Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ





Соотношение видов товаров, элементов и сегментов потребитель­ского рынка постоянно изменяется. Эта свойственная рынку измен­чивость представляет собой сложное экономическое явление, по­скольку формируется под влиянием множества разнообразных внут-рирыночных и общеэкономических факторов. В то же время оптово­му торговому предприятию необходимо .знать, какова активность рынка и его сегментов, на какую ситуацию ему следует ориентиро­ваться при планировании структуры и объема продажи товаров.

Степень активности потребительского рынка определяется ры­ночной конъюнктурой. Она выражается соотношением спроса и пред­ложения товаров, уровнем цен и конкуренцией. Конъюнктуре рынка присущи следующие стадии: подъем конъюнктуры, конъюнктурный бум, ослабление конъюнктуры, конъюнктурный спад. Подъем конъ­юнктуры сопровождается ростом спроса на товар, незначительным


повышением уровня цены на него и усилением конкуренции, т. е. наблюдается активизация товара на рынке. Конъюнктурный бум связан с резким возрастанием спроса, его величина заметно превос­ходит объем предложения, такая ситуация сопровождается ростом цены на товар с одновременным расширением производства. При ос­лабление конъюнктуры наблюдается снижение спроса, начинает пре­обладать предложение, падает цена на товар. Конъюнктурный спад ха­рактеризуется существенно низким спросом и, соответственно, пред­ложением, цена на товар яено занижена, производство и продажа не выдерживают конкуренции.



Практика показывает, что смена стадий конъюнктуры на рынке происходит за 1,5 — 2,0 года в зависимости от конкретного товара и его параметров.

Оптовые предприятия - основные рыночные структуры оптовой торговли. Экономическим содержанием процесса оптовой продажи товаров является товарооборот. Под оптовым товарооборотом пони­мается суммарный объем продажи товаров за определенный период оптовым предприятием различным оптовым покупателям, органи­зующим процесс их последующей реализации конечным потребите­лям. Товарооборот характеризует уровень удовлетворения спроса на­селения на товары, широту и глубину проникновения предприятия на рынок оптовой торговли.



Являясь оценочным показателем, товарооборот служит также оп­ределяющим фактором торговой деятельности оптового предприя­тия и имеет определенную подчиненность по отношению к прибы­ли. С учетом целей оптового товарооборота осуществляются следую­щие задачи:

• взаимосвязь товарооборота с развитием потребительского рынка;

• сочетаемость товарооборота со стадиями конъюнктуры рынка;

• планирование товарооборота с использованием возможного ре­сурсного потенциала предприятия;

• соответствие товарооборота спросу обслуживаемых потреби­телей.

Рассмотрим показатели объема и структуры реализации това­ров, отражающие коммерческое развитие оптового предприятия. На рис. 9.3 представлены этапы формирования оптовой продажи товаров.


Выполнение поставленной задачи.Планируя объем и струк­туру реализации товаров, необходимо исходить из ряда целевых пред­посылок. Плановый объем и структура продажи товаров конкрети­зируются в соответствии с достигнутым уровнем развития торгового предприятия, выдвинутыми мотивами и устремлениями. Речь идет о создании условий, определенных в качестве базовых для придания динамичности процессу оптовой торговли. При этом учитываются причины неудовлетворенности спроса покупателей и предстоящие из­менения в рыночной среде. Кроме того, используются аналитичес­кие показатели. В процессе изучения показателей за предшествую­щий период реализации товаров рассматриваются динамика факти­ческого объема и равномерность продажи товаров, их структура и со­поставимость цен. Проведенный поиск и полученные результаты поз­воляют объективно подойти к выполнению поставленной задачи.



Конкретизация и составление программы планового объ­ема продажи товаров.Этот процесс рассчитан на использование реальных возможностей оптовой торговли. Объем и темпы продажи товаров планируются на основе анализа факторов, влияющих на конъ­юнктуру рынка, т. е. на спрос, предложение, цену и конкуренцию, и



Оптовая продажа товаров со склада осуществляется следующими методами: на основе личной отборки; по телефонным и письменным заказам; посредством посылочных операций; через разъездных тор­говых агентов; по контрактам. При продаже на основе личной отборки покупатель осуществляет отбор товаров со склада. Клиент предварительно знакомится с ассор­тиментом и образцами товаров, имеющимися на складе, в ассорти­ментных кабинетах или демонстрационных залах. Формирование

определения возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. Оценка и прогнозирование объема продаж осуществляются многофакторным методом. Для этого определяется влияние всех фак­торов на конъюнктуру, а затем отбираются наиболее значимые фак­торы, оказывающие наибольшее воздействие, и строится многофак­торная модель конъюнктурного прогноза, что позволяет предполо­жить объем продажи товаров и его рост.

