Сделай Сам Свою Работу на 5

Длинные волны в экономике, концепция Н. Кондратьева.





3 Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем.

4 Модификация экономических (промышленных) циклов.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник из серии «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова».- М.: ДИС, 2000. - гл. 3.

2 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 10.

3 Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС. – 2004. - тема 3.

4 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, гл. 5.

5 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. - гл. 25.

6 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: кн. 1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - т.1, гл. 14.

7 Экономика. Учебник./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1999. - гл. 14, п.1.

8 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. заслуженных деятелей науки Росийской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. - гл. 33.

9 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – гл. 23.



 

Дополнительная:

1 Винокур С. Теория предвидения Н.Д. Кондратьева и сценарии развития России// Вопросы экономики. – 1997. - № 10.

2 Клинов В.Г. Научно-технический прогресс и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства//Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 1.

3 Лукашевич И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теориях длинных волн нововведений.//Вопросы экономики. - 1992. - № 3.

4 Максимова Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки// Вопросы экономики. – 2002. - № 3. – с.4.

5 Устиян И. Экономическая динамика в свете теории «больших циклов» Н.Д. Кондратьева.//Экономист. – 1998. - № 9.

6 Ханин Г.И. Как лечить российскую экономику?// ЭКО. – 2003. – № 5

Основные категории: цикличность, экономический цикл, сжатие (рецессия), спад (кризис), депрессия, оживление (расширение), подъем, экономический бум, стагнация, стагфляция, антициклическая политика государства.

Задачи и упражнения:

 

1) В фазе подъема падает, а в фазе кризиса растет:

а) объем товарных запасов;



б) объем ВНП;

в) курс ценных бумаг;

г) уровень безработицы.

2) В фазе подъема:

а) снижаются инвестиции;

б) сокращаются налоговые поступления;

в) увеличивается спрос на труд;

г) увеличивается объем национального производства.

3) В период кризиса растут:

а) расходы потребителей;

б) уровень заработной платы;

в) процентная ставка;

г) безработица.

4) Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика:

а) инвестиций в прирост товарных запасов;

б) инвестиций в производство капитальных благ;

в) потребительские расходы;

г) государственные расходы.

5) Для преодоления кризиса государство должно:

а) увеличивать массу денег в обращении;

б) сокращать массу денег в обращении;

в) увеличивать налоги;

г) снижать налоги.

6) Теория экономического цикла исследует:

а) поведение потребителей;

б) производственные возможности;

в) причины колебаний реального объема национального производства.

7) Разграничьте внешние и внутренние факторы экономических циклов:

а) изменения в численности населения;

б) потребление;

в) войны;

г) научно-техническая революция;

д) инвестирование;

е) изобретения;

ж) политические и социальные явления;

з) деятельность правительства.

8) Разграничьте проциклические, контрциклические и ациклические экономические параметры:

а) загрузка производственных мощностей;

б) уровень безработицы;

в) число банкротств;

г) агрегаты денежной массы;

д) общий уровень цен;

е) размеры производственных запасов готовой продукции;

ж) прибыли корпораций..

9) Разграничьте, какие из перечисленных показателей циклического развития относятся к опережающим, запаздывающим, совпадающим:



а) объем экспорта;

б) уровень безработицы;

в) объем ВНП;

г) денежная масса;

д) загрузка производственных мощностей;

е) цена;

ж) процентная ставка.

10) Определите, к какой из двух фаз экономического цикла, регрессии или бума, относятся перечисленные процессы:

а) рост инвестиций в частном секторе;

б) сокращение прибыли;

в) рост налоговых поступлений;

г) увеличение спроса на труд;

д) падение курса акций;

е) рост инфляции;

ж) увеличение выплат по безработице;

з) снижение уровня процентной ставки.

11) Разграничьте и назовите теории, авторы которых считают, что выход из кризиса достигается путем:

а) массового обновления основного капитала;

б) изменения денежного потока в национальной экономике;

в) стимулирование деловой активности через инвестирование;

г) стимулирование рынков потребительских товаров;

д) оптимизма предпринимателей;

е) стимулирования совокупного спроса под руководством государства.

12) Справедливы ли утверждения, что в России:

а) в советский период действовал рынок продавца, в котором покупатели конкурировали между собой за право приобретения товаров (да, нет);

б) дефицитный рынок не созрел для кризиса перепроизводства (да, нет);

в) кризис сформировался в результате взрыва диспропорций развитого рынка покупателя (да, нет);

г) для выхода из кризиса применимы западные стабилизационные программы (да, нет)?

13) Известно, что превышение предложения над спросом при прочих равных условиях ведет к снижению цен. Следовательно, для выхода из кризиса, когда предложение гораздо выше спроса на товары, предприниматели могут снижать цены. Однако реальная экономическая ситуация складывается иначе. Так, во время экономического кризиса 1974 – 1975 гг. при падении промышленного производства на 13,8 % потребительские цены возросли на 9,1 %, в период экономического кризиса 1980 – 1982 гг. изменение названных показателей составило соответственно 8,2 % и 13,5 %. Определите экономический процесс, характеризующийся одновременным падением производства и ростом цен. Раскройте сущность этого процесса. Назовите причины, порождающие развитие этого процесса в современных условиях.

14) Первые экономические кризисы: Англия – 1825 г., США – 1837 г., Германия, Франция – 1847 г., Япония – 1900 г. Объясните, чем обусловлена имевшая место последовательность наступления кризисов. Почему кризисы становятся неизбежными с определенного момента в развитии экономики страны?

