Перечень видов и приемов работы «Осмысления»
ВИДЫ И УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Виды знаний
Понятия
| Знания
| Знания
| Знания
| Знания
| и терми
| о фактах
| о законах
| о теориях
| о методах
| ны
|
| как связях
| как связях
| познания
|
|
| внутри от-
| в рамках
| и способах
|
|
| носительно
| более ши-
| деятельно
|
|
| ограничен-
| рокой со-
| сти
|
|
| ной сово-
| вокупности
|
|
|
| купности
| явлений
|
|
|
| явлений
|
|
|
Уровни усвоения:
1. репродуктивный - применение знаний по образцам, в стандартных ситуациях
2. продуктивный - поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
«Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» — такое определение этого понятия дает «Педагогика», учебное пособие, созданное под руководством П.И.Пидкасистого (М.,1995). Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что связи, зависимости компонентов обучения имеют преимущественно вероятностно-статистический характер. Большей частью закономерности проявляются как тенденции, имеющие место в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Поэтому вполне резонно встает вопрос об уровне изученности закономерностей.
Первый уровень изученности закономерностей — уровень словесного описания. Примеры подобных формулировок мы можем встретить еще в древности.
Сенека: сначала надо заботиться о нравах, а потом об обучении. Исследования, проведенные экспериментально-технологической площадкой «Преемственность», подтвердили эту закономерность: внимательность, деликатность и другие признаки воспитанности детей действительно коррелируют с успеваемостью (в отличие от вежливости, которая отнюдь не всегда — проявление нравственности).
Закономерности описывал и Аристотель, например: «Развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Интересные дидактические правила встречаются и у Квинтилиана: тот, кто не будет писать быстро, не сможет быстро думать.
В свое время Адольф Дистервег сформулировал 33 дидактических правила, которые есть не что иное, как закономерности обучения в словесном описании.
Следующий уровень изученности закономерностей — уровень количественных оценок.
В качестве примера можно рассмотреть закономерность, выведенную немецким ученым Хельмутом Кляйном. Время, которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашнего задания, соотносится как 1:6. Тем, кто привык творчески работать, это соотношение дает большую пищу для размышлений. Легко понять, что если мы дадим домашние задания в расчете на сильного ученика и ему потребуется на работу 3 часа, то слабому придется корпеть 18 часов! Естественно, что слабый ученик не будет его выполнять — в лучшем случае спишет. Поэтому учитель не должен давать для всего класса домашнее задание в расчете на сильного ребенка.
Домашнее задание должно быть дифференцированным.
Количественной оценкой реально существующей закономерности по логике вещей — должны быть и министерские нормативы скорости чтения и письма для детей, оканчивающих начальную школу. В нормативах сказано, что дети к пятому классу должны читать не менее 90—100 слов в минуту, а писать со скоростью 40 — 45 букв в минуту. Даже такой невысокий норматив выполняют только 87 процентов детей. Но достаточен ли такой уровень умений, чтобы хорошо учиться в пятом классе, где объем материала удваивается? Закономерности обучения дают другую оценку — будущему отличнику надо читать со скоростью 150 слов в минуту (в темпе разговорной речи), а будущему «хорошисту» — со скоростью 120 слов в минуту. Выходит, что, ориентируясь на министерскую количественную оценку, учитель готовит будущих крепких троечников...
Накопление количественных оценок позволяет в изучении закономерностей выйти на новый уровень — табличный.
Скорость
| Скорость
| Скорость
| Успеваемость
| чтения
| письма
| вычислений
| в основной школе
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наконец, аналитический уровень изучения закономерностей. Зададимся вопросом, как связаны скорость вычисления и частота ошибок? Одни учителя говорят — погонимся за скоростью, ученик будет торопиться, делать ошибки. Другие возражают — ничего подобного, сначала надо поупражняться, уменьшить число ошибок, и тогда возрастет скорость. При словесном проигрывании обе эти точки зрения кажутся справедливыми, но первое объяснение предполагает прямую: зависимость между рассматриваемыми признаками, а второе — обратную. Только на основе анализа большого статистического материала можно было установить правоту одних и ошибку других. В век компьютерной техники возможна обработка большого количества информации, статистических данных, а значит и аналитическое осмысление многих закономерностей обучения.
