Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 4. Теория переходной экономики





1. Сущность и черты переходной экономики.

2. Инфраструктура хозяйствования и структурная перестройка. Основные проблемы переходной экономики.

3. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики

 


5. Методические указания студентам по изучению курса

Основной формой работы студента-заочника является самостоятельное изучение учебного материала и выполнение контрольных заданий (работ). По дисциплине "Макроэкономика" предусматриваются семинары и лекционные занятия.

Важно уметь грамотно конспектировать лекции. Большую роль при этом играет внутренняя психологическая готовность студента к прослушиванию и записи лекции.

При конспектировании лекции следует руководствоваться следующими основными правилами:

1. Конспектировать лекции в общей тетради, аккуратно подписанной, с пронумерованными страницами, отведенными полями (шириной 4 — 6 см) и оглавлением тем курса.

2. Точно записывать номера и наименования тем, учебных вопросов, рекомендованной литературы.

3. Лекции записывать кратко, избегать механической дословной записи.

4. Стараться понять мысль преподавателя, выделять и записывать главное.



5. Каждую новую мысль (тезис) следует записывать с красной строки.

6. Цитаты записывать дословно, а на полях своего конспекта указывать источник и страницу откуда взята цитата, выдержка.

7. Если не успел записать мысль (тезис), следует оставить место для последующего восполнения пропущенного.

8. В ходе записи лекции важно использовать различные сокращения.

9. Каждую новую лекцию записывать с новой страницы.

После записи лекции в этот же день необходимо доработать свой конспект. Это значит:

· прочитать записанное, дополнить пропущенные или нечетко записанные тезисы, фразы, цитаты, слова;

· выделить главные тезисы, подчеркнуть отдельные факты, цифры и т.д.;

· пропущенную лекцию целесообразно восполнить, используя конспекты товарищей, учебники.

В ходе самостоятельной работы, подготовки к экзамену лекции дополняются новыми тезисами, фактами, цифрами из других источников и литературы.

Семинары проводятся для закрепления знаний по самостоятельно изученным темам. Они проводятся, согласно учебного плана.



При подготовке к семинару студент уточняет вопрос, по которому он готовит исчерпывающий ответ в виде реферата, по остальным он готовит краткие тезисы ответов.

Семинары проводятся методом заслушивания подготовленных рефератов и их обсуждения в аудитории под руководством преподавателя.

Главным и основным методом в учебе студента-заочника является его самостоятельная работа по изучению всего программного материала, литературы (обязательной и дополнительной), различных источников, документов, мемуаров. Она вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику изучения книги, ведения записей, но и прежде всего работу ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникать в суть вопроса. Совершенствуя культуру умственного труда, студент достигает более высоких результатов в своей самостоятельной работе, в овладении знаниями. Только тот может творить, кто способен к усидчивому труду.

Научиться самостоятельно работать — это значит уметь быстро находить главное нужное, спокойно, любовно, размеренно изучать учебный материал.

Самостоятельная работа студентов-заочников — широкое понятие. Это, по существу, вся их работа по овладению научными знаниями и практическими навыками. Успех самостоятельного изучения литературы во многом зависит прежде всего от умелой организации труда и правильного метода работы студента-заочника в период между сборами.

Важнейшими общими требованиями в организации самостоятельной работы по изучению рекомендованной литературы являются ее планомерное, систематическое и последовательное изучение. В соответствии с учебным планом и программой каждому студенту-заочнику рекомендуется составить план самостоятельной работы в межсборовый период, в котором должны быть определены ориентировочные сроки изучения рекомендованной литературы.



Важнейшим условием в деле глубокого изучения литературы является умение работать с книгой. Работа с книгой — творческий процесс. Здесь нет универсальных и раз и навсегда установленных рецептов. Существуют лишь некоторые общие методические приемы, облегчающие самостоятельное чтение и конспектирование литературы.

Работа с книгой начинается с общего ознакомления с ней. Вначале следует ознакомиться с той исторической обстановкой, в какой было написано произведение, используя для этого учебник по макроэкономики, справочную и другую литературу. Затем рекомендуется внимательно прочитать оглавление и предисловие, чтобы составить себе общее представление о задачах и содержании книги, о порядке, в котором рассматриваются поставленные вопросы. Потом целесообразно бегло просмотреть всю книгу.

