Сделай Сам Свою Работу на 5

При перепечатке ссылка на журнал или/и сайт журнала обязательна.





Адрес редакции:109328, Москва, ул. Люблинская, дом 127/1, схема проезда

Телефоны/факс:(095) 351-49-81, (095) 351-8862

 

№ 11 за 2005 год

 

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Олег СОЛНЦЕВ Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования1
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА Основная проблема развития российского финансового сектора — несоответствие его возможностей трансформировать сбережения в инвестициизначительному масштабу внутренних сбережений, а также высокой и продолжающей расширяться потребности российской экономики в инвестициях. В настоящее время только около 10% валовых национальных сбережений перераспределяется российским финансовым сектором (20032004). Остальные выводятся за рубеж либо перераспределяются в рамках прямого межфирменного финансирования. Но даже из того ограниченного объема ресурсов, который аккумулируется российскими финансовыми организациями, только пятая часть направляется на финансирование вложений в основной капитал. Следствием низкой «инвестиционной проводимости» национальной финансовой системы становится хроническое недоиспользование инвестиционного потенциала экономики. Так, отношение валовых сбережений к ВВП России (3133%) является одним из самых высоких в мире, превосходя показатели быстро растущих азиатских стран. В то же время отношение инвестиций к ВВП является низким (2021%), близким к странам с дефицитом внутренних сбережений (США). Уже к 2010 г. потребность российской экономики в инвестициях увеличится в 1,62 раза в постоянных ценах. Это связано с развертыванием крупных инфраструктурных проектов, ростом выбытия устаревших мощностей, необходимостью форсированного обновления производственного аппарата в условиях изменения «качества» конкуренции с импортом (переход от ценовой к технологической конкуренции). На этом этапе рост инвестиций должен существенно (в 1,71,9 раза) опережать динамику производства, и соответственно, рост доходов предприятий. В результате они все острее будут испытывать нехватку собственных средств для финансирования инвестиций, что приведет к качественному росту потребности в привлечении средств от кредиторов и сторонних инвесторов. Другая важнейшая функция, которую также не реализует российский финансовый сектор, — обеспечение меж­отраслевого перелива капиталов. Это затрудняет процессы интеграции компаний в рамках технологических цепочек, а также диверсификации их бизнеса. В результате российские корпорации оказываются лишенными важнейших в условиях глобальной конкуренции «козырей», обеспечивающих им выход на новые рынки и сохранение долгосрочной устойчивости бизнеса. Реализации функций трансформации сбережений в инвестиции и обеспечения межотраслевого перелива капитала мешают следующие «слабые места» российского финансового сектора. · Незначительный масштаб ресурсов, аккумулируемых банковской системой.По показателю отношения активов банков к ВВП Россия в разы отстает не только от стран с развитой рыночной экономикой, но и от ряда наиболее успешных развивающихся стран. Соответственно, весьма низок в сопоставлении с масштабом экономики объем кредитов и займов, предоставляемых российский банковской системой — 23% ВВП. Это в 3 раза ниже показателей США, в 6 раз — Германии, в 4 раза — Южной Кореи. · Доминирование краткосрочных ссуд в кредитах и займах, предоставляемых российской банковской системой — 9/10 на срок менее трех лет. Это, в свою очередь, препятствует использованию компаниями внутреннего кредитного рынка для финансирования долгосрочных вложений. · Высокая распыленность банковского капитала, не позволяющая банкам аккумулировать ресурсы для финансирования крупных проектов. Банковская система России имеет один из самых низких в мире уровней концентрации. Средняя величина активов российского банка (без учета Сбербанка) составляет $0,1 млрд. против $4 млрд. в Южной Корее, $5 млрд. в Великобритании, $45 млрд. в Японии. В силу своего масштаба 9/10 российских банков не способны выдать ни одного кредита объемом $10 млн. (исходя из норматива рисков на одного заемщика). · Низкая ликвидность и невысокая емкость рынка акций.Доля свободно торгуемых акций российских компаний крайне мала (по двадцати крупнейшим компаниям — 27% против 8090% в развитых странах). Оборачиваемость рынка, без учета операций с акциями одной компании — РАО ЕЭС — в 9 раз ниже, чем в Великобритании, в 7 раза — чем в США, в 8 раз — чем в Германии. В силу низкой ликвидности рынка компании не имеют возможности привлекать и размещать на нем значительные средства без риска неблагоприятных для них изменений стоимости акций. · Неразвитость институтов коллективных инвестиций. Объем активов под управлением инвестиционных и независимых пенсионных фондов, страховых компаний в 10 раз меньше совокупных активов банковской системы. В результате фактически отсутствует альтернативный банкам канал доступа компаний к дешевым и долгосрочным ресурсам массовых инвесторов.   