Под осознанием понимают получение представлений, или установление соответствия между словом и образом. Для того чтобы подобное соответствие состоялось, необходимо взаимодействие первой и второй сигнальных систем человека. При ознакомлении с образной информацией ребенок стремится перевести ее в словесное поле, а услышанное пытается представить в образах. Естественно, что такой перевод информации из одного поля в другое требует затрат времени и энергии, поэтому опытные учителя заботятся и о наглядности объяснения и об образности речи, облегчая тем самым ученику осознание материала.
Закономерность осознания — единство двух сигнальных систем человека. Ее можно выразить и количественно известным соотношением ЮНЕСКО: 15 + 25=>65.
Исследования показали, что при восприятии информации на слух без использования наглядности коэффициент усвоения будет равен примерно процентам; при зрительной подаче — до 25 процентов. Но если задействовать оба канала восприятия, то уровень усвояемости будет не 40, а 65 процентов! Но для нас сейчас важно другое: трудолюбивый, старательный учитель будет вознагражден самой природой, если не пойдет против ее законов.
Итак, слово и образ должны быть едины. Усвоив эту простую истину, попытаемся избежать некоторых наиболее типичных ошибок:
1. Отсутствие сопровождения новых для ученика слов получением соответствующих образов.
2. Образов достаточно, а подходящих, необходимых слов у педагога не находится. Злоупотребление наглядностью ради наглядности.
3. Применение реальной, но сложнойнаглядности, имеющей отвлекающий характер приводит к тому, что образ, складывающийся в сознании ученика, получается недостаточно четким, многовариантным.
4. Увеличение темпа изложения при изучения нового материала.
Исследования показали, что ученики при этом не успевают представить объясняемое. Поэтому учитель ни в коем случае не должен стремиться рассказать ученикам «все, что знает сам». Третьестепенным материалом надо пренебречь, ведь взвинчивая темп, учитель расскажет не намного больше, а ребенок может потерять почти всю информацию. Опытные преподаватели заботятся не столько о количестве, сколько о качестве передаваемой информации. Вот почему известная педагогическая притча о том, что молодой учитель озабочен тем, чтобы не упустить чего-либо в объяснении, а опытный — не сказать чего-либо лишнего на уроке, имеет под собой почву.
Параметры знаний:
· полнота - способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом;
· оперативность- способность применить имеющиеся знания в вариативных ситуациях;
· глубина - способность выделить числа существенных признаков того или иного понятия в их взаимосвязи;
· гибкость - способность самостоятельно применить или сконструировать несколько способов решения одной и той же задачи или разработать нестандартный подход к решению сходных задач;
· конкретность и обобщенность - способность выделить обобщенное знание, подводить конкретные задания под обобщенные, относить частное к общему;
· свернутость и развернутость - способность излагать свои знания компактно, умение развернуть свои знания в ряд последовательных шагов;
· систематичность - умение определить иерархию понятии в их последовательности, взаимосвязи;
· осознанность - умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описания явлений, законов и т. д.
Виды и приемы работы подсистемы «Осознание»:
· Показ явлений и объектов в природе.
· Показ объектов в музеях, биоуголках, на выставках.
· Использование наглядности:
картинок, плакатов;
диафильмов и диапозитивов;
транспарантов;
кинофильмов.
· Демонстрация:
звука (высота, громкость, тембр);
тактильных ощущений;
движения;
явлений;
моделей.
· Работа с терминами:
составление словарей;
иллюстрирование;
сопоставление.
· Распознавание образов.
· Использование абстрактной наглядности:
таблиц;
формул;
схем;
карт.
На этапе осознания трудности реализации соотношения ЮНЕСКО могут быть связаны с обилием новых слов, терминов; с ослабленной ассоциативной или зрительной памятью; со сложностью конкретного образа; с высоким темпом объяснения материала, когда ученик не успевает представить слова в образах.
