Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ. Идея прав человека: философские, политические и правовые основы (в рамках «западной» (как стандартной, так и альтернативной) модели мышления.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры мировой политики Протокол №______________ от ____ ___________ 2011 г. заведующий кафедрой В. С. Ягья     “УТВЕРЖДАЮ” декан факультета К. К. ХУДОЛЕЙ   _________________________________    

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

“ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС”

( Human rights and global political process)

федерального компонента цикла ОПД по направлению 032900 - международные отношения

 

 

Разработчик: доцент, к. и. н. И.В. Чернов

 

Рецензенты: д. ф. н., профессор Н. А. Васильева, к. и. н., доцент А. Ю. Павлов

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Учебная дисциплина «Права человека и мировой политический процесс» предназначена для студентов третьего курса бакалавриата направления «Международные отношения». Данная дисциплина относится не только к сравнительной политологии, но также широко использует междисциплинарный подход. При прохождении разделов курса используются материалы международного права, юридической антропологии, социолингвистики, политической философии, истории и т.д.



Cтудент, приступающий к освоению данного курса, должен иметь представление о базовых концепциях сравнительной политологии, политическую историю ХХ века, а также владеть английским языком, включая терминологию международных отношений, для ознакомления с рекомендуемой литературой.

По итогам изучения данного курса студенты должны углубить свои знания по основам теории демократии. Курс (дисциплина специализации федерального компонента) рассчитан на 32 часа. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы, с этой целью студент должен в течение семестра овладеть рекомендуемой литературой.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса.

Программа курса “Права человека и мировой политический процесс” составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению “международные отношения”. Программа призвана отразить основное содержание курса и ознакомить студентов со списком литературы.



Основной целью данного курса является ознакомление студентов с основными принципами защиты прав человека в современном мире и актуальной проблематикой влияния данного процесса на международное политическое развитие и взаимодействие.

 

Задачи курса.

Первая часть курса призвана осуществить более глубокое знакомство студентов с основополагающими концепциями и теоретическими подходами в сфере изучения прав человека. Другой важной задачей является изучение эволюции гуманитарной правозащитной проблематики в истории международных отношений в XIX-XXI вв. Кроме того, предполагается изучение (в том числе и самостоятельное) студентами истории, структуры и принципов деятельности международных правительственных и неправительственных правозащитных организаций.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Приступая к изучению курса, студенты должны обнаружить способность разбираться в основных категориях и понятиях либеральных концепций прав человека, приобретенную в рамках курса политологии.

Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий.

№ п/п Темы курса всего часов Аудиторные занятия (час) Самостоя -тельная работа
в том числе
лекции коллоквиумы
1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. -
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ, ИДЕЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ. -
3. «СТАНДАРТНАЯ ЗАПАДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ» И НЕУНИВЕРСАЛИСТСКИЕ (НАЦИОНАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНЫЕ) КОНЦЕПЦИИ. -
4. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. -
5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. -
6. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. -
7. ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ. -
8. ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ «КОЛЛЕКТИВНЫХ» ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. -
9. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ). -
10. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ. -
11. РОЛЬ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОРОВ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. -
12. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. -
  ИТОГО -

1.7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Промежуточный контроль производится посредством аттестации, проводимой в середине семестра, учитывающей посещаемость лекций и результаты промежуточной письменной работы.



Итоговый контроль проводится в форме письменного экзамена, предполагающего развернутое эссе на два вопроса по теоретическому и практическому (знание документов) разделам курса.

ПЛАН КУРСА.

 

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Междисциплинарный характер изучаемой проблематики.

Тема 2. Теория и история. Идея прав человека: философские, политические и правовые основы

Тема 3. «Стандартная западная идеология» и неуниверсалистские (национально-консервативные) концепции.

Тема 4. Универсальные механизмы в области защиты прав человека: история и современность.

Тема 5. Региональные механизмы в области защиты прав человека: история и современность.

Тема 6. Анализ международных механизмов защиты прав человека на современном этапе: оценка эффективности современной системы. Права человека в эпоху глобализации

Тема 7. Гуманитарная интервенция.

Тема 8. Проблема защиты «коллективных» прав человека в современном мире.

Тема 9. Права человека и международное право (гуманитарное право, право международных конфликтов).

Тема 10. Права человека в экономической проблематике.

Тема 11. Роль новых международных акторов в защите прав человека.

Тема 12. Права человека в России: история и современность. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области защиты прав человека.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. Цели и задачи курса. Междисциплинарный характер изучаемой проблематики. Междисциплинарный характер и другая специфика прав человека как области гуманитарного знания и практической деятельности. Место курса в подготовке специалиста-международника. Основная проблематика курса. Проблема отношений индивида и социума. Многогранность прав человека, их сущность, генезис, социальные корни, назначение, соотношение с правовым и социальным государством. Объективное содержание прав человека. Релятивизм, позитивизм, здравый смысл. Четыре поколения прав человека. Гражданские права и обязанности человека в спектре гуманитарных ценностей. Может ли концепция прав человека использоваться как универсальная «линейка»? Права человека как стержень современной «стандартной западной идеологии». Являются ли альтернативные и незападные идеологии результатом социально-экономической отсталости и социальной маргинальности? Значимость проблематики прав человека для сферы современных международных отношений. Теоретические воззрения на фундаментальные права и свободы человека и практические аспекты их реализации.

 

Тема 2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ. Идея прав человека: философские, политические и правовые основы (в рамках «западной» (как стандартной, так и альтернативной) модели мышления.

Взаимоотношение индивида (личности) и общества как проблема философии, социологии и политологии. Понятие прав человека с различных точек зрения. Взгляд на права человека с позиций философа, социолога, юриста, политика, религиозного деятеля со времен Античности до наших дней. Права человека в истории обществоведческой мысли (от Канта до Гегеля и Маркса).

1. Либеральная «каноническая» история развития концепции прав человека (гуманистический универсализм). От энциклопедистов до наших дней. Либеральная политическая философия как основа универсальной теории прав человека. Права человека и «общественный договор».

2. Позитивизм и естественно-правовая теория прав человека.

3. Г.В.Ф.Гегель. Самореализация «абсолютного духа». Свобода как осознанная необходимость.

4. Марксистская «каноническая» история развития концепции прав человека (пролетарский классовый гуманистический универсализм). «Субъективный материализм» Маркса, в котором философствующий субъект пытается отрицать доминирующую роль сознания в своём процессе философствования и рассматривает себя как простое отражение предметного мира и объективных законов его развития.

5. «Неканонический» постструктурализм о правах человека.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.