Равновесие на рынке товаров и услуг.
Рынок товаров и услуг является центральным звеном обшей системы взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние других рынков и, следовательно, общее экономическое равновесие. В свою очередь, и другие рынки оказывают прямое и обратное влияние на рынок товаров и услуг.
Так, рынок труда определяет совокупное предложение на рынке товаров и услуг, а совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд.
Рынок денег (национальной валюты) и ценных бумаг оказывает влияние на рынок товаров и услуг путем воздействия на совокупный спрос. В то же время равновесие на рынке товаров и услуг, обусловленное уровнем цен, объемом продаж, или процессы приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги и на спрос и предложение на рынке ценных бумаг.
Уровни цен и объемов продаж на рынке товаров и услуг оказывают обратное воздействие на величину обменного курса национальной валюты и потоки экспорта и импорта капитала. В свою очередь, международные финансовые рынки в открытой экономике оказывают влияние на совокупный спрос на товары и услуги.
Рынок товаров и услуг — это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования.
Поскольку вся сумма произведенных в стране благ измеряется показателями ВВП, исчисленного на основе системы национальных счетов, то рынок товаров и услуг в национальной экономике может быть определен как форма конкурентной связи рыночных субъектов по поводу купли-продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг — совокупное предложение.
19. Равновесие на денежном рынке – это ситуация, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое население и предприниматели хотят иметь в ликвидной форме, равны (рис.20).
Состояние равновесия рассматривается при следующих условиях:
1) предложение денег контролируется ЦБ и оно фиксировано на уровне М0;
2) спрос на деньги (кривая MD) определен для заданного уровня НД;
3) уровень цен в экономике - стабильный.
Гибкая процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки.
При ставке процента r1 ниже равновесной rE, спрос на деньги больше, чем их предложение (М1>М0). Низкая процентная ставка соответствует высокому курсу облигаций. В такой ситуации экономические субъекты будут продавать облигации, что вызовет снижение спроса на деньги, рыночной цены облигаций и, следовательно, приведет к повышению процентной ставки и восстановлению равновесия на денежном рынке. При высокой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.
При изменении уровня дохода (например, увеличении) спрос на деньги повышается, и тогда происходит сдвиг кривой спроса на деньги вправо. В таком случае ставка процента повышается.
20. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики
В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.
Мотором развития реального сектора являются прямые капиталовложения, идущие на техническое перевооружение и другие инновации, стимулирующие экономический рост.
Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.
Одной из наиболее важных проблем ускоренного развития экономики является задача организации конструктивного взаимодействия реального и кредитно-банковского секторов экономики.
Кривая IS отражает все комбинации процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии. КриваяLM — все сочетанияY и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. ТочкаЕ — единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.
Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).
Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)
Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21. Модель IS—LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.
Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку криваяAD выводится на основании моделиIS—LM, ее наклон будет определяться наклонами кривыхIS иLM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.
В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.
Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS—LM.
Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
22. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
23. Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).
Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.
Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.
Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка - программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.
Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.
24. Налогообложе́ние — это принудительное и безвозмездное взимание центральным правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.
Платежи за особые услуги, оказанные государством или местными органами власти плательщику, называются сборами и, как правило, не включаются в налогообложение.
Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения
Наиболее известным является мультипликатор Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.
Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|