После предварительного ознакомления начинается работа над самим текстом источника, чтение его по главам. Читать книгу следует внимательно, вдумываясь в каждую фразу, добиваясь полного понимания читаемого текста. Недопустима излишняя торопливость, в результате которой не происходит глубокое осмысление теоретических положений и упускаются важнейшие узловые моменты.

Изучение любой темы начинается с подбора литературы, которая должна быть прочитана. Необходимая литература указана в учебной программе по этому предмету. Другая дополнительная литература подбирается с помощью указателей и библиографических справочников. При изучении произведений важно обращать внимание на научно-справочный аппарат.

Чтение книги должно быть активным и творческим процессом. Читать активно, творчески — это значит вдумываться в содержание читаемого произведения, следить за главной мыслью автора, за ходом его рассуждений, ставить себе вопросы в ходе чтения и искать ответы на них, подкреплять исторические положения фактами из современной жизни, осмысливать их значение для практической деятельности.

Уяснив основные мысли изучаемого произведения в целом или в его части, надо понять, какими доводами, фактами они доказываются. Это поможет глубже понять ход мыслей автора, усвоить взаимную связь и взаимную обусловленность выдвигаемых им положений.

Отдельные слова и фразы, выделенные особым шрифтом или подчеркиванием следует читать особенно внимательно, ибо они помогают понять главное в изучаемой работе. За разъяснением непонятных слов и терминов, встречающихся в книге, следует обращаться к научно-справочному аппарату книги, а также к словарям и справочникам: "Политический словарь", "Словарь иностранных слов", "Краткий философский словарь", "Дипломатический словарь" и др.

При изучении литературы нельзя ограничиваться усвоением одних фактов, исторических событий, а необходимо добиваться, чтобы это изучение подводило к теоретическим и политическим выводам, вытекающим из этих событий.

Завершающим этапом самостоятельной работы студента-заочника над источником является запись прочитанного. Основными формами записи являются: план, тезисы, конспект.

План — самая короткая форма записи, состоящая из последовательного перечисления главных мыслей источника, статьи, в виде заголовков или вопросов. Если же в дополнение к каждому заголовку составляются подзаголовки и вопросы, детализирующие основной вопрос, — это будет развернутый план.

Тезисы — это сжато сформулированные основные положения книги, статьи доклада. В тезисах приводятся доказательства, которыми автор подкрепляет свои рассуждения, основные выводы произведения.

Наиболее распространенной формой записи является конспект. Конспект представляет собой краткую систематическую запись содержания изучаемого произведения.

Значение конспектирования произведений определяется тем, что оно требует активного мышления, помогает хорошо запомнить прочитанное, выделить и закрепить в памяти самое существенное. Конспектирование помогает выработать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко и ясно излагать их своими словами. Оно развивает письменную речь и совершенствует стиль. Конспект помогает студенту выделить самое главное в данном произведении в кратких и четких формулировках обобщать изложение важнейших теоретических проблем.

Самостоятельную работу над литературой полезно завершать воспроизведением по памяти изученного материала, не обращаясь к книге и конспекту. Самопроверке усвоенных знаний призваны служить и контрольные вопросы, сформулированные в конце каждой темы дисциплины, а также тесты по этой дисциплине, разработанные Институтом рыночной экономики, социальной политики и права, которые студент может приобрести за дополнительную плату в виде персонального пакета.

Все это поможет систематизации и закреплению материала.

Контроль знаний.

Учебным планом по дисциплине «Макроэкономика» предусмотрена сдача экзамена. Экзамен принимается при условии выполнения самостоятельной контрольной работы и производится, преимущественно, по билетной форме. Возможен прием экзаменов в виде компьютерного тестирования. Вопросы к билетам совпадают по тематике с вопросами для контроля. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Экзаменатор имеет право сам выбрать вопросы для студента.