ТИП ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА, СЛОЖИВШЕГОСЯ В РОССИИ По своим характеристикам финансовый сектор России близок к аналогичным секторам стран Восточной Европы, Латинской Америки и наименее развитых стран Восточной Азии, например, Индонезии. Фундаментальной причиной, которая обуславливает их слабость, является неразвитость систем управления инвестиционными рисками заемщиков и получателей инвестиций. Такие системы существуют в странах с развитой рыночной экономикой и базируются на следующих трех элементах (см. схему). Комплекс норм и механизмов, обеспечивающих договороспособность заемщиков и получателей инвестиций, включает в себя: · механизмы имущественной, административной и репутационной ответственности компаний и их собственников за исполнение обязательств перед кредиторами (инвесторами); · процедуры обеспечения прозрачности компаний для кредиторов и инвесторов (доступ к информации о реальных собственниках, финансовом положении, платежной дисциплине компаний, использовании привлекаемых средств); · механизмы контроля со стороны инвесторов и кредиторов за принятием стратегических решений в компаниях; · процедуры согласования стратегических планов правительства и компаний, формирующие рамку для оценки долгосрочных перспектив и рисков бизнеса. При этом решающее значение имеет не само наличие процедур и механизмов, а их доступность для основной массы участников рынка и низкий уровень издержек, связанный с их реализацией. Доступная для большинства компаний залоговая база, обеспечивающая возможность привлечения долгосрочного финансирования,подразумевает наличие ликвидных рынков капитальных производственных активов — земли, промышленной недвижимости, интеллектуальной собственности, предприятий как единых имущественных комплексов. Высококапитализированный сегмент инвестиционных банков,выступающих с одной стороны, в качестве субъекта контроля за рисками компаний («по доверенности», получаемой от клиентов, вкладчиков, мелких инвесторов), а с другой — субъекта, осуществляющего ценообразование на рынках капитальных активов и обеспечивающего ликвидность этих рынков (путем подержания постоянных котировок)3. Неразвитость трех описанных элементов порождает целый шлейф негативных последствий, существенно ограничивающих возможности национальных финансовых систем. · Высокие риски вложений в ценные бумаги компаний, обусловленные слабостью нормативноправовых механизмов, обеспечивающих защиту прав инвесторов, и высокими издержками, связанными с обращением обязательств компаний на их имущество. Риски усиливаются отсутствием финансовых институтов, обеспечивающих поддержание постоянных котировок. Эти риски закладываются в цены акций и ведут к снижению капитализации рынка. · Высокие риски вложений в акции и долгосрочные долговые инструменты блокируют вывод на финансовые рынки ресурсов массовых инвесторов через институт коллективных инвестиций (взаимные фонды, пенсионные фонды, страховые компании). Это, в свою очередь, снижает ликвидность рынков. · Недостаточная ликвидность залогов, неразвитость процедур участия кредиторов в управлении компаниями, низкая прозрачность заемщиков блокируют развитие долгосрочного кредитования. · Нехватка предложения долгосрочных заемных ресурсов вынуждает предприятия использовать для финансирования длинных проектов возобновляемые краткосрочные кредиты. Это обуславливает периодическое возникновение банковских кризисов (по схеме «проблемы с привлечением новых кредитов — неплатежи компаний по ранее принятым обязательствам — неплатежеспособность банковкредиторов»). · Рыночные риски и непрозрачность компаний стимулируют высокую подвижность иностранных капиталов, что, в свою очередь, создает угрозу устойчивости национальной валюты. · Высокая уязвимость рынков, банковской системы и национальной валюты вынуждает создавать значительные запасы неработающей ликвидности на всех уровнях экономики. Система управления инвестиционными рисками заемщиков и получателей инвестиций в развитых экономиках Так, для стран с неразвитыми системами контроля за инвестиционными рисками характерна аномально высокая доля наличности в сбережениях населения, что резко ограничивает депозитную базу коммерческих банков. Коммерческие банки этих стран значительную часть аккумулируемых средств размещают в обязательствах центральных банков, что сокращает объем кредитов, выдаваемых экономике. Центральные банки таких стран размещают большую часть активов в валютные резервы, чтобы обеспечить стабильность национальной валюты. В итоге сбережения, перераспределенные через банковскую систему и эмиссию наличных денег к центральным банкам, выводятся из экономики и направляются на финансирование