|
Формы и способы проверки результатов
Педагог дополнительного образования
Петрозаводск
Пояснительная записка
Направленность Программа «Семейный уклад» туристко-краеведческой направленности реализуется во Дворце творчества детей и юношества. Программа знакомит обучающихся с музейным пространством детского музея Дворца и направлена на развитие познавательных интересов обучающихся по изучению культурного наследия родного края.
Актуальность
В программе «Семейный уклад» заложена идея творческого развития обучающихся через приобщение их к ценностям материальной и нематериальной культуры. Содержание программы, основано на предметном мире традиционной культуры и даёт богатый материал для развития у обучающихся интереса к истории семьи, края, воспитания уважительного отношения к старшему поколению, народной мудрости, изобретательности.
Введение старинных предметов в современную среду обучающегося, установление многообразных связей предметного мира, позволяет им ориентироваться в предметном мире традиционной культуры, осваивая её ценность и символическое содержание, способствует формированию творческого мышления.
Новизна
Специально организованная предметно-пространственная среда Детского музея Дворца, создаёт условия для развития познавательной активности детей через включение ребёнка в процесс решения исследовательских задач. Сопоставление современных предметов с музейными экспонатами, «открытие» способов применения музейных предметов, расшифровка представлений о мире наших предков через знакомство с карельскими загадками, сказками, играми, ремёслами.
Педагогическая целесообразность
Программа педагогически целесообразна, т.к. в предметной среде детского музея, у ребёнка включаются механизмы его внутренней активности, что способствует его самообучению и саморазвитию, расширению его познавательных интересов. Музей предоставляет возможность выбора вербальных, визуальных, тактильных, кинестетических средств обучения и воспитания, что способствует развитию сенсорных способностей, а работа с предметами бытовой народной культуры - развитию зрительной памяти, наблюдательности, речи и словарного запаса.
Цель программы: формирование уважительного отношения к семье, Родине через погружение в традиционную культуру Карелии.
Задачи:
- сформировать элементарные представления о традиционной крестьянской семье, познакомить с семейным укладом, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
- воспитывать бережное отношение к традиционной культуре;
- развивать интерес к истории малой родины;
- развивать творческую активность ребёнка.
Особенности реализации программы
Особая роль в реализации целей и задач программы «Семейный уклад» отводится музейной педагогике. В методике музейной педагогики ведущей является содержательная среда, как средство развития ребенка, расширение его культурного кругозора, формирование художественно-эстетического вкуса. В основе занятий с использованием приемов и методов музейной педагогики лежит музейный предмет – «вещь». Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов образует «вещный ряд» занятия, темы, раздела программы.
Таким образом, занимаясь по программе «Семейный уклад» в музейно-образовательной деятельности, ребенок занимает позицию созидания. Обучающийся – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Он бережно и уважительно относится к культурному наследию. От ребенка требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
На занятиях ребенок имеет возможность развивать свои способности. Каждое занятие представляет собой сочетание различных видов деятельности – игровая, исследовательская, практическая.
Программа предусматривает участие ребенка в практических занятиях. Ребёнок получает представление о работе с различными материалами (глина, ткань, береста, дерево и др.).
Участие обучающего в групповой работе способствует формированию умений слышать и слушать другого человека, учит задавать вопросы, включаться в диалог.
Программа «Семейный уклад» составлена на основе авторской программы «Моя Карелия» Давыдовой Т.В.
Программа «Семейный уклад» вариативна на её основе разработаны подпрограммы «Древо жизни» в комплексной программе «Я в мире, мир во мне», «Как жили наши предки» в комплексной программе «Радуга».
Программа дифференцирована, отбор содержания происходит с учётом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.
Принципы программы:
· Принцип активного отношения к музейному пространству.
· Принцип индивидуализации, обеспечивающий проявление самобытности и творческих возможностей.
· Принцип социокультурной открытости. Уважение к нормам и традициям разных культур.
· Принцип природосообразности.
Возрастные особенности.
Программа «Семейный уклад» рассчитана на младший школьный возраст. Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения.
Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников определяется направленностью содержания образования на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Методика занятий по программе «Семейный уклад» включает игровые, исследовательские, практические задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников, их образовательным интересам.
На занятиях создаются комфортные условия для интеллектуального, психического и физического развития обучающихся, их творческого потенциала.
