Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы России в регулировании цен.





Кафедра экономики и финансов

 

Реферат на тему:

Регулирование ценообразования.

 

 

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил: Кожевникова Л. Е.

 

 

Новосибирск, 2001.


План.

План. 2

Введение. 3

Роль государства в ценообразовании. Государственное регулирование цен. 3

Проблемы России в регулировании цен. 5

Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях. 6

Заключение. 12

Список используемой литературы. 12


Введение.

Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики. Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».



 

Роль государства в ценообразовании.
Государственное регулирование цен.

 

 
  Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д. Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны. Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет следующие задачи: - стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; - создать условия для честной и социально направленной конкуренции; - преодолевать инфляционные процессы; - добиваться экономической и социальной защиты населения и др. В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр. Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики: - последовательное проведение либерализации цен; - осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления: • прямое воздействие (административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста; • косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер. Осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику 5.2. Формы и методы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования Формы прямого вмешательства государства: 1. Общее замораживание цен (применяется редко при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. Общее замораживание цен обычно производиться в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные группы товаров обычно распространяется на товары повседневного спроса. 2. Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о фиксации тех или иных цен может приниматься в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения инфляционных процессов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах. 3. Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены. Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28 % установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен, даже на продукты питания, т.к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства. 4. Установление предельного норматива рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий - монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Также эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т.к. имеет недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства. 5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты детского питания. 6. Декларирование цен. Предприятия сообщают в государственные органы ценообразования сведения (декларации) о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией. 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США и Японии. 8. Установление паритетных цен, то есть установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары. 5.3. Косвенное воздействие государства на цены К методам косвенного государственного регулирования цен относят: - проведение государственных закупок; - установление налогов и налоговых ставок; - регулирование денежного обращения и кредита; - регулирование государственных расходов; - политику государственных инвестиций; - регулирование валютного курса. Технически косвенное государственное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, изменения банковской процентной ставки, валютного курса, экспортно-импортных пошлин, квот, а также за счет разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий. Например: - государственное финансирование научно-исследовательских работ (НИР) на разработку и создание новых видов продукции; - государственное стимулирование привлечения в струну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий; - эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин по товарам, которых в стране дефицит и др. Резюме к теме 5 Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д. Государственная ценовая политика имеет следующие задачи: стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; создать условия для честной и социально направленной конкуренции; преодолевать инфляционные процессы; добиваться экономической и социальной защиты населения и др. Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Прямое государственное воздействие (административное регулирование) - участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Формы прямого вмешательства государства: общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров; установление фиксированных цен; установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены; установление предельного норматива рентабельности; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции; установление паритетных цен. Косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство государства в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное государственное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, изменения банковской процентной ставки, валютного курса, экспортно-импортных пошлин, квот, а также за счет разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий.

 





Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем. Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты не рынке.

Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.

На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.

Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством. Выделяются три уровня подобной деятельности:

Установление государством фиксированных цен:

- в виде государственных прейскурантных цен;

- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;

- фиксирования монопольных цен.

Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:

 

- фиксирования предельного уровня цен;

- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам;

- внедрения предельного значения элементов розничной цены;

- установления максимального уровня разового повышения цен;

- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.

Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:

- запрет на горизонтальное фиксирование цен;

- запрещение вертикального фиксирования цен;

- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка только у одного производителя);

- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов);

- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.

В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.

 

Проблемы России в регулировании цен.

 

Регулирование цен является инструментом, который не может быть признан в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной экономике. Единственным исключением является регулирование тарифов и цен в отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим законодательством. В отраслях естественных монополий регулирование применяется в качестве неизбежной платы за экономию средств, которые были бы потрачены на создание параллельных сетевых структур. В таких отраслях как электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт (точнее было бы сказать в монопольных сегментах этих отраслей) сложившиеся сетевые структуры и технологии не позволяют развивать конкуренцию. В других отраслях (электросвязь) развитие технологий неизбежно приводит к появлению эффективной конкуренции там, где ранее она отсутствовала или при насильственном ее внедрении могла бы повлечь за собой излишние издержки для потребителей. Развитие конкуренции должно приводить к прекращению ценового регулирования и такая возможность предусмотрена в Законе РФ “О естественных монополиях”.

Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. Известно из опыта зарубежных стран, что нередко регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования. Однако коррупция в чистом виде также не исключается.

Опыт регулирования цен и рентабельности предприятий – «монополистов»в России в 1992–1993 годах выявил целый ряд проблем. Предприятия с регулируемыми ценами могут:

– сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;

– завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;

– переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.

Регулирование цен на товарных рынках, где присутствует конкуренция, не имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен. Регулирование цен лишь подаст неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную продукцию.

На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.

В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.