Раздел 1. Основы экономической теории
Пермский национальный исследовательский
Политехнический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра «Экономической теории»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________ Н. В. Лобов
«___» _____________ 2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Микроэкономика»
Основная образовательная программа подготовки _____бакалавров_____
Направление 080100.62 «Экономика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Профиль подготовки бакалавра /
магистерская программа /
специализация специалиста
| 08010051.62 «Экономика и управление на предприятиях в отрасли машиностроения»
| |
| Квалификация (степень) подготовки:
| Бакалавр
| |
| Выпускающая кафедра:
| «Экономика и управление на предприятии»
| |
| Форма обучения:
| очная
|
Курс: _1_. Семестр(ы): _1_
Трудоёмкость:
Кредитов по рабочему учебному плану: __5__ ЗЕ
Часов по рабочему учебному плану: _180_ ч
Виды контроля:
Экзамен:
| - 1
| Зачёт:
| -
| Курсовой проект:
| -
| Курсовая работа:
| -
|
Пермь
Рабочая программа дисциплины «Микроэкономика»
разработана на основании:
· федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «21» декабря 2009 г. номер государственной регистрации «747» по направлению (специальности) подготовки 080100 «Экономика»;
· компетентностной модели выпускника ООП по направлению подготовки «Экономика» профиля «Экономика и управление на предприятиях в отрасли машиностроения», утверждённой «_24_» июня 2014г.;
· рабочего учебного плана очной формы обучения (набора 2011 года), утверждённого «29» августа 2011 г.
Рабочая программа согласованас рабочими программами дисциплин «Макроэкономика», «Методы и модели в экономике», «Институциональная экономика», участвующих в формировании компетенций совместно с данной дисциплиной.
Разработчик(-и) д-р экон. наук, профессор _________________ Е.А. Третьякова
(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензент д-р экон. наук, профессор _______________ Ж.А. Мингалева
(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической теории «12»февраля 2013 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой,
ведущей дисциплину
|
|
| канд. экон. наук, доцент
| ___________________
| В.В. Прокин
| (учёная степень, звание)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией гуманитарного факультета «18» февраля 2013 г., протокол № 6.
Председатель учебно-методической комиссии
гуманитарного факультета
|
|
| д-р соц. наук, профессор
| ___________________
| В.Н. Стегний
| (учёная степень, звание)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
СОГЛАСОВАНО
И.О. заведующего выпускающей
кафедрой «Экономика и управление на предприятии»
|
|
| канд. экон. наук, доцент
| ___________________
| Ю.В. Старков
| (учёная степень, звание)
| (подпись)
| (инициалы, фамилия)
|
Начальник управления образовательных
программ, канд. техн. наук, доцент
|
| Д. С. Репецкий
|
Общие положения
1.1 Цель дисциплины –ознакомление студентов с концептуальными основами микроэкономики как современной фундаментальной науки о поведении отдельных хозяйствующих субъектов, формирование экономического мышления, развитие навыков обобщения и анализа социально-экономической информации, способностей к фундаментальному и прикладному экономическому анализу.
В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).
1.2 Задачи дисциплины:
· изучениеосновополагающих экономических законов, категорий, концепций, фундаментальных проблем экономической науки, основ современного микроэкономического анализа, базовых законов функционирования рынков и используемых методов их регулирования;
· формирование представлений о закономерностях развития экономических систем, особенностях функционирования отдельных рынков, поведения хозяйствующих субъектов на различных типах рынков;
· формирования уменияосуществлять отбор информационных источников, систематизировать информацию, выбирать адекватные методы исследования, решать типовые микроэкономические задачи;
· формирование навыкованализа мотивов и закономерностей экономического поведения субъектов экономики, ситуаций на конкретных типах рынков, динамики уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне.
1.3 Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
- экономические категории и законы;
- экономические системы;
- типы рыночных структур;
- экономические модели;
- социально-экономические процессы на микроуровне;
- способы и приемы микроэкономического анализа;
- рынки товаров и услуг, рынки факторов производства.
1.4 Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускников.
Дисциплина «Микроэкономика» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин и является обязательной дисциплиной студентов при освоении ООП по профилю 08010051.62 «Экономика и управление на предприятиях в отрасли машиностроения».
После изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:
· знать:
- основополагающие экономические законы, категории, концепции, фундаментальные проблемы экономической науки, закономерности развития экономических систем (ОК-1);
- основы современного микроэкономического анализа (ОК-4);
- основы построения современной системы показателей, характеризующей деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне (ОК-4);
· уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности (ОК-1);
- осуществлять сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для решения поставленных микроэкономических задач (ОК-1);
- выбирать адекватные методы микроэкономического анализа (ОК-4);
- решать типовые микроэкономические задачи (ОК-4);
· владеть:
- навыками постановки цели и задач микроэкономического исследования (ОК-1);
- навыками анализа мотивов и закономерностей экономического поведения субъектов экономики, ситуаций на конкретных типах рынков, динамики уровня цен и объемов выпуска продукции (ОК-4);
- навыками обоснования возможных путей решения проблем на микроэкономическом уровне (ОК-4);
- навыками представления результатов микроэкономического исследования научному сообществу (ОК-1).
В результате изучения дисциплины у студентов формируется комплексное представление о микроэкономике как о современной фундаментальной науке, исследующей поведение отдельных хозяйствующих субъектов, происходит формирование экономического мышления, развитие навыков обобщения и анализа социально-экономической информации, способностей к фундаментальному и прикладному экономическому анализу.
В таблице 1.1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в пункте 1.1.
Таблица 1.1 – Дисциплины, направленные на формирование компетенций
Код
| Наименование компетенции
| Предшествующие
дисциплины
| Последующие дисциплины
(группы
дисциплин)
| Общекультурные компетенции
| ОК - 1
| Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| -
| Макроэкономика
Институциональная экономика
| ОК - 4
| Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| -
| Макроэкономика
Социология и политология
Методы и модели в экономике
Институциональная экономика
Научно-исследовательская работа студентов
|
2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Учебная дисциплина обеспечивает формирование части компетенций ОК-1, ОК-4.
2.1 Дисциплинарная карта компетенцииОК - 1
Код
ОК-1
| Формулировка компетенции:
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
Код
ОК-1.Б3.Б01
| Формулировка дисциплинарной части компетенции:
способность к обобщению, анализу, восприятию экономической информации, постановке цели и задач микроэкономического исследования
|
Требования к компонентному составу части компетенции
Перечень компонентов
| Виды учебной
работы
| Средства оценки
| Знает:
- основополагающие экономические законы, категории, концепции, фундаментальные проблемы экономической науки, закономерности развития экономических систем
| Лекции.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
| Тестовые вопросы для текущего и рубежного контроля.
Реферат.
Вопросы к экзамену
| Умеет:
–работать с научной, учебно-методической и периодической литературой
- осуществлять сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для решения поставленных микроэкономических задач;
- применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности
| Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Самостоятельная работа студентов по решению практических задач.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
| Реферат.
Аналитический отчет.
Вопросы к экзамену
| Владеет:
–навыками постановки цели и задач микроэкономического исследования;
- навыками представления результатов микроэкономического исследования научному сообществу
| Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Самостоятельная работа студентов по решению практических задач.
| Реферат.
Аналитический отчет.
Вопросы к экзамену
| 2.2 Дисциплинарная карта компетенции ОК - 4
Код
ОК - 4
| Формулировка компетенции:
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
|
Код
ОК-4.Б3. Б01
| Формулировка дисциплинарной части компетенции:
способность анализировать социально-значимые микроэкономические проблемы и процессы
|
Требования к компонентному составу части компетенции
Перечень компонентов
| Виды учебной
работы
| Средства оценки
| Знает:
- основы современного микроэкономического анализа;
- основы построения современной системы показателей, характеризующей деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне
| Лекции.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
| Тестовые задания для текущего и рубежного контроля.
Реферат.
Вопросы к экзамену
| Умеет:
- выбирать адекватные методы микроэкономического анализа;
- решать типовые микроэкономические задачи
| Лекции.
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов по решению практических задач.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
| Практические задания к контрольным работам.
Аналитический отчет.
Вопросы к экзамену
| Владеет:
- навыками анализа мотивов и закономерностей экономического поведения субъектов экономики, ситуаций на конкретных типах рынков, динамики уровня цен и объемов выпуска продукции;
- навыками обоснования возможных путей решения проблем на микроэкономическом уровне
| Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.Самостоятельная работа студентов по решению практических задач.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену
| Аналитический отчет.
