Сделай Сам Свою Работу на 5

МНЕ НРАВИТСЯ, МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ





 

1. Уроки физики

2. Читать о животных

3. Посещать музеи и выставки

4. Читать произведения классиков литературы

5. Читать и смотреть о путешествиях

6. Организовывать людей на выполнение работы

7. Читать о проблемах воспитания

8. Знакомиться с достижениями техники

9. Готовить обеды

10. Понимать экономические процессы и законы

 

11. Уроки математики

12. Уроки биологии

13. Регулярно читать газеты и журналы

14. Слушать классическую музыку

15. Читать и смотреть о различных странах мира

16. Обсуждать текущие дела и события в стране и мире

17. Объяснять другим ученикам, как решить трудную задачу

18. Знакомиться с устройством и чинить различные приборы

19. Заботиться о красоте помещения, в котором живу и работаю

20. Копить деньги на крупную покупку

 

21. Уроки химии

22. Знакомиться со способами лечения разных болезней

23. Читать и смотреть об исторических событиях

24. Петь в ансамбле или заниматься в драматической студии

25. Читать о моряках или летчиках

26. Руководить досугом среди сверстников или младших

27. Заниматься с маленькими детьми

28. Учиться работать с разными рабочими инструментами



29. Организовывать питание во время походов и экскурсий

30. Читать и смотреть о жизни богатых людей

 

31. Решать сложные математические задачи и головоломки

32. Наблюдать за работой хирурга

33. Писать рассказы или стихи

34. Хорошо играть на музыкальных инструментах или рисовать

35. Читать или смотреть об истории географических открытий

36. Наблюдать и анализировать поведение людей

37. Помогать в работе или самому работать воспитателем

38. Знакомиться с устройством механизмов и машин

39. Шить одежду

40 Обмениваться вещами или книгами

 

 

41. Наблюдать за течением химических реакций

42. Оказывать помощь пострадавшим

43. Работать со словарями или литературными источниками

44. Знакомиться с историей развития искусств

45. Путешествовать по стране

46. Выступать с сообщениями о политических и других событиях

47. Помогать в работе учителю

48. Изготавливать разные предметы домашнего обихода

49. Давать советы знакомым при покупке одежды и других вещей



50. Подрабатывать деньги

 

 

51. Заниматься в астрономическом кружке

52. Выращивать животных

53. Участвовать в читательских конференциях и обсуждениях

54. Ходить в театр, иногда по несколько раз на одну пьесу

55. Собирать камни или минералы изучать их происхождение

56. Участвовать в раскрытии преступлений

57. Учить детей знанию жизни

58. Делать модели автомобилей, самолетов или судов

59. Оказывать людям различные услуги

60. Играть в азартные игры

 

 

61. Проводить физические опыты

62. Помогать врачу в лечении больных

63. Описывать и анализировать события нашей жизни

64. Обсуждать достоинства книг, пьес, концертов

65. Учиться летать на планере или самолете

66. Работа судьи или адвоката

67. Дрессировать животных

68. Разбираться в чертежах и технических схемах

69. Знакомиться с дизайном и моделями одежды

70. Быть руководителем, менеджером

 

 

71. Выполнять работу, требующую знания математики

72. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений

73. Изучать происхождение разных слов и выражений

74. Художественно изображать характеры людей

75. Совершать длительные походы

76. Читать о жизни выдающихся политических деятелей

77. Давать и разъяснять людям нужную им информацию

78. Пользоваться сложными измерительными приборами

79. Чаще общаться со многими людьми

80. Быть первым в соревнованиях и делах

 

81. Читать или смотреть о разработке крупных физических проектов

82. Читать или смотреть о жизни знаменитых врачей

83. Вести дневник с описанием своих переживаний и мыслей

84. Красить или расписывать стены или поверхности изделий



85. Работа, связанная с космонавтикой

86. Анализировать и оценивать поступки знакомых

87. Тренировать других в выполнении каких-либо упражнений

88. Проектировать что-то, делать чертежи и расчеты

89. Посещать выставки различных товаров

90. Уметь убедить других вступить в новое предприятие

 

91. Наблюдать за небесными светилами, изучать их поведение

92. Выслушивать жалобы и просьбы людей, стараться помочь им

93. Изучать историю и особенности разных народов

94. Выступать на сцене, принимать участие в концертах

95. Изучать географию или геологию нашей планеты

96. Разбирать споры и ссоры людей находить в них выход

97. Организовывать посещения разных мероприятий

98. Уметь обслуживать и ремонтировать автомобиль

99. Ремонтировать жилище и бытовую технику

100. Участвовать в конкурентной борьбе

 

В плане профориентационных консультаций молодежи важны качественные параметры симпатий и антипатий испытуемого, то есть, какие именно группы профессий выбирает испытуемый. В то же время, в плане установления взаимосвязи данных результатов с мотивационными характеристиками - как факторами творческой активности, более информативными оказываются такие количественные показатели, как широта и интенсивность профессиональных симпатий S(+)и антипатий S(-).

Широта профессиональных интересов отражает степень разнообразия этих интересов, и определяется по числу выбранных шкал S ( + ) из общего числа 10.

Широта профессиональных антипатий отражает степень разнообразияпоследних, и определяется по числу отвергнутых шкал S ( - ).

