Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и способы проверки результатов





Педагог дополнительного образования

Петрозаводск


Пояснительная записка

Направленность Программа «Семейный уклад» туристко-краеведческой направленности реализуется во Дворце творчества детей и юношества. Программа знакомит обучающихся с музейным пространством детского музея Дворца и направлена на развитие познавательных интересов обучающихся по изучению культурного наследия родного края.

 

Актуальность

В программе «Семейный уклад» заложена идея творческого развития обучающихся через приобщение их к ценностям материальной и нематериальной культуры. Содержание программы, основано на предметном мире традиционной культуры и даёт богатый материал для развития у обучающихся интереса к истории семьи, края, воспитания уважительного отношения к старшему поколению, народной мудрости, изобретательности.

Введение старинных предметов в современную среду обучающегося, установление многообразных связей предметного мира, позволяет им ориентироваться в предметном мире традиционной культуры, осваивая её ценность и символическое содержание, способствует формированию творческого мышления.



 

Новизна

Специально организованная предметно-пространственная среда Детского музея Дворца, создаёт условия для развития познавательной активности детей через включение ребёнка в процесс решения исследовательских задач. Сопоставление современных предметов с музейными экспонатами, «открытие» способов применения музейных предметов, расшифровка представлений о мире наших предков через знакомство с карельскими загадками, сказками, играми, ремёслами.

 

Педагогическая целесообразность

Программа педагогически целесообразна, т.к. в предметной среде детского музея, у ребёнка включаются механизмы его внутренней активности, что способствует его самообучению и саморазвитию, расширению его познавательных интересов. Музей предоставляет возможность выбора вербальных, визуальных, тактильных, кинестетических средств обучения и воспитания, что способствует развитию сенсорных способностей, а работа с предметами бытовой народной культуры - развитию зрительной памяти, наблюдательности, речи и словарного запаса.



 

Цель программы: формирование уважительного отношения к семье, Родине через погружение в традиционную культуру Карелии.

Задачи:

- сформировать элементарные представления о традиционной крестьянской семье, познакомить с семейным укладом, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

- воспитывать бережное отношение к традиционной культуре;

- развивать интерес к истории малой родины;

- развивать творческую активность ребёнка.

Особенности реализации программы

Особая роль в реализации целей и задач программы «Семейный уклад» отводится музейной педагогике. В методике музейной педагогики ведущей является содержательная среда, как средство развития ребенка, расширение его культурного кругозора, формирование художественно-эстетического вкуса. В основе занятий с использованием приемов и методов музейной педагогики лежит музейный предмет – «вещь». Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов образует «вещный ряд» занятия, темы, раздела программы.

Таким образом, занимаясь по программе «Семейный уклад» в музейно-образовательной деятельности, ребенок занимает позицию созидания. Обучающийся – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Он бережно и уважительно относится к культурному наследию. От ребенка требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

На занятиях ребенок имеет возможность развивать свои способности. Каждое занятие представляет собой сочетание различных видов деятельности – игровая, исследовательская, практическая.



Программа предусматривает участие ребенка в практических занятиях. Ребёнок получает представление о работе с различными материалами (глина, ткань, береста, дерево и др.).

Участие обучающего в групповой работе способствует формированию умений слышать и слушать другого человека, учит задавать вопросы, включаться в диалог.

Программа «Семейный уклад» составлена на основе авторской программы «Моя Карелия» Давыдовой Т.В.

Программа «Семейный уклад» вариативна на её основе разработаны подпрограммы «Древо жизни» в комплексной программе «Я в мире, мир во мне», «Как жили наши предки» в комплексной программе «Радуга».

Программа дифференцирована, отбор содержания происходит с учётом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.

Принципы программы:

· Принцип активного отношения к музейному пространству.

· Принцип индивидуализации, обеспечивающий проявление самобытности и творческих возможностей.

· Принцип социокультурной открытости. Уважение к нормам и традициям разных культур.

· Принцип природосообразности.

 

Возрастные особенности.

Программа «Семейный уклад» рассчитана на младший школьный возраст. Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения.

Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников определяется направленностью содержания образования на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Методика занятий по программе «Семейный уклад» включает игровые, исследовательские, практические задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников, их образовательным интересам.