других стран. Высокие запасы неработающей ликвидности обуславливают крайне низкий уровень использования имеющихся кредитных ресурсов. В результате, несмотря на сопоставимый с развитыми странами уровень монетизации экономики4, финансовый сектор со слабыми системами управления инвестиционными рисками не может трансформировать денежные ресурсы в кредиты и капитализацию фондового рынка (см. график). В этих экономиках неразвитость внутреннего банковского сектора и фондового рынка компенсируется интенсивным импортом финансовых услуг и институтов изза рубежа. Правовое и нормативное обеспечение управления рисками в значительной мере переходит в зарубежную юрисдикцию. Это позволяет создать канал трансформации внутренних сбережений в инвестиции через посредничество зарубежных финансовых институтов. Возникает устойчивая двухконтурная модель финансирования экономики: · национальный финансовый сектор — аккумулирование краткосрочных ресурсов, обслуживающих текущий оборот, финансирование вложений в оборотные средства; · зарубежный финансовый сектор — аккумулирование долгосрочных сбережений финансирование вложений в основной капитал и сделок с капитальными активами. Основные параметры развития финансовых секторов различных стран1 1 Диаметр круга соответствует отношению совокупной денежной массы к объему наличных денег и резервных активов коммерческих банков (денежный мультипликатор). Россия — 2003 год, другие страны — 2001 год. Формирование двухконтурной модели финансирования экономики блокирует возможности дальнейшего развития национального финансового сектора. Вывод оборота наиболее интересных для инвесторов активов за рубеж снижает авторитет внутренних фондовых площадок. Национальные банки лишаются доходов от обслуживания активов и обязательств крупнейших и наиболее финансово устойчивых национальных компаний. Это ликвидирует один из ключевых источников повышения собственных капиталов таких банков. Национальные финансовые организации теряют возможность «наработать репутацию» для позиционирования на рынках ценных бумаг и капитальных активов. В результате возможности национальной финансовой системы приблизиться к уровню развития аналогичных систем стран­лидеров становятся минимальными. Это подтверждает сопоставление опыта развития стран Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия) и Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) с опытом ряда стран Восточной Азии (Южная Корея, Малайзия, Таиланд). В первой группе стран, компании которых с 1990х годов стали напрямую выходить на внешние кредитный и фондовый рынки, отношение внутреннего кредита и капитализации рынка акций к ВВП оставалось крайне низким. Во второй группе, где компании финансировались через посредничество национальных банков и фондовых рынков, обеспеченность экономики кредитом, уровень капитализации и ликвидность рынков за пятнадцать лет достигли показателей развитых стран. Формирование двухконтурной модели финансирования задает определенный «потолок» развития всей экономике. Она лишается возможности получить конкурентные преимущества, которыми обладают экономики развитых стран. · Приобретение национальной валютой статуса реально конвертируемой (использование в рамках межстрановых расчетов, средств сбережения за рубежом и др.). Данный статус позволяет перенести часть нагрузки по поддержанию стабильности национальной валюты на «внешний мир»; · Иммунитет национального финансового сектора против «заражения» (contagion) в случае нестабильности на внешних финансовых рынках; · Сохранение национальной юрисдикции над крупными финансовыми потоками и оборотом стратегически важных ресурсов; · Возможность выращивать собственные ТНК, выстраивая глобальные цепочки создания стоимости вокруг наиболее успешных национальных компаний; · Превращение процентной политики национальных монетарных властей в мощный инструмент воздействия на экономику, позволяющий оперативно стимулировать и «охлаждать» внутренний спрос (изменение процентных ставок — изменение рыночной стоимости капитальных активов — изменение доходов массовых инвесторов — корректировка спроса). В России, несмотря на слабость финансового сектора, двухконтурная модель финансирования экономики не успела сложиться. Российские риски еще не поддаются управлению зарубежными финансовыми институтами. Это ведет к тому, что объем инвестируемых в страну изза рубежа средств устойчиво отстает от объема средств, сберегаемых отечественными банками, компаниями и предприятиями за границей. Однако уже к началу следующего десятилетия такая модель может быть в основном сформирована. На это указывают тенденции развития последних лет. Так, с 2001го по 2004 год доля трансграничных кредитов и займов в приросте совокупного объема кредитов экономике увеличилась с 5 до 30%. Доля зарубежных площадок в обороте акций российских компаний за последние пять лет возросла менее