Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних.





КУРСОВАЯ РАБОТА

по спецкурсу «Криминалистическое

обеспечение предварительного следствия»

Тема: Особенности расследования преступлений несовершеннолетних .

Выполнил: курсант 4 курса

42 учебной группы следственно-экспертного факультета Академии МВД Республики Беларусь

Тихонов Дмитрий Александрович

Научный руководитель: доцент кафедры криминалистики

полковник милиции

Пацкевич Александр Петрович

 

 

Минск 2005

План:

Введение…………………………………………………………………стр. 3

1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних…………………………………………………..стр. 6

 

2. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………..…стр. 11

 

3. Особенности возбуждения и планирования расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних……………...стр. 17

 

4. Особенности проведения отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………..стр. 22

 

Заключение…………………………………………………………....стр. 31

Список использованных источников………………………………стр. 33



Задача…………………………………………………………………...стр. 34

 

 

Введение.

 

Преступность в среде несовершеннолетних – это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

Несмотря на то, что борьба с преступностью несовершеннолетних всегда была и остается неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов в каждой стране, к сожалению, преступность несовершеннолетних не удалось устранить ни в одном, даже самом благополучном в социально-экономическом и политическом отношении государстве мира.

В Республике Беларусь уголовно-процессуальным и уголовным законом установлены некоторые особенности, связанные именно с несовершеннолетием преступников, но помимо законодательно установленных есть и другие особенности, связанные не столько с процессуальной защитой прав малолетних правонарушителей, сколько с защитой их психики от того воздействия, которое может оказать на них расследование и суд, а также сам факт вынесения в отношении них обвинительного приговора. Поскольку важность уголовного закона состоит не в строгости, а в неотвратимости наказания, необходимо наказывать, в том числе и несовершеннолетних преступников, но делать это надо не с бессмысленной жестокостью, а разумно, чтобы, несмотря на совершенное преступление у подростка все же оставалась возможность в дальнейшем избрать непреступный путь.



В последние годы ученые-криминалисты, педагоги, практические работники правоохранительных органов нашей республики немало внимания уделяют проблеме преступности несовершеннолетних, изучают и выявляют ее причины и условия, вырабатывают наиболее эффективные, научно-обоснованные направления в организации работы по ее предупреждению.

Профилактические меры правоохранительных органов в определенной степени оказали положительное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. За последние 5 лет произошло ее сокращение на 5,5%. Вместе с тем серьезное беспокойство вызывает негативное изменение структуры детской преступности. Просматривается тенденция к росту тяжких и опасных преступлений. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, все чаще приобретают жесткий и организованный характер. Более 80% из них носит явную корыстную направленность (кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательство и др.), происходит снижение возраста подростков, совершающих наиболее тяжкие преступления. За последние пять лет возросло число умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними, разбойных нападений и уголовно-наказуемых хулиганств. Подростки становятся все более агрессивными, совершают по характеру все более дерзкие и циничные преступления. Увеличилась групповая и рецидивная подростковая преступность [1, с. ].



Нельзя не замечать того факта, что среди причин и условий, способствующих совершению преступлений и имеющих особое влияние на деформацию личности подростка, выступают так называемые фоновые или сопутствующие факторы: наркомания, алкоголизм, токсикомания. В одном ряду с ними находится и курение. Наркотизация детей (алкогольная, наркотическая, токсическая) и, как следствие, распространение среди школьников опыта противоправной деятельности (незаконное приобретение наркотиков, спиртных напитков, табачных изделий, а также добывание денег для этих целей) стали для общества явлением обычным. Никого уже не удивляет, что среди подростков все чаще встречаются алкоголики, наркоманы, токсикоманы. Курение школьников тоже стало обычным. Например, в 1998 году выявлено 155 несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них 59 человек с диагнозом наркомании. В том же году было выявлено 387 подростков, употребляющих лекарственные и одурманивающие средства, из которых 61 с диагнозом токсикомании. Это официальная статистика. В повседневной жизни таких лиц гораздо больше, поскольку их выявление и постановка на учет представляют определенные сложности в силу разных причин, в том числе из-за высокой конспиративности потребления наркотических средств [1, с. ].

