Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ XVIII–XX ВВ.





 

Гносеология как учение о механизмах человеческого познания, о границах и возможностях достижения истинного знания о мире. «Оптимистическая» и «пессимистическая» гносеология.

Формирование субъективно-идеалистического этапа в развитии гносеологии. Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли и агностицизмД.Юма как продолжение традиций античного скептицизма. Рационализм и сенсуализм.

Созерцательный характер докантовской философии. Гносеология И.Канта как утверждение активности познавательного процесса. Принцип деятельности в гносеологии. Понятия объекта и субъекта в кантовской теории познания. Мир феноменов и мир ноуменов. Место и роль научного и вненаучного познания в системе человеческого знания. Априоризм И. Канта. Рационализм и эмпиризм. Смысл кантовского агностицизма. Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании. Влияние идей И. Канта на последующее развитие гносеологии.

Диалектико-материалистический сенсуализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Принцип отражения в марксистской концепции познания. Гносеологические функции практики. Сциентистская направленность марксистской философии.



Развитие пессимистических представлений о познавательном процессе. Возникновение иррационалистической философии во второй половине 19 века. Философия А.Шопенгаура — «мир как воля и представление». «Философия жизни» Ф.Ницше. Рационализм и иррационализм. Возникновение и развитие интуитивизма.

Основные концепции истины. Классический подход к трактовке истины. Понятия «истина» и «заблуждение». Гносеологическая роль заблуждений. Корреспондентная концепция истины. Марксистская интерпретация корреспондентной истины. Понятия абсолютной и относительной истины, конкретности истины. Субъективистские концепции истины: конвенциональная, прагматистская, экзистенциальная. Проблема критериев истины. Ограниченность марксистской трактовки критерия истины.

Проблема понимания в философии (герменевтика).

 

Рекомендуемые понятия для изучения темы 5:

Гносеология; Сознание; Язык; Знание; Наука; Научное познание; Гносеология оптимистическая; Гносеология пессимистическая; Эмпиризм; Сенсуализм; Рационализм; Агностицизм; Априори; Апостериори; Иррационализм; Нового времени философия; Немецкая классическая философия; Марксистская философия; Классическая — неклассическая философия; Интуиция; Дискурс; Субъект-объект; Истина; Истина — классическая концепция, диалектико-материалистическая концепция, конвенциональная концепция, прагматическая концепция; Сциентизм; Антисциентизм; Позитивизм; Экзистенциализм; Структурализм; Постмодернизм; Постмодернистская наука; Феноменология; Герменевтика.



ТЕМА 6.

ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДНОГО БЫТИЯ, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII-XIX ВВ.

 

Методология как совокупность методов и область знания, изучающая средства, предпосылки, принципы организации теоретической и практической деятельности. Классификация методов познания. Характеристика всеобщих философских методов.

Материализм как воззрение, видящее основу и субстанцию всей действительности в материи. Идеализм как воззрение, определяющее объективную действительность как проявление идеи, духа, разума. Основные формы идеализма — субъективный и объективный идеализм.

Диалектическая система Г.Гегеля — учение, представляющее природу и общество в качестве ступеней развития мирового духа. Гегелевская философия истории как фундаментальное обоснование историцизма: принцип наличия разума в истории, являющегося ее основополагающей субстанцией; принцип целостности исторического процесса и телеологичности, подразумевающей осознание духом своей свободы как конечной цели истории.



Учение о развитии материи — основа материалистической диалектики. Материалистическая диалектика как философская теория бытия и средство критически-революционного преобразования действительности. Марксистское учение о производстве материальных благ как основе функционирования и развития общества. Учение о социальных революциях как качественных изменениях всей системы общественных отношений.

Теории социальной эволюции — процесса развития, заключающегося в постепенных изменениях и реформах. Обоснование эволюционного подхода Г.Спенсером. Развитие теории социального эволюционизма Э.Дюркгеймом и Ф.Теннисом. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

 

 

Рекомендуемые понятия для изучения темы 6:

Методология; Метод: методы частнонаучные, общенаучные, всеобщие методы; Бытие; Метафизика, метафизический подход к трактовке бытия; Диалектический метод,подход к трактовке бытия; Материя; Движение; Пространство-время; Материализм; Материальное единство мира; Развитие; Диалектика: идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика; История; Исторические философские модели: идеалистическое понимание истории; материалистическое понимание истории; Нового времени философия; Немецкая классическая философия; Марксистская философия; Классическая — неклассическая философия; Рационализм; Истина: классическая концепция истины, диалектико-материалистическая концепция истины; Социальный прогресс; в статье «Свобода: эволюция понимания в культуре и философии» см. свобода в немецкой классической философии и марксизме.

 

ТЕМА 7.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX-XX ВВ.

 

Проблема происхождения человека. Человек как существо космическое, биологическое, духовное и социальное. Противоречивая сущность человека как философская проблема. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке.

Деятельностная сущность человека. Сознание и самосознание. Любовь как проявление духовных качеств человека. Бессознательное и его роль в жизнедеятельности человека.

Актуализация проблемы личности в переломные эпохи истории. Различие и единство понятий: индивид, индивидуальность, личность. Нравственно-психологическое ядро личности: мотивы, интересы, ценностные ориентации, моральные нормы и императивы, обеспечивающие индивидуальное поведение, автономность личности. Духовный мир личности. Нравственная свобода и ответственность.

Человек между идеалом и реальностью, должным и сущим. Жизненный путь человека и его детерминация: теоцентристский, социоцентристский и натуралистический подходы. Соотношение сущности и существования человека в экзистенциализме (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс) и диалектическом материализме (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Судьба человека как единство необходимости и свободы. Проблема свободы и смысла жизни человека в современной философии (русская религиозная философия конца XIX-XX вв., философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, антропология). «Вечные» смысложизненные категории: добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и ненависть, одиночество и страх.

Этика долга и счастья как два противоположных подхода к решению смысложизненных проблем. Бытие человека как творчество своей собственной жизни и созидание общей жизни человечества.

 

Рекомендуемые понятия для изучения темы 7:

Аксиология; Антропология; Сциентизм; Антисциентизм; Человек; Индивид; Личность; Общество; Культура; Ценность; Духовность; Сознание; Самосознание; Воля; Мораль, моральное сознание; Мировоззрение; Философское мировоззрение; Рефлексия философская; Этика; Эстетика; Эвдемонизм, Рационализм; Иррационализм; Нового времени философия; Немецкая классическая философия; Марксистская философия; Классическая — неклассическая философия; Волюнтаризм; Свобода; Свобода: эволюция понимания в культуре и философии; Отчуждение; Философия жизни; Экзистенциализм; Герменевтика; Феноменология; Прагматизм; Неокантианство; Персонализм; Религиозно-философские течения ХХ века; Позитивизм; Структурализм; Постмодернизм; Постмодернистская наука;

 

ТЕМА 8.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.