чем с половины до 80%. Вместе с тем Россия пока еще имеет шансы сформировать финансовый сектор, самостоятельно осуществляющий трансформацию национальных сбережений в инвестиции и решающий задачи управления накопленными в экономике капиталами. Эти возможности определяются следующими обстоятельствами. Вступление России в ВТО и либерализация рынка акций ОАО «Газпром» уже в ближайшей перспективе могут привести к скачкообразному росту капитализации рынка акций (до 60% ВВП). В результате по показателю капитализации к ВВП Россия может достичь уровня лидирующих стран с развивающимися рынками (Южная Корея) и некоторых стран с развитыми рынками (Германия, Италия). Если рост капитализации и ликвидности рынка акций, полученный на сегменте сырьевых компаний, удастся распространить на другие сегменты, значимая часть предприятий сможет получить ликвидные инструменты залога для привлечения долгосрочных кредитов. Изменение структуры потребительского рынка, связанное с экспансией розничных сетей, вероятно, приведет к значительному расширению кредитных ресурсов банков. По оценкам, уже к 2008 году розничные сети смогут сконцентрировать до 50% товарооборота в крупных городах. Это создаст широкие возможности для продвижения банковских платежных продуктов (пластиковые карточки) и cнижения крайне высокой даже по меркам стран с развивающимися рынками доли наличных расчетов. В случае если долю наличных средств в денежной массе удастся уменьшить хотя бы до уровня стран Восточной Европы, это приведет к существенному (до четверти) расширению привлеченных средств российских банков и соответствующему увеличению их кредитного потенциала. На протяжении по крайней мере еще пятнадцати лет объем вкладов населения в банках будет расти с заметным опережением динамики ВВП — при условии относительно умеренной инфляции (около 5% за год). В результате будет расширяться база длинных ресурсов российских банков, пригодная для средне и долгосрочного кредитования экономики. Это связано с долгосрочным трендом восстановления реального объема накопленных сбережений после провала 1990х годов, вызванного инфляционным шоком. По уровню государственных и частных активов, накопленных за рубежом (около 120% ВВП) Россия опережает не только развивающиеся, но и многие развитые страны. Если относительно небольшая часть этих средств будет внесена в уставные фонды отечественных банков (например, при амнистии капиталов), Россия выйдет в число ведущих стран по обеспеченности экономики банковским капиталом.   Ожидаемый в перспективе ближайших лет рост процентных ставок зарубежных финансовых рынков создаст паузу с привлечением компаниями заемных средств изза рубежа. Эта пауза может быть использована для укрепления позиций российских банков и финансового сектора в целом. 1. Текст является частью доклада «Вызов национальной конкурентоспособности: сценарии экономического развития России до 2020 года», подготовленного Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) при поддержке Московского общественного научного фонда (МОНФ) и Агентства по международному развитию США (USAID). 2. Расчеты к таблицам и графикам – эксперт ЦМАКП М.Ю. Хромов. 3. Понятие «инвестиционный банк» используется как определение специфического характера деятельности финансовой организации, а не ее формального юридического статуса (юридический статус инвестиционного банка в США, ряде других стран). Под инвестиционными банками подразумеваются банки, которые: финансируют сделки с капитальными активами, а также акциями и правами участия; осуществляют дистанционный контроль за деятельностью и рисками компаний, выступая от лица широкого круга независимых от банка кредиторов и инвесторов. Методы такого контроля могут существенно различаться: контроль посредством владения акциями финансируемых компаний, «личной унии» на уровне руководства банка и компаний, на основе отношений долгосрочного партнерства и т.п   Основные параметры финансового сектора России (2003) и других стран (2001)2
  Активы1 банков, % ВВП Кредиты банков, % ВВП Капитализация рынка акций, % ВВП Ликвидность рынка акций 2, %
Страны «Большой семерки
США
Великобритания
Германия
Франция 110 3
Италия
Япония
Канада н.д.
Среднее
Страны Восточной Азии
Южная Корея
Таиланд
Индонезия
Среднее
Страны Латинской Америки
Аргентина
Бразилия
Мексика
Среднее
Страны Восточной Европы
Польша
Венгрия н.д.
Чехия н.д.
Среднее
Россия 18 4

1 — без учета межбанковских счетов и обязательств;







2 — отношение годового оборота к рыночной капитализации;

3 — данные по бирже Euronext;

4 — без учета операций с акциями РАО ЕЭС.

Источники: International Financial Statistics, IMF, 2004; World Federation of Exchanges, Focus, 2004. №131; Bank of International Settlements (www.bis.org).

Окончание в следующем номере

вернуться к содержанию номера


№ 12 за 2005 год

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.