Отвечать на вопросы надо уверенно и убедительно. Ознакомившись с содержанием билета, обратите внимание на формулировку вопросов. Наметьте главные вехи ответа, составьте подробный план с четкой и логичной связью его пунктов. Не следует пытаться записать предстоящий ответ целиком: это помешает свободному изложению темы. Тезисы ответа подкрепите теоретическими положениями и историческими фактами. Свою точку зрения надо убедительно доказать весомыми аргументами, сопоставлением фактов, выводами и обобщениями.

Оценка знаний студента в процессе экзамена проводится по следующим критериям:

Знание сущности понятий, представленных в вопросе билета. Умение определить понятия, сформулировать определения, используя общепрофессиональную и специальную лексику.

Умение показать связи между понятиями, представленными в вопросе билета, ответив на вопрос по существу.

Умение логически построить свой ответ; изложить материал по плану. Показать способность к анализу и синтезу информации в области профессиональных знаний. Умение классифицировать и группировать объекты и предметы профессиональной деятельности, отраженные в вопросе билета. Способность дать развернутый аргументированный ответ.

Умение иллюстрировать суждения примерами из отечественной и мировой практики, демонстрировать профессиональный кругозор.

Способность ориентироваться в проблемных областях специальности и междисциплинарных областях знаний; умение конкретно и по существу отвечать на дополнительные вопросы.

Оценка «Отлично» ставится, если ответ студента соответствует всем указанным требованиям (критерии 1-5) в полной мере.

Оценка «Хорошо» ставится, если ответ студента в основном соответствует требованиям или полностью – требованиям 1-4.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если ответ студента в основном соответствует требованиям 1-3.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если ответ на вопросы билета в основном не соответствует требованиям 1-3.

Формой промежуточного контроля является тестирование.

Тестирование проводится по электронным тестам в компьютерном классе института по существующим программам. Вопросы тестов до студентов не доводятся. Оценка слушателю определяется с помощью автоматизированной программы и доводится до студента.

Так же тестирование может проводиться и по письменным тестам, разработанным преподавателем. Тест включает вопрос и несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать правильный (правильные). Вопросы тестов до студентов заранее не доводятся.

Не прошедшие тестирование до сдачи экзамена не допускаются.

Разрешается повторное тестирование, но не более двух раз во время указанное преподавателем.

 


6. Методические указания по выполнению контрольной самостоятельной работы

Выполнение контрольной самостоятельной работы является отчетом студента о проделанной работе по усвоению данной дисциплины. Студенты, не выполнившие самостоятельную контрольную работу или получившие за его выполнение неудовлетворительную оценку, к экзамену не допускаются.

Вариант контрольной самостоятельной работы состоит из трех вопросов по различным темам курса. При выполнении самостоятельной контрольной работы студент должен дать полный ответ на каждый из поставленных перед ним вопросов. При выполнении задания студент должен: изучить рекомендованную литературу, показать знание темы, проявить умение кратко и четко излагать усвоенный материал. Нельзя включать в работу материалы, не имеющие прямого отношения к теме. Недопустимо также дословное переписывание текста из источников.

При оформлении контрольного задания необходимо:

· использовать листы белой бумаги формата А4, оставляя поля: слева 3 см, сверху и снизу 2,5 см, справа 1 — 1,5 см;

· при печати текста на пишущей машинке или наборе на компьютере оставлять межстрочный интервал, равный 1,5 строки;

· после текста привести список использованной литературы с указанием автора книги или статьи, ее название, издательство, год издания и номер страницы;

· титульный лист контрольного задания выполнить в соответствии с образцом, приведенным в приложении 1.

Страницы, рисунки и таблицы в тексте должны быть пронумерованы. Объем работы не должен превышать 15 — 20 станиц.

Контрольное задание является индивидуальным. Каждый студент выбирает из приведенного ниже перечня контрольных вопросов свой индивидуальный вариант, исходя из начальной буквы своей фамилии и последней цифры шифра, который закреплен за студентом (таблица 1). Например, фамилия студента — Васин, номер зачетной книжки — 540. В табл. 1 на пересечении строки «В» и столбца «0» находят номер варианта контрольного задания — 8. В случае самостоятельного выбора темы она должна быть согласована с руководителем.

Критерии оценки контрольной самостоятельной работы.