На занятиях создаются комфортные условия для интеллектуального, психического и физического развития обучающихся, их творческого потенциала.

Сроки реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

Основные формы: комплексное учебное занятие, праздник, экскурсия, игровая программа.

Учебное занятие предполагает работу с группой 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделюпо 35 минут для детей 6-7 лет, по 45 минут для детей 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: По итогам занятий у обучающихся формируются элементарные представления о традиционной крестьянской семье, традициях и обычаях предков, накапливается опыт совместной творческой деятельности.

Формы и способы проверки результатов

Программа «Семейный уклад» предполагает аттестацию обучающихся и ориентирована на поддержку успешности обучающегося, развитие мотивации к познанию и творчеству. Проводится в форме итогового занятия с использованием следующих методов: педагогическое наблюдение, тестовые задания.

Результативность освоения программы отслеживается по уровню выполнения тестовых заданий. Результаты отражают базовый, средний, высокий уровни освоения программы.

уровень критерии
Базовый Владеет минимальным уровнем знаний для выполнения практических заданий. Выполняет деятельность с помощью педагога (репродуктивный уровень): имеет представление о музейных предметах, праздниках, обычаях.
Средний Владеет основными понятиями, способами действий, необходимых в практической деятельности. Выполняет практическую деятельность в стандартных ситуациях самостоятельно (продуктивный уровень). Владеет понятийным аппаратом в рамках программы.
Высокий Имеет прочные знания в рамках программы, может применить их в новых ситуациях. Умеет работать самостоятельно, импровизирует (творческий уровень). Использует названия музейных предметов в своих ответах, рассуждениях.

Учебный план

Год обучения теория практика всего
1-ый

Учебно-тематический план

  Тема теория практика всего
Музей, здравствуй! 0,5 0,5
Жизненный круг (младенчество, детство, юность)
Народные игры (серебро и золото детства) 0,5 0,5
Северная деревня (край, подворье, семья)
Родное гнездо (дом, баня, амбар, двор)
Круглый год. Народный календарь (святки, масленица, пасха, троица).
Будни и праздники (неделя, житное и скоромное, лесные дары, о чём звенит самовар)
Длиною в жизнь (обряды и обычаи: свадьба, крестины) 0,5 0,5
Подмастерья и мастера (Плотники, кузнецы, сапожники, гончары, лодочники)
Рукодельницы (вышивка, плетение, народная кукла)
Спутники женской судьбы (лён, шерсть) 0,5 1,5
Начало всех начал. Искусство народного слова (сказка, два эпоса, бывальщина, пословица, загадка, песня, колыбельная
«Я и музей» итоговое занятие -
  Итого:

Содержание

Тема 1. Музей, здравствуй!1 час

Теория: Музейный предмет. Правила поведения в музее. Крестьянская изба, ее устройство.

Понятия: предки, современники, потомки, экспедиция, лавка, стол, печь, окно, стол-курятник, Красный угол, крошны, мутовка, сверло, рубель, люлька.

Практика: игра «Предки вещей».

 

Тема 2. Жизненный круг(младенчество, детство, юность) — 3 часа

Теория: ребенок от рождения до 12 лет, люлька, игрушки, забавы, домашние обязанности. Предметный мир ребенка. Семейные традиции. Правила поведения в семье.

Понятия: люлька, очеп, оберег, кукла-скрутка.

Практика: изготовление куклы-скрутки.

Тема 3. Народные игры (серебро и золото детства) — 1

Теория: народная игра, правила игры, жребий, считалки. Игры на улице. Игры в избе.

Понятия: считалка, жребий, салочки, водящий.

Практика: игры «Кукот», «Ко мне с кольцом», «кислый круг»

 

Тема 4. Северная деревня (край, подворье, семья) — 3

Теория: Особенности северной деревни. Дом- комплекс: кошель, глаголь, брус.

Понятия: брус, кошель, глаголь, часовня, фасад, подворье.

Практика: игра: «Польза. Прочность. Красота»

Тема 5. Родное гнездо (дом, баня, амбар, двор) — 3

Теория: секреты северного дома, свойства и структура. Строение, использование амбара. Банные традиции, секреты.