Вопросы к экзамену
|
3 Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
№
п.п.
| Виды учебной работы
| Трудоёмкость
| 1 семестр
| всего
|
|
|
|
|
| Аудиторная работа / в том числе в интерактивной форме
| 68/7
| 68/7
| Лекции (Л) / в том числе в
интерактивной форме
| 32/1
| 32/1
| Практические занятия (ПЗ) / в том числе в интерактивной форме
| 36/6
| 36/6
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
|
| Изучение теоретического материала
|
|
| Индивидуальные задания:
|
| | - реферат
|
|
| - аналитический отчет
|
|
|
| Итоговая аттестация по дисциплине:
экзамен
|
|
|
| Трудоёмкость дисциплины
Всего:
в часах (ч)
в зачётных единицах (ЗЕ)
|
|
|
4 Содержание учебной дисциплины
4.1 Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
Номер учебного модуля
| Номер раздела дисциплины
| Номер темы дисциплины
| Количество часов (очная форма обучения)
| Трудоёмкость,
ч / ЗЕ
| аудиторная работа
| КСР
| самостоятельная работа
| всего
| Л
| ПЗ
| ЛР
| аттестация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего по модулю:
|
|
|
| | |
|
| 92 /2,6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заключение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего по модулю:
|
|
|
| | |
|
| 52 /1,4
| Итоговая аттестация
экзамен
| | | | | | | | 36 / 1,0
| Итого:
|
|
|
| | |
|
| 180 / 5,0
|
4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Введение. Л – 1 ч.
Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки. Цель и задачи изучения дисциплины.
Модуль 1.
Раздел 1. Основы экономической теории
Л – 3 ч, ПЗ – 4 ч, ЛР - ___ ч, СРС – 8 ч, КСР - 1 ч.
Тема 1. Введение в экономическую теорию
Наука. Экономика как наука. Объект экономической науки. Предмет экономической теории. Политическая экономия. Фундаментальный и прикладной анализ в экономической теории. Метод исследования. Методология как система методов. Общенаучные и специальные методы экономического исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Научная абстракция. Причинно-следственный метод. Эмпирический метод. Методология диалектического и исторического материализма. Позитивный и нормативный анализ. Экономико-статистический метод. Функциональный метод. Экономико-математическое моделирование.
Экономическая теория в системе экономических наук. Конкретные, функциональные, информационно-аналитические, исторические экономические науки. Микроэкономика. Макроэкономика. Мезоэкономика. Мегаэкономика. Информационная, методологическая, аналитическая, прогностическая и практическая функции экономической теории.
Экономические категории. Экономические законы. Стоимость. Трудовая теория стоимости. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Прибавочная стоимость. Факторная теория стоимости. Полезность. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Парадокс Смита. Закон стоимости. Стимулирующая, регулирующая, санирующая функции закона стоимости. Капитал. Промышленный капитал. Кругооборот капитала. Стадии кругооборота капитала и его функциональные формы.
Тема 2. Эволюция экономической науки
Экономическая наука в античный период. Меркантилизм. Протекционизм. Физиократия. Классическая политическая экономия. Марксизм. Маржинализм. Экономикс. Кейнсианство. Монетаризм. Институционализм.
Тема 3. Экономическая система
Экономическая система. Субъекты и объекты экономической системы. Базовые отношения (отношения собственности, распределения и управления). Даровые и экономические блага. Потенциальные и платежеспособные потребности. Экономические ресурсы.
Воспроизводство экономической системы. Этапы воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен, потребление. Простое и расширенное воспроизводство. Экстенсивный, интенсивный и интегральный типы расширенного воспроизводства.
Проблема безграничного качественного и количественного роста потребностей. Проблема абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Производственная функция. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент.
Базовые модели экономической системы. Традиционная, рыночная, административно-командная, смешенная экономика. Современные модели рыночной экономики: американская, японская, европейская.
Тема 4. Формы общественного хозяйства
Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. Простое и развитое (капиталистическое) товарное производство. Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Конкретный труд. Абстрактный труд. Общественно необходимое рабочее время. Производительность труда. Интенсивность труда. Простой труд. Сложный труд. Деньги. Эмиссия денег. Товарные, металлические, бумажные, кредитные деньги. Биметаллизм. Монометаллизм. Полноценные и символические (неполноценные) деньги. Наличные и безналичные денежные средства. Электронные деньги. Пластиковые карты. Функции денег как меры стоимости, средства платежа, накопления, средства обращения, мировых денег. Абсолютная ликвидность денег. Кредитная форма накопления. Тезаврация. Свободно конвертируемые валюты. Валютный курс. Девальвация. Ревальвация.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|