Тема 8. Методика проведения социологических исследований правовых проблем
Понятие социологического исследования. Виды социологических исследований. Роль социологических исследований в изучении и решении социально-правовых проблем. Этапы социологического исследования. Программа социологического исследования: понятие, структура, функции. Элементы методологического раздела программы социологического исследования. Постановка целей и задач. Определение объекта и предмета исследования. Системный анализ объекта исследования, интерпретация и операционализация используемых понятий. Выдвижение гипотез исследования. Процедурный раздел программы. Определение стратегии исследования. Сплошное и выборочное исследование. Выбор методов сбора эмпирической информации. Разработка инструментария исследования.
Организация и проведение социологического исследования. Анализ и обобщение результатов исследования. Количественные и качественные способы обобщения результатов исследования. Оформление результатов социологического исследования: составление научного отчета, подготовка аналитической справки.
Математический аппарат простой группировки: абсолютна величина, относительная величина, процентное распределение. Средние величины и их характеристики: мода, медиана, среднее арифметическое. Виды шкал, применяемых в социологических исследованиях правовой сферы. Принципы обобщения эмпирических данных.
Характеристика основных методов сбора первичной информации: наблюдение, анализ документов, опросы, экспертные вопросы. Анкетирование и процедура его применения для анализа правовой информации.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реализуемые в курсе образовательные технологии призваны сформировать профессиональную направленность обучения магистрантов.
Аудиторные лекционно-семинарские занятия (18 часов) с использованием электронных средств обучения (ПК, презентаций с использованием медиапроектора, проведения телеконференции).
Аудиторные занятия проводятся с включением в них:
- обмен составленными магистрантами тезаурусами курса;
- комментированного чтения докладов и сообщений по темам курса;
- рецензирования и реферирования научных статей или разделов (глав) научных монографий;
- публичных дискуссий магистрантов по темам докладов на семинаре.
При реализации программы курса «Социология права» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, обсуждение докладов и дискуссии по наиболее сложным вопросам темы на семинарских занятиях.
Самостоятельная работа магистрантов организуется с использованием свободного доступа к Интернет-ресурсам, в том числе с обращением к материалам (словарь, комментарии, тексты лекций и т.д.), размещенным на сайте социологического факультета РГГУ http://soc.rsuh.ru/
Магистрантам предоставляется возможность выступить по одной из тем курса на магистерской конференции РГГУ в рамках ежегодных Гуманитарных чтений, а также разместить текст доклада на сайте социологического факультета РГГУ http://soc.rsuh.ru/
CИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Система текущего контроля и промежуточной аттестации магистрантов
Шкала оценки освоения курса
100-балльная шкала
| Традиционная шкала
| Шкала ECTS
| 91 – 100
| отлично
| зачтено
| A
| 83 – 90
|
хорошо
| B
| 75 – 82
| C
| 61 – 74
|
удовлетворительно
| D
| 51 – 60
| E
| 31 – 50
|
неудовлетворительно
|
не зачтено
| FX
| 0 – 30
| F
| Раздел курса
| Недели сем-ра
| Мин. /Маккол. бал.
| Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
| Проверяемый компонент компетенции
| Тема 1. Социология права как научная дисциплина
|
|
3/5
| Устный ответ на семинаре. Групповая дискуссия.
(на выбор магистранта)
| Выработать способность «безбоязненного» обсуждения социально-правовых проблем, осмысления социально-правовых категорий в рамках социально-гуманитарного знания
| Тема 2. История становления и развития социологии права
|
2-3
|
5/10
| Устный ответ на семинаре.
Рецензирование и реферирование
текста статьи или раздела монографии (4-5 стр.).
(на выбор магистранта)
| Умение анализировать тексты по социально-правовым проблемам. Способность интерпретировать (рецензировать) тексты по проблемам социологии права.
| Тема 3. Право и общество.
|
| 3/5
| Доклад на семинаре. Устный ответ (выступление) на семинаре.
(на выбор магистранта)
| Умение анализировать основные процессы и явления социально-правового характера происходящие в обществе. Умение интерпретировать основные понятия социологии права
| Тема 4. Правовая социализация, правовая культура и правовое сознание личности и общества.
|
|
3/5
| Устный ответ на семинаре.
Групповая дискуссия.
(на выбор магистранта)
| Знание основных терминов и категорий. Навыки работы со словарями и справочниками.
Умение классифицировать и типологизировать основные понятия и категории.
| Тема 5. Социологический анализ правового поведения личности
|
| 3/5
| Устный ответ на семинаре.
Групповая дискуссия
(на выбор магистранта)
| Знание основных терминов и категорий. Навыки работы со словарями и справочниками.
Знание основных типов личности и социального поведения.
| Тема 6. Социология юридической организации
|
| 5/10
| Устный ответ на семинаре.
Деловая игра.
(на выбор магистранта)
| Умение диагностировать и анализировать состояние организационных структур. Принимать управленческое решение.
Основными навыками социального поведения в группе, организации, общности.
| Тема 7. Юридический конфликт и его особенности
|
| 5/10
| Устный ответ на семинаре.
Групповая дискуссия
(на выбор магистранта)
| Знание классификации, типов и содержания юридического конфликта.
Владение навыками поведения в конфликтах.
| Тема 8. Методика проведения социологических исследований правовых проблем
|
| 5/10
| Доклад на семинаре.
Презентация программ социологического исследования по выбранной проблематике.
(на выбор магистранта)
| Систематизация информации, формирование навыка профессионального отбора материалов для последующей аналитической работы
Владение навыками социально-правового анализа общественно-правовых явлений и процессов. Навыками проведения социологического исследования
| Промежуточная аттестация
|
|
| Написание и защита эссе. Ответы на экзаменационные вопросы
| Демонстрировать полученные знания, аргументировано излагать собственную позицию по предлагаемой проблематике.
Анализировать тексты эссе параллельно обучающихся магистрантов по курсу.
Демонстрировать навыки
публичного выступления и Power-point презентации
Демонстрировать умение использования имеющихся знаний в режиме научной дискуссии.
Применять теоретические положения по проблематике курса в собственных исследовательских проектах.
| Всего
| | 72/100
| Зачет
|
| Магистрант сам выбирает формы текущего контроля из предложенного списка с учетом того, что по каждому разделу курса необходимо набрать не менее минимальной суммы баллов. Максимальное сумма баллов по всем формам текущего контроля - 60.
Магистрант допускается до сдачи зачета при условии, что им выполнено минимум заданий предусмотренного программой по текущему контролю. Минимальная сумма баллов по всем формам текущего контроля составляет не менее - 32.
Критерии оценки качества компетенций студентов
Основой для оценки студента служит уровень усвоения материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом и учебным планом дисциплины.
Таблица распределения баллов
Форма контроля
| Максим.
балл
| Отлично
| Хорошо
| Удовл.
| Неудовл.
| Устный ответ
|
|
|
|
| 2-0
| Собеседование, семинар в диалоговом режиме (СДР)
|
|
|
|
| 2-0
| Реферирование статьи (4-5 с.)
|
|
|
|
| 2-0
| Рецензия на статью или раздел монографии (2-3 с.)
|
| 10-9
| 8-7
| 6-5
| 4-0
| Доклад
|
|
|
|
| 2-0
| Групповая дискуссия (ГД), участие в круглом столе
|
|
|
|
| 2-0
| Участие в ролевой игре (РДИ)
|
|
|
|
| 2-0
| Реферат/эссе (15-20 с.)
|
| 15-13
| 12-10
| 9-7
| 6-0
| Зачет
|
| 40-35
| 32-25
| 24-15
| 14-0
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|