Решение стандартных задач с применением изученных формул.
Ход урока
I. Фронтальная работа с классом.
1. Сформулируйте определение концентрации.
(Слайд 1)
(Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого.В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.
Концентрация вещества может быть указана и числом и %.
2. Объясните значение высказываний:
(Слайд 2)
а) Концентрация раствора 3 %;
(В 100 г раствора содержится 3 г вещества).
в) Молоко имеет 1,5 % жирности;
(В100 г молока содержится 1,5 г жира).
с) золотое кольцо имеет 583 пробу?
(В1 г кольца содержит 583 миллиграмма золота).
Сколько сахара содержится в 200 г 10%- го сахарного сиропа?
Теперь давайте попробуем решить устно несколько задач.
3. К одной части сахара прибавили 4 части воды. Какова концентрация полученного раствора?
(1: 5 ·100 = 20 %)
(Слайд 3)
4.Килограмм соли растворили в 9 л воды. Какова концентрация раствора?
(1 : 10 ·100 = 10%)
(Слайд 4)
II. Решение задач
Конечно, вы понимаете, что не все задачи можно решить устно. Следующую задачу мы решим с вами с помощью уравнения.
№1. В каких пропорциях нужно смешать раствор 50 % и 70 % кислоты, чтобы получить раствор 65 % кислоты?
(Слайд 5)
Для решения задачи я попрошу вас заполнить таблицу, которая находится у вас на столе.
| Концентрация
| Масса раствора ( г )
| Масса кислоты ( г )
| I раствор
|
|
|
| IIраствор
|
|
|
| смесь
|
|
|
| (Слайд 6)
Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
Заполняем 2-й столбик. Здесь мы указываем массу каждого раствора. Предположим, что первого раствора нужно взять х г, а второго у г. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.
Тогда масса смеси будет (х + у) г.
Теперь заполним 3-й столбик. Найдем количество чистой кислоты в 1-ом растворе. Это 0,5х г, во втором растворе 0,7у г, а в смеси будет 0,65(х + у) г кислоты.
По условию задачи составим и решим уравнение.
(Слайд 7)
0,65 (х + у) = 0,5 х + 0,7 у,
65 х – 50 х = 70 у – 65 у,
15 х = 5 у,
3 х = 1 у,
х : у = 1 : 3.
Нужно взять: 1 часть раствора 50% кислоты и 3 части раствора 70% кислоты
Ответ: 50% раствора кислоты -1 часть, 70% раствора кислоты - 3 части.
А теперь я хочу предложить вам схему решения этой задачи арифметическим методом, который позволяет решить ее практически устно. Запишем концентрацию каждого раствора кислоты и концентрацию смеси так:
Вычислим, на сколько концентрация первого раствора кислоты меньше, чем концентрация смеси и на сколько концентрация второго раствора кислоты больше, чем концентрация смеси и запишем результат по линиям:
(Слайд 8)
Таким образом, 5 частей нужно взять 50% раствора кислоты и 15 частей 70% раствора кислоты, то есть отношение взятых частей . Окончательно получаем: 50% раствора кислоты-1 часть, 70% раствора кислоты-3 части. Сравните полученные результаты. Делаем вывод: получили один и тот же ответ, но времени затратили гораздо меньше.
Вовсе не случайно в старые времена отношение масс смешиваемых вещей находили таким образом. Но вряд ли все ученики, получавшие правильные ответы описанным способом, понимали тогда смысл выполняемых действий. Докажем справедливость этого способа.
Таким образом, 5 частей нужно взять 50% раствора кислоты и 15 частей 70% раствора кислоты, то есть отношение взятых частей . Окончательно получаем: 50% раствора кислоты-1 часть, 70% раствора кислоты-3 части. Сравните полученные результаты. Делаем вывод: получили один и тот же ответ, но времени затратили гораздо меньше.
Вовсе не случайно в старые времена отношение масс смешиваемых вещей находили таким образом. Но вряд ли все ученики, получавшие правильные ответы описанным способом, понимали тогда смысл выполняемых действий. Докажем справедливость этого способа.
В каких пропорциях нужно смешать растворы а % и b % кислот, чтобы получить раствор с % кислоты?
Заполним вторую таблицу.
(Слайд 9)
| Концентрация
| Масса раствора (г)
| Масса кислоты (г)
| I раствор
|
|
|
| II раствор
|
|
|
| смесь
|
|
|
| Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
Заполняем 2-й столбик. Здесь мы указываем массу каждого раствора. Предположим, что первого раствора нужно взять х г, а второго у г. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов. Тогда масса смеси будет (х + у) г.
Теперь заполним 3-й столбик. Найдем количество чистой кислоты в 1-м растворе. Это 0,01·ах г, во втором растворе 0,01·bу г, а в смеси будет 0,01·c(х + у) г кислоты.