Конкретизация и составление программы плановой структуры продажи товаров.В этих целях определяется удель­ный вес продажи отдельных групп товаров в общем объеме продаж. Для этого анализируется и определяется динамика реализации групп товаров за истекший период. Динамику можно выразить через тем­пы прироста продажи товаров, которые рассчитываются по формуле

где Тс — средний темп роста или снижения объема продажи группы товаров за рассматриваемый отрезок времени (год или квар­тал), в %;

Рт — объем реализации товаров в последнем периоде отрезка времени (месяце, квартале);

р! — объем реализации товаров в первом периоде отрезка вре­мени (месяце, квартале);

п - количество периодов в рассматриваемом отрезке времени.

Для обобщенной оценки необходимо учитывать затраты, связан­ные с используемыми ресурсами оптового предприятия, приходящи­еся на каждую группу товаров. Рост продажи товаров может сопро­вождаться повышением материальных и трудовых затрат на единицу продукции и, как результат, снижением прибыли. Поэтому необхо­димо также проанализировать показатели, характеризующие удель­ные параметры, такие, как расходы на единицу продукции, на еди­ницу складской площади, одного работающего.

Оценка ресурсных возможностей продажи товаров. Припоиске резервов оптового предприятия осуществляются сравнение планируемого объема продажи товаров с возможностями наличных ресурсов, их оценка и приведение в соответствие. Под ресурсами подразумеваются экономические, финансовые и трудовые позиции оптового торгового предприятия. С учетом оценки этих показателей в программу реализации товаров вносятся соответствующие коррек­тировки, обеспечивающие более полное использование ресурсного потенциала.


Обеспечение условий для выполнения программы прода­жи товаров.Предусматриваются мероприятия, направленные на выполнение программы реализации товаров: совершенствование организации торговым процессом, обеспечение устойчивости це­левых товарных запасов, привлечение дополнительных инвести­ций, развитие ценовой политики, активизация рекламной деятель­ности.

Организационный механизм оптовой торговли рассчитан на пред­варительное ознакомление с реализуемыми товарами, что предпола­гает предъявление товарных образцов, а затем и всей партии товаров, подлежащей продаже оптовому покупателю. В табл. 9.1 приведены основные организационные формы, стимулирующие оптовую тор­говлю путем представления образцов товаров оптовому покупателю,


заказов в присутствии покупателей позволяет ускорить их выполне­ние и решить вопросы, связанные с ассортиментом и качеством то­варов, условиями их поставки, гарантией надежности.

Для оптовой продажи по телефонным и письменным заказам в оп­товом торговом предприятии создается отдел по приему заказов. Предварительные заказы по телефону, аппаратам факсимильной свя­зи (факсам), посредством модема способствуют экономии времени клиентов и более качественному их выполнению.

Метод продажи путем посылочных операций применяется при по­ставках мелких партий товаров в кратчайшие сроки. Передача заказа через своих посыльных связана со срочностью их выполнения.

Продажа товаров посредством почтово-посылочных операций рас­считана на покупателей, расположенных на значительном расстоя­нии от склада оптового торгового предприятия. Используется при продаже мелкооптовых партий товаров.

В оптовой торговле все большее распространение получает ме­тод продажи товаров через разъездных торговых агентов, которые ре­гулярно посещают покупателей в целях ознакомления их с ассорти­ментом и формирования заказов на поставку товаров. Деятельность торговых агентов позволяет формировать покупательский спрос, спо­собствует изменению структуры потребления, расширению рынков сбыта, росту рентабельности торгового предприятия.

Организация оптовой продажи через разъездных торговых аген­тов предусматривает следующие мероприятия: выполнение намечен­ного плана продаж; закрепление за каждым торговым агентом опре­деленной территории обслуживания; контроль торговым агентом за качественным и своевременным выполнением заказов своих клиен­тов; проведение рекламных мероприятий; обучение и переподготов­ка кадров. Указанные мероприятия разрабатываются на основе про­гноза объема продаж товаров. Прогнозирование продаж имеет осо­бое значение при установлении новых территорий обслуживания. Размер территории обслуживания зависит от количества розничных торговых предприятий, масштабов их деятельности и объемов заку­пок товаров.

