Сделай Сам Свою Работу на 5

Маркированные и немаркированные налоги





По принципу целевого использованиявыделяют маркированные и немаркированные налоги.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными.

Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Критерии оценки налоговых систем

Зачастую цели налогообложения противоречат друг другу. Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.



Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Теория общественного сектора обогатила принципы налогообложения, введенные А.Смитом в части эффективного использования налогов при производстве общественных благ и неискажающего эффекта на экономику.

Могут быть выделены следующие критерии:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производиться по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.



§ Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

§ Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная(или административная) простотасвязана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.



Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

 

Взаимосвязь и противоречие критериев

Поскольку описанные выше критерии оценки и формирования налоговых систем не предполагают достижения единственного идеального состояния, то очевидно, что они не все согласуются между собой.

Например, достоинством акцизного налога является его показательность с точки зрения организационной простоты и экономической нейтральности. При этом, он соответствует критерию гибкости. В то же время, в отношении пропорционального подоходного налога можно считать, что реализуется такой критерий, как справедливость. Но при этом, он в определенной мере обладает гибкостью. Но с позиции организационной простоты он значительно уступает акцизному налогу, поскольку необходимо организовать систему контроля за размерами фактически получаемых населением доходов. В то же время он является экономически нейтральным.

В рамках существующих противоречий критериев оценки налоговой системы скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Сложившиеся противоречия между этими критериями не могут быть полностью разрешены и это должно учитываться при формировании налоговых систем.


Список литературы

Якобсон Л.И., «Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов», 1995

 

Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н., «Экономика общественного сектора», 2008

 

3. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова, «Экономика общественного сектора: Учебник», 2009

 

Еремина Т.С., Матятина В.Н. «Проблемы развития секторов российской экономики», 2004.

 

Ивашковский С.Н. «Макроэкономика», 2005.

 

Общая теория денег и кредита»/ Под ред. Е.Ф. Жукова, 2002.

 

Улюкаев А.В. «Проблемы государственной бюджетной политики», 2004.

 

 

Электронные источники:

1. http://www.ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал

2. http://funansust.ru/ - Портал финансовой грамотности

3. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/teoriya-nalogooblozheniya.html - «Энциклопедия экономиста»

4. http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=247 - Фонд «Общественное мнение», 2002 г.


Российский государственный гидрометеорологический университет

Факультет заочного обучения

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

 

на тему

«Доходы общественного сектора»

 

 

Студентки 3 курса

Группа Экон - 37

Поповой Любови Борисовны

 

Специальность: «Экономика и управление на предприятии природопользования»

 

Санкт-Петербург

 

2011 г.


 

 

 

Российский государственный гидрометеорологический университет

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

1. На РЕФЕРАТ «Доходы общественного сектора»______________________

 

2. По дисциплине «Экономика общественного сектора»________________

 

3. Дата поступления контр. работы в ФЗО РГГМУ _______________________

 

4. Студента __Попова Л.Б._________________ Курс ____3-ий_____________

 

5.Домашний адрес студента (индекс)_____199053, Санкт – Петербург, В.О., 1 линяя, д.20, кв 34_________________________________________________

E-mail:Luba.Popova@gmail.com_____________________________________

6. Рецензент ________________________________________________________

 

 

7. Оценка (зачтено)__________________________________________________

(не зачтено)

 

 

Дата _____________________ Подпись рецензента ___________________


СОДЕРЖАНИЕ

Определение общественного сектора……………………………………………

Экономическая роль общественного сектора……………………………………

Источники доходов общественного сектора……………………………………

Предмет изучения экономики общественного сектора………………………..

Виды налогов…………………………………………………………………….

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение………

Норма налогообложения…………………………………………………………

Маркированные и немаркированные налоги………………………………….

Критерии оценки налоговых систем……………………………………………

Взаимосвязь и противоречие критериев……………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.