Сроки реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
Основные формы: комплексное учебное занятие, праздник, экскурсия, игровая программа.
Учебное занятие предполагает работу с группой 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделюпо 35 минут для детей 6-7 лет, по 45 минут для детей 8-10 лет.
Ожидаемые результаты: По итогам занятий у обучающихся формируются элементарные представления о традиционной крестьянской семье, традициях и обычаях предков, накапливается опыт совместной творческой деятельности.
Формы и способы проверки результатов
Программа «Семейный уклад» предполагает аттестацию обучающихся и ориентирована на поддержку успешности обучающегося, развитие мотивации к познанию и творчеству. Проводится в форме итогового занятия с использованием следующих методов: педагогическое наблюдение, тестовые задания.
Результативность освоения программы отслеживается по уровню выполнения тестовых заданий. Результаты отражают базовый, средний, высокий уровни освоения программы.
уровень
| критерии
| Базовый
| Владеет минимальным уровнем знаний для выполнения практических заданий. Выполняет деятельность с помощью педагога (репродуктивный уровень): имеет представление о музейных предметах, праздниках, обычаях.
| Средний
| Владеет основными понятиями, способами действий, необходимых в практической деятельности. Выполняет практическую деятельность в стандартных ситуациях самостоятельно (продуктивный уровень). Владеет понятийным аппаратом в рамках программы.
| Высокий
| Имеет прочные знания в рамках программы, может применить их в новых ситуациях.
Умеет работать самостоятельно, импровизирует (творческий уровень). Использует названия музейных предметов в своих ответах, рассуждениях.
| Учебный план
Год обучения
| теория
| практика
| всего
| 1-ый
|
|
|
| Учебно-тематический план
| Тема
| теория
| практика
| всего
|
| Музей, здравствуй!
| 0,5
| 0,5
|
|
| Жизненный круг (младенчество, детство, юность)
|
|
|
|
| Народные игры (серебро и золото детства)
| 0,5
| 0,5
|
|
| Северная деревня (край, подворье, семья)
|
|
|
|
| Родное гнездо (дом, баня, амбар, двор)
|
|
|
|
| Круглый год. Народный календарь (святки, масленица, пасха, троица).
|
|
|
|
| Будни и праздники (неделя, житное и скоромное, лесные дары, о чём звенит самовар)
|
|
|
|
| Длиною в жизнь (обряды и обычаи: свадьба, крестины)
| 0,5
| 0,5
|
|
| Подмастерья и мастера (Плотники, кузнецы, сапожники, гончары, лодочники)
|
|
|
|
| Рукодельницы (вышивка, плетение, народная кукла)
|
|
|
|
| Спутники женской судьбы (лён, шерсть)
| 0,5
| 1,5
|
|
| Начало всех начал. Искусство народного слова (сказка, два эпоса, бывальщина, пословица, загадка, песня, колыбельная
|
|
|
|
| «Я и музей» итоговое занятие
| -
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
Содержание
Тема 1. Музей, здравствуй!1 час
Теория: Музейный предмет. Правила поведения в музее. Крестьянская изба, ее устройство.
Понятия: предки, современники, потомки, экспедиция, лавка, стол, печь, окно, стол-курятник, Красный угол, крошны, мутовка, сверло, рубель, люлька.
Практика: игра «Предки вещей».
Тема 2. Жизненный круг(младенчество, детство, юность) — 3 часа
Теория: ребенок от рождения до 12 лет, люлька, игрушки, забавы, домашние обязанности. Предметный мир ребенка. Семейные традиции. Правила поведения в семье.
Понятия: люлька, очеп, оберег, кукла-скрутка.
Практика: изготовление куклы-скрутки.
Тема 3. Народные игры (серебро и золото детства) — 1
Теория: народная игра, правила игры, жребий, считалки. Игры на улице. Игры в избе.
Понятия: считалка, жребий, салочки, водящий.
Практика: игры «Кукот», «Ко мне с кольцом», «кислый круг»
Тема 4. Северная деревня (край, подворье, семья) — 3
Теория: Особенности северной деревни. Дом- комплекс: кошель, глаголь, брус.
Понятия: брус, кошель, глаголь, часовня, фасад, подворье.
Практика: игра: «Польза. Прочность. Красота»
Тема 5. Родное гнездо (дом, баня, амбар, двор) — 3
Теория: секреты северного дома, свойства и структура. Строение, использование амбара. Банные традиции, секреты.