Понятия: полотенце, шелом, ставни, гульбище, причелины, балясины, печь, топка по-чёрному, зерно, замок.

Практика: макет дома

Тема 6. Круглый год.Народный календарь (святки, масленица, пасха, троица). - 4

Теория: Зимний летний солнцеворот. Народный календарь. Святки. Масленица. Пасха. Первый выгод скота. Покров.

Практика: Святочные забавы Праздник Масленицы. Пасхальные игры. Встреча весны. Праздник урожая.

Тема 7. Будни и праздники (неделя, житное и скоромное, лесные дары, о чём звенит самовар) — 5

Теория: Понятия: самовар, уголь, тулово, краник, самоварная труба. Устройство самовара, его использование. История самовара. Традиции чаепития. Время. Определение времени. Народный календарь. Дары леса. Традиции застолья.

Практика: сюжетная игра «чаепитие», «от Мясоеда до Масленицы».

 

Тема 8. Длиною в жизнь (обряды и обычаи: свадьба, крестины) — 1

Теория: Крестины, свадебный поезд, рукобитие, сговор, приданое, люлька, крёстные родители.

Понятия: сват, невеста, жених, тёща, тесть, золовка, крёстная.

Практика: игра «собери сундучок - приданничек», путеводитель по выставке, выполнение творческих заданий по теме.

Тема 9. Подмастерья и мастера (Плотники, кузнецы, сапожники, гончары, лодочники) -4

Теория: Гончарное ремесло в Карелии. Технология изготовление горшков. Свойства глины. Ремесло и промысел. Кузнечное дело. Качества кузнеца. Месторасположение кузницы в деревне. Железная руда. Крица - вареное железо. Понятия: горшок, гончар, гончарный круг, кузница, кузнец, меха, молот, наковальня, крица, лодка-долблёнка.

Практика: определение и сравнение свойств простой и обожженной глины. Игра «Предметы, которые пришли в дом из кузницы»

Тема 10. Рукодельницы (вышивка, плетение, народная кукла) — 3

Теория: Карельская вышивка. Узор. Солярные знаки. Понятия: тамбур, лён.

Практика: вышивка «закладка», плетение пояса

Тема 11.Спутники женской судьбы (лён, шерсть) — 2

Теория: Традиционные ремесла. Лён. Особенности выращивания льна. Этапы обработки льна от растения до готового текстильного изделия.Процесс обработки льна на волокно: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Инструменты, используемые при обработке льна. Прялка. Шерсть.

Практика: Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?». Прядение. Скручивание нити. Выполнение игровых заданий «этапы обработки льна».

Тема 12. Начало всех начал. Искусство народного слова (сказка, два эпоса, бывальщина, пословица, загадка, песня, колыбельная) — 4

Теория: карельские, вепсские и русские загадки. Поэтическая природа музейных предметов.Загадка – древний фольклорный жанр. Карельские сказки: «Сума дай ума», «Ольховая чурка», «Лапоток», «Пряхи у проруби», «Невеста - Мышь», «Белка, рукавица и иголка», «Почему в море вода солёная». Карело-финский эпос «Калевала».

Понятия: загадка, отгадка, личина, сказка, эпос.

Практика: Работа в мини-группах работа с предметным рядом. Игра «Собери ключи». Чтение легенды «Хозяйка загадок» (записал писатель и путешественник Виктор Пулькин). Предметный музейный ряд: сундук, полотенце, прялка, карды, веретено, горшок, помело, веник, сапоги, лапти, мутовка, корзина, безмен, люлька, сеялка, борона, серп, грабли, топор, лодка, сеть, кошель; интерьер избы.

Игра «Путешествие по карельским сказкам». Чтение карельских сказок. Конкурс рисунков на тему «Карельские сказки». Изготовление мельницы сампо.

Тема 13. Игра « я и музей» -2

Теория: музейные профессии: искатель, хранитель, реставратор, экскурсовод, исследователь.

Практика: Игровая программа «Реставраторы»

По итогам обучения обучающийся

знает: традиции, особенности быта карельской семьи, применение в быту некоторых предметов из музейной коллекции, правила обращения с музейными предметами.

умеет: показать, как пользоватьсянекоторыми предметами из музейной коллекции, владеет понятийным аппаратом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.