Эффективность работы торгового агента может быть определена путем сравнения доли (квоты) в общей продаже, устанавливаемой для каждого торгового агента, и достигнутых им результатов. Обычно долю продаж разбивают на недели, месяцы и кварталы для контроля и оптимизации процесса реализации.

Существуют три способа оплаты труда торговых агентов: назна­чение должностного оклада, комиссионный вид оплаты и смешан­ная оплата, соединяющая первые два способа. В период обучения ус-


танавливается должностной оклад, затем он заменяется на комисси­онную оплату в зависимости от объема продаж. Смешанная форма оплаты применяется в случае сезонных изменений в объеме продаж.

Для повышения профессионального мастерства и постоянного совершенствования методов работы с клиентами в крупных оптовых торговых предприятиях проводится подготовка торговых агентов по долгосрочным программам обучения. Торговый агент должен знать организационную структуру, текущие и перспективные планы раз­вития предприятия, владеть информацией о товарах фирм-конкурен­тов, чтобы убедить клиента в преимуществе товаров и услуг своего предприятия. Для торгового агента предусмотрена обязательная прак­тика работы на складе в течение 3-6 месяцев, где он знакомится с номенклатурой товаров и торгово-операционной деятельностью.

Продажа товаров по контрактам осуществляется при больших масштабах деятельности оптовых торговых предприятий в таких сферах, как производство и строительство. Оптовые закупки для за­казчиков осуществляют подрядчики и субподрядчики, которые за­ключают договор с оптовым предприятием на поставку продукции больших партий в течение продолжительного времени. В некото­рых случаях контракт между подрядчиком и оптовым предприяти­ем предусматривает прямые поставки продукции от производите­лей к подрядчику, минуя склады оптового предприятия. Заключе­ние таких контрактов особенно выгодно для оптовых торговых пред­приятий, так как способствует увеличению оптового оборота и уменьшению расходов на хранение.

Функции работников отдела продаж

В оптовых торговых предприятиях с большим объемом товаро­оборота организуются отделы продаж. В штат этого отдела входят управляющий отделом продаж, товароведы, продавцы, торговые агенты, канцелярские работники. Весь штатный состав отдела по­дотчетен управляющему. Управляющий отделом продаж выполняет следующие обязанности:

• руководство, контроль и координация работ по продаже то­варов;

• разработка должностных инструкций для каждого работника;

• составление плана продаж и проведение мероприятий по рас­ширению рынков сбыта и увеличению объемов реализации;

• организация обучения торгового персонала. Торговые работники отдела продаж осуществляют прием и обра­ботку заказов, рассчитывают их стоимость, определяют размеры ски-


док и надбавок, оформляют документы (накладные, чеки), контро­лируют выполнение заказов. Для улучшения качества обслужива­ния клиентов они принимают участие в формировании торгового ассортимента, следят за состоянием товарных запасов на складе, ведут журнал учета товаров, пользующихся спросом, но отсутству­ющих в товарной номенклатуре оптового торгового предприятия или на складе.

Для ускорения оформления заказов применяется унифицирован­ная форма заказа или типовых договоров на поставку товаров с ука­занием всех постоянных реквизитов, а также используется система передачи данных по каналам связи в главную компьютерную систе­му оптового предприятия, где осуществляется подготовка необходи­мых документов для проведения торговой операции. Использование автоматизированных карточек, содержащих самую разнообразную информацию о покупателе, позволяет сократить время оформления заказов. На обслуживание одного клиента в отделе продаж затрачи­вается не более 8 минут. Таким образом, работники могут обслужить примерно 50 покупателей в день.

Наиболее сложной задачей для работников отдела продаж явля­ется работа с претензиями, возникающими после доставки товара клиенту и документального оформления приемки. В этом случае не­обходимо установить ответственность стороны, по вине которой произошло то или иное нарушение условий поставки или повреж­дение товаров. Возврат товаров, в которых были обнаружены несо­ответствие качества требованиям стандарта и некомлектность, оформляется квитанцией о приеме возвращенных товаров при на­личии актов и расходных накладных от заказчика. Условия возврата могут быть различны: замена товара в равном количестве на качест­венный; уплата штрафа поставщиком товара; возмещение стоимо­сти товара по безналичному рачету с оформлением платежного по­ручения на основании счета, выставляемого розничным торговым предприятием.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.