Преступления, совершаемые несовершеннолетними и при их участии, могут относиться к самым различным видам уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных УК Республики Беларусь, и отличаться не только по объекту преступного посягательства, но и по способам, мотивам и другим признакам. Единственным основанием отнесения преступления к данной категории является возраст преступника, т.е. все преступления данной категории объединяются по признаку субъекта преступной деятельности.

В чем же проявляется специфика субъекта преступления, какие имеются основания для выделения дел данной категории в отдельную методику расследования?

Понятие «несовершеннолетние» – сложное, многоплановое. В «Толковом словаре» В. Даля несовершеннолетний определяется, как «не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый…» Помимо возраста, там говорится и о таких характеристиках, как «взрослость», «возмужалость», то есть не внешних, а внутренних признаках личности [2, с. 535].

С точки зрения гражданского права – это лица, не достигшие 18-летнего возраста, с которого наступает дееспособность гражданина [3, с. 18-19]. Педагогика и психология изучает возрастные особенности несовершеннолетних, те черты и свойства личности, которые отличают всех несовершеннолетних от взрослых, и те, которые характерны именно для подростков, совершающих правонарушения. Существует связь между психологией несовершеннолетних, кругом их интересов и спецификой совершаемых преступлений. Она проявляется в мотивации их преступного поведения, типичных способах, предметах и местах преступных посягательств, а также в характере возникающих следов, которые образуют криминалистически значимые сведения. Следовательно, преступления несовершеннолетних имеют свою криминалистическую характеристику, которая отличается от преступлений, совершенных взрослыми преступниками. Существует ряд уголовно-правовых и уголовно-процессуальных положений, которые предусматривают особые правила возбуждения уголовных дел и привлечения к ответственности несовершеннолетних, устанавливают особый порядок проведения предварительного следствия и судебного разбирательства. Вышеназванное позволило выделить общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и соответственно разработать общие положения методики их расследования.

Следует отметить, что производство по делам данной категории представляет собой весьма трудоёмкий и сложный процесс, т. к. необходимо учитывать не только общие условия производства по уголовным делам, но и непосредственно психологические и возрастные особенности подростка, его интеллектуальное развитие, возраст, среду воспитания и массу других факторов.

Цель данной работы – рассмотреть криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, а также особенности возбуждения, планирования и проведения отдельных следственных действий по делам данной категории, вооружив будущих следователей знаниями, необходимыми для полного, всестороннего и объективного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием.

 

Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних.

 

Несмотря на разнообразие совершаемых несовершеннолетними преступных деяний, структура их криминалистической характеристики однотипна, так как существует связь между психологией несовершеннолетних, кругом их интересов и спецификой совершаемых преступлений. Для подростков данная специфика проявляется:

· в предметах и местах преступного посягательства;

· в способах совершения преступлений, их приготовления и сокрытия;

· в характере и механизме следообразования;

· в типологических чертах личности правонарушителя [4, с. 25].

Предметом преступлений, совершаемых несовершеннолетними, как правило, являются денежные средства либо вещи, к которым подростки проявляют особый интерес и часто используют для личных нужд (покупка модной одежды, аудио- и видеоаппаратуры, спортивные товары, спиртные напитки и табачные изделия и т. д.)

При этом на местах совершения преступления подростки могут оставить вещи, более ценные по сравнению с похищенными. Часто подростки похищают такие вещи, которые можно быстро реализовать и на вырученные деньги приобрести спиртные напитки, наркотики, сигареты, либо посетить какое-нибудь увеселительное место (бар, дискотека и т. д.).

При совершении хулиганских действий несовершеннолетние в большинстве случаев причиняют потерпевшим побои или наносят тяжкие телесные повреждения. Нередко хулиганство подростков отличается исключительным цинизмом и особой дерзостью с применением ножей и различных предметов для нанесения телесных повреждений.

Среди тяжких преступлений несовершеннолетних встречаются такие посягательства как причинение тяжких телесных повреждений, убийства и преступления связанные с половой неприкосновенностью. Мотивами таких преступлений чаще всего становится месть, ревность, длительная конфликтная обстановка в семье или враждебные отношения в молодёжных группировках.

