Сделай Сам Свою Работу на 5

Наследственность влияет на предпосылки развития, среда отражается на социальных свойствах личности, активность и там, и там.





Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

Филогенез (развитие вида),изучает всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком. общие биосоциальные закономерности развития.

Антропогенез (СОЦИОГЕНЕЗ),или развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез,это часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез, или индивидуальное развитие, — это человеческая жизнь с момента зачатия и до конца жизни. Пренатальная фаза(развитие эмбриона и плода) сильная зависимость жизненных функций от материнского организма.

Микрогенез,или актуальный генез, — самая короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.

Кроме уровневого аспекта «развитие» рассматривают как:



1: постепенную адаптацию ребенка к окружающей среде (следуя теории Дарвина).

2: развитие как созревание. (наиболее часто используемое знач.термина «развитие»). Но в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

3: развитие как совершенствование.Это определение носит телеологический характер, (телео - наличие цели), целью здесь выступает лучшая, образцовая форма развития.

Целью развития считается полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я», проявление индивидуальности.

Действительно, рождение ребенка, физическое отделение его от организма матери есть, первое противопоставление себя природе. Начиная ходить ребенок становится ещё более независимым. Момент первого открытия «Я» - в раннем детстве и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.



Развитие как смена возрастов.

Возраст:

Абсолютный(календарный, или хронологический) возраствыражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, и т.п.), отделяющих момент появления объекта до момента измерения. Это — количественное, абстрактное понятие, обозначающее локализацию объекта во времени. Определение возраста объекта называется датировкой.

Хронологический—это возраст отдельного человека, с момента зачатия и до конца жизни. Это есть личный факт жизни человека.

 

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объектав некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Выделяют:

Биологический возраст

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и т.д. изменения, которые происходят в организме каждого человека. если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического и, наоборот.



Психологический возрастопределяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем.

Здесь за основу взяты те изменения, которые происходят в психике каждого человека. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот.

Социальный возрастизмеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, и наоборот.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возрастличности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущениечеловека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Факторы психического развития

Факторы психического развития определяют развитие человека: наследственность, среду и активность.

Наследственность влияет на предпосылки развития, среда отражается на социальных свойствах личности, активность и там, и там.

1) Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Наследственность определяется особенностями генотипа. Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Каждый человек — это уникальный генетический объект, он никогда не повторится.

Вопросом о соотношении среды и наследственности занимается наука ПСИХОГЕНЕТИКА. Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости по общим способностям, эмоциональному реагированию, адаптивности, реактивности, агрессивности и др. Однако проявление генотипа по поведенческим признакам во многом зависит от условий среды. Наследственные задатки (как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда, когда к этому есть предпосылки в среде

Чтобы организм мог развиваться, он должен иметь тот или иной генотип, т. е. генетическую конституцию зиготы, но развитие при этом обязательно происходит в какой-то внешней среде. Þ Фенотип индивидуума зависит в целом от генотипа и факторов внешней среды, в которой он существует.

Организм наследует не признак, как, таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды. В зависимости от обогащенности среды (наличия опр. факторов) проявление Гт может различаться как качественно так и количественно.

В каждом периоде развития человека имеет появляется чувствительность к определенным средовым воздействиям. При этом качества, заложенные в генотипе получают толчок для своего развития и проявления. Если в этот период влияние среды не сложилось, развитие качеств будет занижено.

2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.личностью не рождаются, но становятся. благодаря воздействию социальной среды ребенок становится человеком.

Условия среды могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития, это и будет влиять на результат развития индивида. И в первую очередь они будут сказываться на формировании психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, заложенной в генотипе.

Особое значение для развития ребенка имеет СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ это особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичнымидля каждого возрастного этапа и обуславливает как динамикупсихического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу

Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.

Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Мы легко видим внешнюю деятельность, но существует и внутренний план -переживаний. Переживаниеэто представление того,что переживается ребенком (Выготский), а также то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития» (Л.И.Божович).

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

3) Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды (волевая активность).

Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.

Активность складывается из взаимодействия наследственности и среды. Даже «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание», хотя и «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. (Бернштейн).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.