Составим и решим уравнение
(Слайд 10)
0,01·c(х + у) = 0,01·ах + 0,01·bу,
cx +cy = ax + by
х(с – а) = у(b – c),
Заполним схему, учитывая, что а < c < b.
Теперь понятно, почему эта схема давала правильные результаты.
Давайте применим этот способ для решения задач.
№2. В каких пропорциях нужно сплавить золото 375 пробы с золотом 750 пробы, чтобы получить золото 500 пробы?
(Слайд 11)
Итак составляем схему.
(Слайд 12)
Чтобы получить золото 500 пробы нужно взять: 2 части золота 375 пробы и 1 часть золота750 пробы.
Решим следующую задачу.
№3. Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5 %?
(Слайд 13)
(Слайд 14)
Нужно взять 7 частей пресной воды и 3 части морской воды. По условию нам известно, что морской воды 30 кг и это 3 части нового раствора. Значит на одну часть приходится 10 кг. Следовательно 7частей пресной воды – это 70 кг.
Ответ: нужно добавить 70 кг пресной воды.
А теперь я попрошу вас составить задачу на смешение и решить ее алгебраическим способом. (Самостоятельная работа). Какие это могут быть задачи? На смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Запишите условие задачи, приведите схему решения и решите ее. Несколько лучших задач мы рассмотрим на доске.
Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим способом решения задач на смешение. Конечно, не все задачи можно решить этим способом, но я думаю, что вам интересно было познакомиться с ним. Дома еще раз осмыслить способ решения и я думаю, что на уроках в 9 классе при подготовке к итоговой аттестации вы успешно примените этот способ.
Разработка урока алгебры в 8-м классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений" <532166>
Унгефук Ольга Михайловна, учитель математики
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики
Тип урока– комплексное применение знаний, умений и навыков.
Цели урока: обобщить знания по теме Решение дробных рациональных уравнений; систематизировать задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений; вырабатывать навык решения задач творческого характера; вырабатывать навыки самоконтроля, умение работать в парах и в группах.
Оборудование:
- Медиааппарвтура.
- Презентация урока. (приложение)
- Раздаточный материал – карточки.
Ход урока
Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся – проверка предыдущего материала, логически связанного с содержанием данного урока.
А. Проверка домашнего задания. У доски работают двое учащихся, решают домашнюю задачу и уравнение. По окончании их работы – обсуждение приведённых ими способов решения и оформления заданий.
Б. Устный счёт – воспроизведение и коррекция опорных знаний.
№1. Назовите область допустимых значений переменной в выражении (учитель подбирает рациональные дроби в зависимости от уровня подготовки класса).
№2. Назовите корни уравнения (учитель подбирает дробные рациональные уравнения, в которых нули числителя не совпадают с нулями знаменателя, а затем уравнения, в которых нули числителя частично или полностью совпадают с нулями знаменателя).
В.Фронтальный опрос (с презентацией) – систематизация и анализ задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ответы обсуждаются и сверяются с приведёнными на экране сведениями.
- Какие типы задач мы решаем с помощью дробных рациональных уравнений? Слайд 2.
- Какую известную из курса физики формулу применяют при решении задач на движение?
- Какие величины обозначены буквами v, t, s?
- Как зная пройденный путь и скорость найти время движения? Слайд 3.
- При решении задач на совместную работу какие величины используются?
- Как можно задать формулу работы? Слайд 4.
- Как вы понимаете, что такое производительность труда?
- Почему её можно обозначить буквой v, как скорость движения? (Т.к. это скорость выполнения работы).
Решение стандартных задач с применением изученных формул.
А. Задача №1. Один из лыжников прошёл расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью на 2 км/ч большей, чем другой.
Работа в парах. Учащиеся получают карточки с условием задачи и таблицей к ней. Задание – заполнить пустые клетки таблицы. Слайд 5.
| V (км/ч)
| t (ч)
| S (км)
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| После проделанной работы в парах с помощью экрана выполняется проверка.
Далее предлагается в парах составить уравнение к этой задаче. На доске учащиеся записывают составленные уравнения. Затем на экране появляется одно из них. И приводится ответ к задаче для самопроверки.
Б. Обсуждение и демонстрация наиболее рациональных способов решения и оформления уравнения.
В. Задача №2. Да слесаря, работая совместно, могут изготовить деталь за 8 часов. Сколько времени потребовалось бы каждому слесарю на выполнение этой работы, если одному для этого потребуется на 12 часов больше, чем другому? Слайд 6.
Работа в парах по карточкам. Сначала заполнить таблицу, свериться с экраном, затем составить уравнение к задаче. Слайд 7.
Обсуждается алгоритм составления уравнения по условию задачи. Слайд 7.
Самопроверка.
Г. Обсуждение и демонстрация наиболее рациональных способов решения и оформления уравнения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|