Для способа совершения имущественных преступлений, прежде всего, характерен непрофессионализм действий несовершеннолетних преступников, который проявляется:

- в отсутствии тщательной подготовки к совершению преступления (однако, бывают и исключения) и сокрытию его следов;

- в отсутствии сложных инсценировок и ухищрений;

- в отсутствии последовательности, логики в действиях (например, избрание сложного пути убийства);

- выбор способов взлома, не присущих большой физической силе;

- использование для проникновения небольших по размеру проёмов;

Зачастую указанные действия носят поспешный характер.

Вместе с тем имеет место использование таких преступных действий, которые заимствованы из детективов и кинофильмов (с оставлением характерных следов).

Преступлениям несовершеннолетних присуща «серийность», если предыдущее преступление не было раскрыто. В данном случае будет прослеживаться характерная обстановка на месте совершения преступления (по аналогии с предыдущим преступлением).

Кроме того, на местах совершения преступления несовершеннолетние нередко бессмысленно портят и уничтожают товары, оборудование, повреждают помещения (окна, двери), разбрасывают предметы общего интерьера, на стенах оставляют нецензурные надписи и т. д.

Специфика сокрытия, а также использования результатов преступления основана, в частности, на том, что несовершеннолетние, не так как взрослые свободны в реализации и хранении имущества. Поэтому они могут создавать хранилища похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках, в подвалах и т. д. Хранилища могут также создаваться в лесу и других таинственных местах, либо наоборот, дабы похвастаться перед своими сверстниками, похищенное имущество оставляется на видном месте, дарится приятелям.

Следовая картина преступлений несовершеннолетних тесно связанна со способом совершения преступления, специфику которого мы рассмотрели выше. Так, на месте преступления могут быть обнаружены малые по размеру следы пальцев рук, ладоней, обуви, длины шага, следы зубов, а также утерянные предметы, которые чаще всего носят с собой несовершеннолетние.

Эти данные могут быть оценены в совокупности с другими обстоятельствами дела и послужить основанием для выдвижения версий о личности преступника.

Потерпевшими от указанных преступлений чаще всего оказываются их сверстники. Особенно это характерно для убийств, причинения вреда здоровью.

Вместе с тем несовершеннолетние посягают на малолетних, женщин, пожилых людей, т. е. тех, кто не сможет оказать должного противодействия грабителям и насильникам.

Главным элементом криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних являются типологические черты личности несовершеннолетнего правонарушителя, но прежде чем рассматривать данный элемент, необходимо обозначить особенности психического развития несовершеннолетних в зависимости от их возраста.

Так педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: 1) младенче­ский возраст (от рождения до года); 2) раннее дет­ство (от года до трех лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 4) младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); 5) подростки (от 11 до 14—15 лет); 6) старший школьный возраст (от 14—15 до 17— 18 лет) [5, с.284].

Дошкольники от 3 до 7 лет, наблюдая окружаю­щую их действительность, начинают осмысливать, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их воспроизведения является то, что они плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдель­ные, подчас второстепенные его стороны. Дети этого возраста стараются подражать взрослым, что особенно ярко проявляется в их играх. К концу дошкольного возраста они осваивают простейшие формы логического рассуждения.

У детей младшего школьного возраста уже вы­рабатываются навыки осознанного восприятия, логического рассуждения, повествования. Но они не всегда правильно определяют главное и второ­степенное. Отсутствие жизненного опыта воспол­няется у них воображением и фантазией, а резуль­таты воображения выдаются за действительность. При восприятии пространственных отношений дети этого возраста склонны, к преувеличению, не всегда способны описать воспринятые ими пред­меты, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса целесообразно предъявлять ребенку ранее воспринятые им предметы для опознания. Однако несмотря на это, дети воспринимают общую кар­тину событий, в большей части лучше взрослых запоминают то, что наблюдали, надолго сохраняют в памяти воспринятое.