Понятия: полотенце, шелом, ставни, гульбище, причелины, балясины, печь, топка по-чёрному, зерно, замок.
Практика: макет дома
Тема 6. Круглый год.Народный календарь (святки, масленица, пасха, троица). - 4
Теория: Зимний летний солнцеворот. Народный календарь. Святки. Масленица. Пасха. Первый выгод скота. Покров.
Практика: Святочные забавы Праздник Масленицы. Пасхальные игры. Встреча весны. Праздник урожая.
Тема 7. Будни и праздники (неделя, житное и скоромное, лесные дары, о чём звенит самовар) — 5
Теория: Понятия: самовар, уголь, тулово, краник, самоварная труба. Устройство самовара, его использование. История самовара. Традиции чаепития. Время. Определение времени. Народный календарь. Дары леса. Традиции застолья.
Практика: сюжетная игра «чаепитие», «от Мясоеда до Масленицы».
Тема 8. Длиною в жизнь (обряды и обычаи: свадьба, крестины) — 1
Теория: Крестины, свадебный поезд, рукобитие, сговор, приданое, люлька, крёстные родители.
Понятия: сват, невеста, жених, тёща, тесть, золовка, крёстная.
Практика: игра «собери сундучок - приданничек», путеводитель по выставке, выполнение творческих заданий по теме.
Тема 9. Подмастерья и мастера (Плотники, кузнецы, сапожники, гончары, лодочники) -4
Теория: Гончарное ремесло в Карелии. Технология изготовление горшков. Свойства глины. Ремесло и промысел. Кузнечное дело. Качества кузнеца. Месторасположение кузницы в деревне. Железная руда. Крица - вареное железо. Понятия: горшок, гончар, гончарный круг, кузница, кузнец, меха, молот, наковальня, крица, лодка-долблёнка.
Практика: определение и сравнение свойств простой и обожженной глины. Игра «Предметы, которые пришли в дом из кузницы»
Тема 10. Рукодельницы (вышивка, плетение, народная кукла) — 3
Теория: Карельская вышивка. Узор. Солярные знаки. Понятия: тамбур, лён.
Практика: вышивка «закладка», плетение пояса
Тема 11.Спутники женской судьбы (лён, шерсть) — 2
Теория: Традиционные ремесла. Лён. Особенности выращивания льна. Этапы обработки льна от растения до готового текстильного изделия.Процесс обработки льна на волокно: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Инструменты, используемые при обработке льна. Прялка. Шерсть.
Практика: Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?». Прядение. Скручивание нити. Выполнение игровых заданий «этапы обработки льна».
Тема 12. Начало всех начал. Искусство народного слова (сказка, два эпоса, бывальщина, пословица, загадка, песня, колыбельная) — 4
Теория: карельские, вепсские и русские загадки. Поэтическая природа музейных предметов.Загадка – древний фольклорный жанр. Карельские сказки: «Сума дай ума», «Ольховая чурка», «Лапоток», «Пряхи у проруби», «Невеста - Мышь», «Белка, рукавица и иголка», «Почему в море вода солёная». Карело-финский эпос «Калевала».
Понятия: загадка, отгадка, личина, сказка, эпос.
Практика: Работа в мини-группах работа с предметным рядом. Игра «Собери ключи». Чтение легенды «Хозяйка загадок» (записал писатель и путешественник Виктор Пулькин). Предметный музейный ряд: сундук, полотенце, прялка, карды, веретено, горшок, помело, веник, сапоги, лапти, мутовка, корзина, безмен, люлька, сеялка, борона, серп, грабли, топор, лодка, сеть, кошель; интерьер избы.
Игра «Путешествие по карельским сказкам». Чтение карельских сказок. Конкурс рисунков на тему «Карельские сказки». Изготовление мельницы сампо.
Тема 13. Игра « я и музей» -2
Теория: музейные профессии: искатель, хранитель, реставратор, экскурсовод, исследователь.
Практика: Игровая программа «Реставраторы»
По итогам обучения обучающийся
знает: традиции, особенности быта карельской семьи, применение в быту некоторых предметов из музейной коллекции, правила обращения с музейными предметами.
умеет: показать, как пользоватьсянекоторыми предметами из музейной коллекции, владеет понятийным аппаратом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|