К использованию наглядности в первом случае стремятся все учителя, многие используют кроссворды, но одноразовое применение каких-либо средств не позволяет преодолеть затруднение. Поэтому мы в качестве основного средства рекомендуем составление и использование учениками толковых словариков. Словарик можно вести либо в контексте тетрадных записей, либо выделив последние страницы тетради, либо создав многопредметный словарик с алфавитным расположением слов. Для большинства учебных предметов наиболее удобен второй вариант.
Довольно часто сейчас встречаются ученики с ослабленной памятью. С этим, как правило, не считаются — и напрасно! Такие ученики требуют повышенной частоты упражнений, и здесь лучшее средство —: использование сорбонок.
Сложность конкретного образа с большим числом отвлекающих деталей тоже ухудшает осознание, поэтому есть смысл использовать в таких случаях схематическую наглядность.
Высокий темп объяснения учебного материала характерен для молодых учителей; их надо предупредить о возможном искажении при этом получаемых учениками представлений, о том, что предпочтительнее coкратить второстепенные детали.
Осмыслениепонимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.
Учитель должен всегда иметь в виду: чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше идет кривая забывания, тем больше уровень остаточных знаний ученика (на графике зависимости объема Р воспроизведенного материала от времени t, прошедшего после его объяснения, кривая 2 соответствует лучшему осмыслению. Первая закономерность: прежде, чем запоминать, надо понять. В этом состоит первая, но не единственная закономерность осмысления.
Р
t
Вторая закономерность заключается в невозможности реализации всех связей.В самом деле, количество связей между рассматриваемыми понятиями определяется формулой
M=n(n-1)/2
и очень быстро нарастает при увеличении числа понятий:
В соответствии с этой закономерностью следует стремиться к выделению главного в материале, ограничиваться наиболее важными взаимосвязями. Здесь может быть полезной иерархия вопросов:
· сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов «Зачем...» и «Почему...»;
· затем вопросы, связанные с содержанием — «Что это...», «Из чего состоит...», «Частью чего является...», «Какими признаками обладает...»;
· затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления — «Как...», «Каким образом...»;
· и, наконец, вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.
Третья закономерность осмысления описана на количественном уровне. При одной-двух реализованных связях понятие легко выпадает из системы знаний, забывается учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и «правило трех связей» верно для большинства учебных ситуаций.
Опытный учитель не только заботится об осмыслении материала, но и учит детей самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи, задавать вопросы. Он рассказывает о взаимосвязях разных видов: причинно-следственных, пространственных и временных, генетических и т.д. Он знакомит учеников с особенностями применения различных мыслительных операций: следует избегать излишней детальности при анализе, выбора несущественных признаков при сравнении.
Многие учителя, чтобы усилить стимулирование с опорой на познавательный мотив, стараются индивидуализировать работу по осмыслению учебного материала, пренебрегая коллективными и групповыми формами работы, хотя это заведомо снижает частоту упражнений и эффективность работы. Между тем среди школьников популярны такие приемы коллективного осмысления, как организация «мозговой атаки», а графическая регистрация связей открывает широкий простор для анализа связей, сообщает ученикам чувство уверенности в своих знаниях.
На этапе осмысления (выявления связей) довольно типично состояние неуверенности. Его можно снять предложив ученику в тексте с пропусками вставить необходимые слова, используя учебник.
Значительная часть учеников не нацелена на критичное осмысление текста, на выявление в нем взаимосвязей. Таких школьников надо учить задавать вопросы. Обычно для этого достаточно вопросов линейной логической последовательности, например: зачем? Что это (из чего состоит)? Как осуществляется? При каких условиях? Но бывают случаи и более сложной логической последовательности.
Особенно полезно построение подобных структурно-логических схем при доказательстве математических теорем, при систематизации материала по всем предметам. Выделению главного в материале уделяют достаточное внимание почти все учителя, поэтому на соответствующих упражнениях мы здесь не останавливаемся.
Перечень видов и приемов работы «Осмысления»
· Использование простых мыслительных операций:
анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.
