Длинные волны в экономике, концепция Н. Кондратьева.
3 Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем.
4 Модификация экономических (промышленных) циклов.
Рекомендуемая литература:
Учебная:
1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник из серии «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова».- М.: ДИС, 2000. - гл. 3.
2 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 10.
3 Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС. – 2004. - тема 3.
4 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, гл. 5.
5 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. - гл. 25.
6 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: кн. 1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - т.1, гл. 14.
7 Экономика. Учебник./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1999. - гл. 14, п.1.
8 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. заслуженных деятелей науки Росийской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. - гл. 33.
9 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – гл. 23.
Дополнительная:
1 Винокур С. Теория предвидения Н.Д. Кондратьева и сценарии развития России// Вопросы экономики. – 1997. - № 10.
2 Клинов В.Г. Научно-технический прогресс и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства//Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 1.
3 Лукашевич И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теориях длинных волн нововведений.//Вопросы экономики. - 1992. - № 3.
4 Максимова Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки// Вопросы экономики. – 2002. - № 3. – с.4.
5 Устиян И. Экономическая динамика в свете теории «больших циклов» Н.Д. Кондратьева.//Экономист. – 1998. - № 9.
6 Ханин Г.И. Как лечить российскую экономику?// ЭКО. – 2003. – № 5
Основные категории: цикличность, экономический цикл, сжатие (рецессия), спад (кризис), депрессия, оживление (расширение), подъем, экономический бум, стагнация, стагфляция, антициклическая политика государства.
Задачи и упражнения:
1) В фазе подъема падает, а в фазе кризиса растет:
а) объем товарных запасов;
б) объем ВНП;
в) курс ценных бумаг;
г) уровень безработицы.
2) В фазе подъема:
а) снижаются инвестиции;
б) сокращаются налоговые поступления;
в) увеличивается спрос на труд;
г) увеличивается объем национального производства.
3) В период кризиса растут:
а) расходы потребителей;
б) уровень заработной платы;
в) процентная ставка;
г) безработица.
4) Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика:
а) инвестиций в прирост товарных запасов;
б) инвестиций в производство капитальных благ;
в) потребительские расходы;
г) государственные расходы.
5) Для преодоления кризиса государство должно:
а) увеличивать массу денег в обращении;
б) сокращать массу денег в обращении;
в) увеличивать налоги;
г) снижать налоги.
6) Теория экономического цикла исследует:
а) поведение потребителей;
б) производственные возможности;
в) причины колебаний реального объема национального производства.
7) Разграничьте внешние и внутренние факторы экономических циклов:
а) изменения в численности населения;
б) потребление;
в) войны;
г) научно-техническая революция;
д) инвестирование;
е) изобретения;
ж) политические и социальные явления;
з) деятельность правительства.
8) Разграничьте проциклические, контрциклические и ациклические экономические параметры:
а) загрузка производственных мощностей;
б) уровень безработицы;
в) число банкротств;
г) агрегаты денежной массы;
д) общий уровень цен;
е) размеры производственных запасов готовой продукции;
ж) прибыли корпораций..
9) Разграничьте, какие из перечисленных показателей циклического развития относятся к опережающим, запаздывающим, совпадающим:
а) объем экспорта;
б) уровень безработицы;
в) объем ВНП;
г) денежная масса;
д) загрузка производственных мощностей;
е) цена;
ж) процентная ставка.
10) Определите, к какой из двух фаз экономического цикла, регрессии или бума, относятся перечисленные процессы:
а) рост инвестиций в частном секторе;
б) сокращение прибыли;
в) рост налоговых поступлений;
г) увеличение спроса на труд;
д) падение курса акций;
е) рост инфляции;
ж) увеличение выплат по безработице;
з) снижение уровня процентной ставки.
11) Разграничьте и назовите теории, авторы которых считают, что выход из кризиса достигается путем:
а) массового обновления основного капитала;
б) изменения денежного потока в национальной экономике;
в) стимулирование деловой активности через инвестирование;
г) стимулирование рынков потребительских товаров;
д) оптимизма предпринимателей;
е) стимулирования совокупного спроса под руководством государства.
12) Справедливы ли утверждения, что в России:
а) в советский период действовал рынок продавца, в котором покупатели конкурировали между собой за право приобретения товаров (да, нет);
б) дефицитный рынок не созрел для кризиса перепроизводства (да, нет);
в) кризис сформировался в результате взрыва диспропорций развитого рынка покупателя (да, нет);
г) для выхода из кризиса применимы западные стабилизационные программы (да, нет)?
13) Известно, что превышение предложения над спросом при прочих равных условиях ведет к снижению цен. Следовательно, для выхода из кризиса, когда предложение гораздо выше спроса на товары, предприниматели могут снижать цены. Однако реальная экономическая ситуация складывается иначе. Так, во время экономического кризиса 1974 – 1975 гг. при падении промышленного производства на 13,8 % потребительские цены возросли на 9,1 %, в период экономического кризиса 1980 – 1982 гг. изменение названных показателей составило соответственно 8,2 % и 13,5 %. Определите экономический процесс, характеризующийся одновременным падением производства и ростом цен. Раскройте сущность этого процесса. Назовите причины, порождающие развитие этого процесса в современных условиях.
14) Первые экономические кризисы: Англия – 1825 г., США – 1837 г., Германия, Франция – 1847 г., Япония – 1900 г. Объясните, чем обусловлена имевшая место последовательность наступления кризисов. Почему кризисы становятся неизбежными с определенного момента в развитии экономики страны?