Психология подростков среднего школьного возраста (от 11 до 14—15 лет) характеризуется бо­лее широкими познавательными процессами, са­мостоятельностью в работе, желанием общаться с людьми, ростом самосознания, появлением чув­ства долга и ответственности. Но в силу возрас­тных особенностей психики они не всегда пра­вильно воспринимают поступки людей. У подрос­тков сильно развиты самоуверенность и само­любие, проявляются неуравновешенность в пове­дении, большая чувствительность к замечаниям окружающих, иногда резкость и грубость, некри­тическая оценка своих поступков и недостаточная твердость воли. Желания их часто не соответству­ют реальным возможностям, поэтому у них еще сохраняется склонность к фантазиям и выдумке.

Подростки легко подвергаются внушению, ко­торое особенно сильно в тех случаях, когда обсто­ятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присут­ствии детей. Кроме того, большое значение имеет формулировка вопросов, которые ставятся перед допрашиваемыми подростками. Вопросы должны быть заданы им так и в такой последовательности, чтобы свести до минимума заложенное в них вну­шение.

С 14—15 лет наступает критический период в жизни несовершеннолетнего. Подростки перерас­тают в юношей и девушек, входят в жизнь, опреде­ляют свою судьбу, у них формируется мировоззре­ние, появляется потребность в самостоятельности, стремление освободиться из-под опеки родителей и учителей. Это так называемый переходный воз­раст — период становления личности. Несовер­шеннолетние этого возраста обладают повышен­ной активностью и подвижностью, большой воз­будимостью, у них резко меняется настроение. Характер и мировоззрение их еще не сформирова­лись полностью. Порой они не в состоянии отли­чить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного досто­инства от себялюбия, реальную мечту от фантазии. Иногда они готовы ради ложного геройства и не­правильно понятого чувства товарищества совер­шить преступление, взять на себя чужую вину, утвердить себя в компании друзей любыми спосо­бами.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя проявля­ется в преобладании примитивных отрицательных потребностей: склонности к употреблению алко­голя, азартным играм, половой распущенности, тунеядству, насильственным действиям по отно­шению к более слабым. Среди сверстников они выделяются низким культурным уровнем, пренеб­режением к созданию материальных и моральных ценностей, извращенными понятиями о товари­ществе, мужестве, ярко выраженными антиобщес­твенными взглядами. В то же время многие из пе­речисленных черт являются поверхностными, на­носными. К полному совершеннолетию, т. е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свой­ственна взрослому человеку и которая определяет его лицо в обществе,

Наряду с этими основными особенностями личности, присущими несовершеннолетним соот­ветствующих возрастных групп, психические ка­чества различны и индивидуальны для каждого не­совершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать психические особенности той возрастной группы, к которой относится несовершеннолетний, а также его личные качества, которые могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание несовершеннолетним обстоятельств, интересующих следствие, на последующее их вос­произведение при производстве следственных действий.

В соответствии с действующим уголовным законодательством под несовершеннолетним понимается лицо, которому на день совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 4 УК РБ) [6, с.13].

При незавершённом психическом развитии и отсутствии жизненного опыта это ведёт к некритической оценке жизненных ситуаций, собственного поведения, подростки подпадают под влияние ранее судимых или склонных к совершению преступлений (правонарушений) лиц.

Несовершеннолетним также свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность характера, частое проявление грубости, доходящей до цинизма, безразличия к нравственным и правовым нормам, общественному порядку.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие несовершеннолетние до совершения преступления находятся в крайне неблагополучной социальной микросреде, для которой свойственны пьянство, хулиганские проявления, аморальное поведение и т.д. Это нужно иметь в виду при определении направлений поисковых мероприятий, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком. В этом случае нужно получить сведения и о подростках-правонарушителях, состоящих на учете в ИДН, рассматриваемых в комиссиях по делам несовершеннолетних, отрицательно характеризующихся по месту жительства и учебы.

Все перечисленные элементы криминалистической характеристики теснейшим образом связаны между собой. Знание характера этих связей позволяет правильно определить основное направление расследования и выявить источники получения необходимой информации по уголовному делу.

Например, имея сведения о предмете преступного посягательства, способе и обстановке его совершения можно выдвинуть версию о совершении преступления несовершеннолетним. Имея же сведения о подобных преступлениях, в том числе и нераскрытых, но совершённых в одном районе, можно определить круг лиц, среди которых следует искать преступника.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.