевантные и нерелевантные затраты.

Релевантные затраты - это затраты имеющие отношение к принимаемому решению. Например, ехать в командировку на поезде или на машине.

3) явные и альтернативные затраты.

Явные – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции.

Альтернативные (вменённые) затраты – это затраты, которые возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариантов. Они показывают упущенную выгоду.

4) безвозвратные затраты – это затраты, которые уже возникли в результате принятого ранее решения.

5) инкрементные и маргинальные затраты.

Инкрементные (приростные) затраты– это дополнительные затраты, которые возникают при производстве дополнительной продукции.

Маргинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты на единицу продукции.

III.Для осуществления контроля и регулирования затраты делят на

1) регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемыеэто затраты, величина которых зависит от руководителя соответствующего уровня управления, нерегулируемые не зависят. Для руководителя организации все расходы являются регулируемыми.

2) контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые – это затраты, которые могут контролироваться работником организации, неконтролируемые – не могут, например, налоги.

 

Задачи учёта затрат на производство

 

Перед учётом затрат на производство можно выделить следующие задачи:

1.Правильно и экономически обоснованно разграничивать затраты по основным производствам. В растениеводстве затраты необходимо разделять по культурам или группам культур. Например, яровые, озимые культуры, подсолнечник и т.д.

В животноводстве по видам производств или группам скота. Например, молочное скотоводство, мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.

2.Точное разделение всех затрат по экономическим элементам и статьям.

3. Разделение всех затрат по подразделениям хозяйства. Это позволяет в последствии анализировать затраты не только по элементам и статьям, но и по местам возникновения затрат, центрам затрат, центрам ответственности.

4.Своевременное, полное и точное отражение выхода продукции.

Выполнение этой задачи позволяет не только организовать достоверный учёт, но и обеспечить сохранность продукции.

5.Экономически обоснованное определение себестоимости основной, сопряжённой и побочной продукции. Т. е. после того как мы с вами посчитаем все затраты на производства, посчитаем весь объем произведенной продукции нам необходимо определить ее себестоимость. Себестоимость, которая является одним из факторов эффективности производства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.