15) Назовите наиболее глубокие и продолжительные экономические кризисы ХIХ и ХХ вв.
16 Как связана экономическая цикличность с биполярной структурой рыночной экономики?
17) Объясните модификацию циклического развития во второй половине ХХ века.
18) Почему происходили спады производства в советской экономике?
19) Раскройте специфические особенности кризиса в переходной экономике современной России. Можно ли считать этот кризис циклическим? Охарактеризуйте масштабный кризис трансформации.
20) Почему и как в современную отечественную экономику начинают включаться элементы цикличности?
Семинарское занятие № 23
Тема: Экономический рост
1 Сущность и факторы экономического роста.
2 Типы и показатели экономического роста.
3 Теории и модели экономического роста. «Золотое правило накопления». Выбор модели экономического роста для России.
Рекомендуемая литература:
Учебная:
1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник из серии «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова».- М.: ДИС, 2000. - гл. 11.
2 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др., Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., АО «Санкт-Петербург оркестр», 2000. – гл. 14.
3 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 2001.- гл. 21.
4 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, гл. 4.
5 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. - гл. 35.
6 Экономика. Учебник./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1999. - гл. 14, п.2.
Дополнительная:
1 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России.//ЭКО. – 2004. – № 1.
2 Гайдар Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие.//МэиМО. – 2003. - № 8.
3 Дворкович А.В. Экономический рост и реформирование общества.//ЭКО. – 2004. - № 2.
4 Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз.//Экономист. – 2003. - № 1
5 Стрижкова Л. Факторы экономического роста.//Экономист. – 2004. – № 6.
6 Цыгичко А. Устойчив ли экономический рост?//Экономист. – 2003. – № 12.
Основные категории: экономический рост, экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, «гарантированный» темп роста, «естественный» темп роста накопление капитала, производственная функция, уровень капиталовооруженности, «золотое правило» Э. Фелпса, человеческий капитал, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Задачи и упражнения:
1) Экономический рост можно иллюстрировать:
а) сдвигом кривой производственных возможностей влево;
б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо;
в) движением по кривой производственных возможностей;
г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.
2) Количественно экономический рост находит отражение в повышении:
а) располагаемого дохода;
б) покупательной способности денег;
в) массы денег в обращении;
г) реального ВНП.
3) Приводит ли экономический рост к улучшению благосостояния позволяет судить:
а) номинальный ВНП;
б) реальный ВНП на душу населения;
в) номинальный ВНП на душу населения;
г) реальный ВНП.
4) Самой существенной причиной современного экономического роста в развитых странах является:
а) увеличение рабочего времени;
б) технологические изменения в производстве;
в) увеличение объема применяемого капитала;
г) реализация фискальной политики, способствующей экономическому росту.
5) Экономический рост (в соответствии с кейнсианскими взглядами) связан с:
а) действием только внешних факторов;
б) факторами распределения;
в) факторами, влияющими на совокупный спрос;
г) факторами, влияющими на совокупное предложение.
6) Модель экономического роста Р.Солоу позволяет исследовать:
а) влияние экономического роста на темпы роста располагаемого дохода;
б) воздействие темпов роста населения на динамику реального ВНП;
в) соотношение темпов технического прогресса и роста реального ВВП.
7) «Золотое правило» накопления отражает:
а) уровень капиталовооруженности труда;
б) норму сбережения как эластичность объема выпуска по капиталу;
в) максимальный объем потребления.
8) В модели Домара:
а) используется гибкая система цен;
б) объем сбережений задается экзогенно:
в) экономика развивается по устойчивой траектории.
9) Верны ли следующие утверждения:
а) экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы (да, нет);
б) конечной целью экономического роста является повышение материального благосостояния (да, нет);
в) основной целью экономического роста является поддержание национальной безопасности (да, нет);
г) материальное благосостояние как показатель экономического роста предполагает увеличение свободного времени (да, нет);
д) нулевые темпы экономического роста всегда носят негативный характер (да, нет);
е) отрицательные темпы экономического роста– свидетельство кризиса национальной экономики (да, нет);
ж) повышение совокупного спроса общества стимулируют экономический рост (да, нет)?
10) Определите темпы экономического роста за год, если реальный ВНП в году t-1 составил 600 млрд. ден. ед., а в году t – 640 млрд. ден. ед.
11) На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:
а) Реальный объём ВНП в расчёте на душу населения (полученные данные занесите в таблицу).
б) Абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом.
в) Оптимальную численность населения в данной стране.
г) Прирост ВНП (в%) в 4-м году по сравнению с 3-м годом.
д) Прирост ВНП (в%) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.
Год
| Население (млн.чел)
| Реальный объём ВНП (млрд. долл.)
| Реальный объём ВНП на душу населения (долл.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предположим, что единственными компонентами совокупного спроса в стране являются инвестиции и потребление. Средняя склонность к потреблению равна 0,8; отношение капитал/ продукт составляет 2. В течение всего указанного периода экономика находится в условиях полной занятости. Заполните таблицу недостающими данными.
Год
| ВНП
| Сбережения
| Инвестиции
| Изменения в величине ВНП в условиях полной занятости
| млн. долл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семинарское занятие № 24
Тема: Безработица как макроэкономическая проблема
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|