Общие критерии:

· соответствие работы теме;

· глубина и полнота раскрытия темы;

· адекватность передачи содержания первоисточника;

· логичность, связность;

· доказательность;

· структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

· оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

· дидактические, речевые и авторитарные способности;

· языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям КСР: введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

· наличие сформулированных целей и задач работы;

· наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

· наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

· проблемность и разносторонность в изложении материала;

· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

· наличие выводов по результатам анализа;

· выражение своего мнения по проблеме.

Общая оценка за контрольную самостоятельную работу выставляется:

«отлично», если выполнены все требования к написанию и защите КСР: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«хорошо», если студент выполнил основные требования к КСР и его защите, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

«удовлетворительно», если имеются существенные отступления от требований к оформлению КСР. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании работы или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

«неудовлетворительно», тема КСР не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.


7. Перечень вопросов по «МАКРОЭКОНОМИКИ», выносимых на экзамен:

1. Необходимость, сущность и формы государственного вмешательства в экономику.

2. Экономическая роль государства.

3. Варианты государственного регулирования.

4. ВВП и ВНД как основные показатели экономики. Методы их расчета.

5. Номинальный и реальный ВВП.

6. Индексы цен: индекс Пааше, Ласпейреса и Фишера.

7. Совокупный спрос и факторы на него влияющие. Элементы совокупного спроса.

8. Совокупное предложение. Виды кривых совокупного предложения.

9. Развитие модели AD – AS.

10. Потребление и потребительская функция. Склонность к потреблению.

11. Сбережения и инвестиции: их функции и графики. Склонность к сбережениям.

12. Планируемые и фактические расходы. Равновесие на национальном рынке в кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.

13. Сущность и виды фискальной политики, ее особенности в современной России.

14. Механизм мультипликации: мультипликаторы государственных расходов и доходов.

15. Налоги и налоговая политика.

16. Современные денежные агрегаты.

17. Спрос на деньги: теоретические подходы.

18. Предложение денег. Роль коммерческих банков в формировании денежной массы. Денежно-кредитная мультипликация.

19. Инструменты и виды денежно-кредитной политики, особенности ее проведения в России.

20. Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM.

21. Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики. Варианты их сочетания.

22. Сущность, типы и факторы экономического роста, его темпы.

23. Кейнсианские модели экономического роста.

24. Классические модели экономического роста. Модель Р. Солоу.

25. Золотое правило экономического роста.

26. Государственная политика стабилизации темпов экономического роста.

27. Экономическая цикличность. Фазы экономического цикла.

28. Виды циклов.

29. Антициклическая политика государства.

30. Сущность, причины и виды инфляции.

31. Последствия инфляции, ее связь с безработицей. Кривая Филлипса.

32. Формы безработицы, ее уровень.

33. Влияние безработицы на экономику.

34. Государственная политика занятости.

35. Основные проблемы переходной экономики.

36. Основные черты и параметры переходной экономики.

37. Меркантилизм и французская классическая школа: основные идеи и представители.

38. Английская классическая школа, ее роль в развитии экономической теории. Основные экономические проблемы.

39. Первые социалисты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

40. Основные направления неоклассической школы и их вклад в развитие экономической науки.

41. Основные экономические идеи марксизма.

42. Кейнсианство, его вклад в развитие экономической теории и экономической политики.

43. Современный неоклассицизм: монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения.

44. Неокейнсианство, его характеристика и основные представители.

45. Институционализм, его роль в развитии экономической теории.

46. Основные этапы развития экономической мысли в России до XIX века.

47. Экономическая мысль России в XIX – начале XX веков (легальный марксизм- ленинизм).

48. Экономическая мысль России в советский и постсоветский периоды.


Приложение 1

Образец титульного листа для оформления
контрольной самостоятельной работы

 

ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ,
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»

Вариант № ____

 

 

Курс_______Семестр

 

Студент________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

Группа __________

 

 

Преподаватель______________________________

(Фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание)

 

 

Москва 201___ г


 

МАКРОЭКОНОМИКА

Программа, методические указания и контрольные задания

 


 

 

Подписано в печать 10.01.2013 г. Формат 60х90 1/16.
Гарнитура «Таймс». Объем 2,5 п.л. Тираж 200 экз.

 

Института рыночной экономики, социальной политики и права.  

 

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК


ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.