15) Назовите наиболее глубокие и продолжительные экономические кризисы ХIХ и ХХ вв.

16 Как связана экономическая цикличность с биполярной структурой рыночной экономики?

17) Объясните модификацию циклического развития во второй половине ХХ века.

18) Почему происходили спады производства в советской экономике?

19) Раскройте специфические особенности кризиса в переходной экономике современной России. Можно ли считать этот кризис циклическим? Охарактеризуйте масштабный кризис трансформации.

20) Почему и как в современную отечественную экономику начинают включаться элементы цикличности?

Семинарское занятие № 23

 

Тема: Экономический рост

 

1 Сущность и факторы экономического роста.

2 Типы и показатели экономического роста.

3 Теории и модели экономического роста. «Золотое правило накопления». Выбор модели экономического роста для России.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник из серии «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова».- М.: ДИС, 2000. - гл. 11.

2 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др., Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., АО «Санкт-Петербург оркестр», 2000. – гл. 14.

3 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 2001.- гл. 21.

4 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, гл. 4.

5 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. - гл. 35.

6 Экономика. Учебник./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1999. - гл. 14, п.2.

 

Дополнительная:

1 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России.//ЭКО. – 2004. – № 1.

2 Гайдар Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие.//МэиМО. – 2003. - № 8.

3 Дворкович А.В. Экономический рост и реформирование общества.//ЭКО. – 2004. - № 2.

4 Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз.//Экономист. – 2003. - № 1

5 Стрижкова Л. Факторы экономического роста.//Экономист. – 2004. – № 6.

6 Цыгичко А. Устойчив ли экономический рост?//Экономист. – 2003. – № 12.

Основные категории: экономический рост, экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, «гарантированный» темп роста, «естественный» темп роста накопление капитала, производственная функция, уровень капиталовооруженности, «золотое правило» Э. Фелпса, человеческий капитал, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

 

Задачи и упражнения:

 

1) Экономический рост можно иллюстрировать:

а) сдвигом кривой производственных возможностей влево;

б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо;

в) движением по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

2) Количественно экономический рост находит отражение в повышении:

а) располагаемого дохода;

б) покупательной способности денег;

в) массы денег в обращении;

г) реального ВНП.

3) Приводит ли экономический рост к улучшению благосостояния позволяет судить:

а) номинальный ВНП;

б) реальный ВНП на душу населения;

в) номинальный ВНП на душу населения;

г) реальный ВНП.

4) Самой существенной причиной современного экономического роста в развитых странах является:

а) увеличение рабочего времени;

б) технологические изменения в производстве;

в) увеличение объема применяемого капитала;

г) реализация фискальной политики, способствующей экономическому росту.

5) Экономический рост (в соответствии с кейнсианскими взглядами) связан с:

а) действием только внешних факторов;

б) факторами распределения;

в) факторами, влияющими на совокупный спрос;

г) факторами, влияющими на совокупное предложение.

6) Модель экономического роста Р.Солоу позволяет исследовать:

а) влияние экономического роста на темпы роста располагаемого дохода;

б) воздействие темпов роста населения на динамику реального ВНП;

в) соотношение темпов технического прогресса и роста реального ВВП.

7) «Золотое правило» накопления отражает:

а) уровень капиталовооруженности труда;

б) норму сбережения как эластичность объема выпуска по капиталу;

в) максимальный объем потребления.

8) В модели Домара:

а) используется гибкая система цен;

б) объем сбережений задается экзогенно:

в) экономика развивается по устойчивой траектории.

9) Верны ли следующие утверждения:

а) экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы (да, нет);

б) конечной целью экономического роста является повышение материального благосостояния (да, нет);

в) основной целью экономического роста является поддержание национальной безопасности (да, нет);

г) материальное благосостояние как показатель экономического роста предполагает увеличение свободного времени (да, нет);

д) нулевые темпы экономического роста всегда носят негативный характер (да, нет);

е) отрицательные темпы экономического роста– свидетельство кризиса национальной экономики (да, нет);

ж) повышение совокупного спроса общества стимулируют экономический рост (да, нет)?

10) Определите темпы экономического роста за год, если реальный ВНП в году t-1 составил 600 млрд. ден. ед., а в году t – 640 млрд. ден. ед.

11) На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:

а) Реальный объём ВНП в расчёте на душу населения (полученные данные занесите в таблицу).

б) Абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом.

в) Оптимальную численность населения в данной стране.

г) Прирост ВНП (в%) в 4-м году по сравнению с 3-м годом.

д) Прирост ВНП (в%) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

 

Год Население (млн.чел) Реальный объём ВНП (млрд. долл.) Реальный объём ВНП на душу населения (долл.)
 
 
 
 
 
 
 

 

Предположим, что единственными компонентами совокупного спроса в стране являются инвестиции и потребление. Средняя склонность к потреблению равна 0,8; отношение капитал/ продукт составляет 2. В течение всего указанного периода экономика находится в условиях полной занятости. Заполните таблицу недостающими данными.

 

Год ВНП Сбережения Инвестиции Изменения в величине ВНП в условиях полной занятости
млн. долл.
     
       
       
       

 

 

Семинарское занятие № 24

 

Тема: Безработица как макроэкономическая проблема

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.