· Выявление межпонятийных связей:
при выполнении индивидуальных заданий;
в процессе беседы;
в процессе дискуссии;
с помощью «мозговой атаки».
· Использование для изучения связей:
наблюдений в природе;
эксперимента;
анализа структурно-логических схем;
анализа матриц связей.
· Выяснение характера связей:
непосредственных и опосредованных;
причинно-следственных и генетических;
пространственных и временных;
последовательных и параллельных;
прямых и обратных.
· Графическая регистрация связей:
построением графиков;
заполнением таблиц и матриц;
построением структурно-логических схем.
Обобщение— выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. Различают обобщения понятийные, тематические, межпредметные и др. У каждого вида обобщения есть свои особенности, но всегда осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная информация удобнее для запоминания и использования.
Возможность разных вариантов обобщения развивает гибкость мышления, приучает учеников к тому, что существуют разные точки зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий. В приведенном примере даже склонение существительных может оказаться существенным признаком — на уроке русского языка.
Обобщение — выделение общих свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. В философии рассматривают пять форм отражения действительности: представление, понятие, закономернось, теория, система научных знаний; обобщения реализуют переходы от одних форм отражения к другим в направлении укрупнения информации. Самый простой переход - от представлений к понятиям. Понятийное обобщение может быть осуществлено по разным признакам.
Виды и приемы работы по обобщению материала:
· Понятийное обобщение:
выделение общих признаков;
выделение существенных признаков;
обобщение по противопоставлению.
· Обобщение на уровне понятий второго рода:
объединение понятий;
использование аналогий.
· Тематическое обобщение с использованием:
одномерной классификации;
двухмерной классификации (таблиц);
многомерной классификации (описательной);
матриц связей;
структурно-логических схем.
· Обобщения межтематическйе и межпредметные.
· Статистические обобщения с использованием:
средних значений и других мер центральной тенденции;
частот;
оценки тесноты связи.
При проведении тематического обобщения стоит привести примеры с использованием одномерной классификации. Например, по истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I (задано несколько событий и соответствующие даты).
ТЕКУЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
Практическая педагогика накопила множество приемов проведения текущего повторения, то есть повторения, направленного на запоминание материала. Интерес практиков не случаен: он зиждется на свойствах кривой забывания. Мы уже видели (см. занятие 4), что если материал сложен, а межпонятийные связи не реализованы, то кривая идет ниже; если же преподаватель позаботился об осмыслении материала учениками, реализовал связи между понятиями, то уровень кривой повышается. Однако было бы ошибкой думать, что достаточно лишь осмысления материала. В тех школах, где способности и мышление противопоставляются кропотливому труду и памяти, много нерадивых и претенциозных учеников. Если в школе появляется учитель, ратующий за «обучение без домашних заданий», то это оборачивается настоящим бедствием для его учеников: вначале они теряют элементы знаний, затем системность, затем не могут освоить и новый материал.
Обратимся к основной закономерности текущего повторения (см.график зависимости воспроизводимого детьми материала от времени, прошедшего после объяснения).

Повторять учебный материал можно через небольшой (до двух дней) промежуток времени после объяснения — в неотсроченном режиме, либо через длительный промежуток — в отсроченном режиме. В первом случае забыто меньше, и меньше соответственно затраты времени на восстановление забытого. Если построить кривые забывания для обоих случаев, то они пересекаются, и после точки пересечения выше идет кривая неотсроченного повторения. Другими словами, неотсроченное повторение экономнее по времени и эффективнее по результатам, чем отсроченное. Эта закономерность открыта немецким психологом Германом Эббингаузом и является основной закономерностью текущего повторения.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСВОЕНИЯ
Усвоение
Процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности
Основные формы
непосредственно-эмоциональное общение
игровая деятельность
общественно-полезная деятельность
предметно-манипулятивная деятельность
учебная деятельность
собственно трудовая
деятельность
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСВОЕНИЯ:
1.Предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание усвоения)
2.Способы задания этих предметов, соответствующие определенной форме их усвоения (например, игровой форме усвоения взаимоотношений людей соответствует их задание в виде ролей)
3.Практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в предметах культуры
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|