Интенсивность интересов отражает их степень; определяется отношением общего числа плюсов по всем 10 шкалам к широте интересов.

Интенсивность антипатий определяется, соответственно, отношением общего числа минусов по 10 шкалам к широте антипатий.

Для того, чтобы сопоставить эти показатели с мотивационными характеристиками, по отраженным ранее результатам были выделены мотивационные группы: М(+) и М(-). В первую входили представители прогрессивного и экспрессивного

мотивационных профилей, во вторую – представители регрессивного и уплощенного

МП.

.

  М(+) М(-)
S(+) S(-) S(+) S(-)
Широта 4,5 1,7 2,8 2,6
Интенсивность 86 % 23 % 44 % 28 %

 

Результаты показывают, что группа школьников М(+) характеризуется более высокими показателями широты и интенсивности положительных выборов, то есть они обладают большей разносторонностью и глубиной профессиональных интересов по сравнению с полярной им группой М(-); последнюю, в свою очередь,

характеризует большая широта и интенсивность отрицательных выборов.

Конечно, сами по себе широта и глубина профессиональных интересов или отвержений не гарантируют творческой или рабочей отдачи; в то же время, их от-сутствие или отвержение представляют собой, несомненно, антитворческий момент, во всяком случае, у молодых людей, только собирающихся выбирать свой жизненный путь.

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.

 

Сравнительный анализ, проведенный в предыдущей главе был основан на поперечном срезе соответствующих характеристик, который предполагает относительно одновременное и независимое обследование разных возрастных контингентов и сопоставление соответствующих результатов при том, что мы не знаем, как конкретно, до этого развивалась каждая из групп и, соответственно, влиянию каких факторов они подвергались.

Специфика и преимущество продольного анализа состоит в возможности прослеживания динамики мотивационной сферы в течение определенного времени у одного и того же контингента. В результате, мы получаем реальную, а не статистически выправленную динамику. С 1991 по 1996 год ежегодно проводилось обследование мотивационной структуры личности у учащихся двух классов одной из московских школ (всего более 60 человек); за это время они прошли путь с 6-го по 11класс.

Естественным преимуществом продольного, лонгитюдного прослеживания является возможность анализировать индивидуальные и групповые данные среди общей массы. Естественно, что эти данные очень различаются между собой и в то же время поддаются типологизации. Следуя простейшей логике, можно выделить четыре основных типа эволюции мотивационной сферы личности:

 

1. "Позитивная". В ходе эволюции (в нашем случае за 5 лет) мотивационный профиль прогрессирует, то есть изменяется в сторону более благоприятную отношении учебной и творческой активности.

2. "Негативная". Мотивационный профиль регрессирует, изменяется в сторону менее благоприятную относительно тех же факторов.

3. "Неизменная". Характер мотивационного профиля в ходе эволюции суще- ственно не изменяется.

4. "Амбивалентная". Динамика мотивационного профиля носит неустойчивый, противоречивый характер.

 

Учитывая все приведенные ранее соотношения характерных мотивационных и эмоциональных профилей с различными проявлениями рабочей, учебной и творческой активности, можно вывести их балльную оценку относительно этих проявлений:

Мотивационные профилиЭмоциональные профили

 

"Прогрессивный" +3 "Стенический" +2

"Прогрессивно-экспрессивный" +2 " Смешанный стенический" 0

"Прогрессивно-импульсивный" +2 " Смешанный астенический" -1

"Экспрессивный" +1 " Астенический" -2

"Импульсивный" 0

"Уплощенный" -1

"Регрессивно-экспрессивный" - 2

"Регрессивно-импульсивный" - 2

"Регрессивный" -3

 

Эти количественные характеристики позволяют оценивать характер динамики соответствующих мотивационных структур.

 

 

Степень изменения, сдвига можно оценивать в соответствии с тем "расстоянием" (в баллах), которое отделяет текущий МП от прошлого, исходного. Максимально возможный сдвиг – 6 баллов: от мотивационного профиля "прогрессивного" типа к "регрессивному", или наоборот ; но таких случаев практически не наблюдалось, ни в положительную, ни в отрицательную сторону.

 

Приведем два характерных, достаточно полярных примера мотивационной эволюции - позитивного и негативного типов.

 

 

Пример 1. Учащ. Кр. 11 кл.

 

Ож Рб(Уч) “Э - Ф”

12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф

 

"У" ___________ 1993 "У" "А – С"

"Пг" ___________ 1996 "Пг" "С - С"

 

Рисунок МП в общежитейской сфере в 1993 носит "уплощенный" характер

(-1 балл) со спадом по шкале социального статуса (С). В 1996 он преобразуется в профиль "прогрессивного" типа (+3), за счет снижения шкал потребительного характера (П,К,С) и заметного повышения шкал производительного ряда (Д,ДР,ОД). Позитивный сдвиг прошедшей эволюции, таким образом, можно оценить в +4 балла. Примерно то же происходит в учебной сфере, хотя выглядит, может быть, несколько менее отчетливо. Эмоциональный профиль также изменяется в положительную сторону – от смешанного стенического (0 баллов) к чисто стеническому (+2), в первую очередь, за счет роста показателя стенической эмоциональности, то есть стремления испытывать эмоции активности, напряжения, ответственности. К отмечавшимся им ранее занятием плаванием добавляется стремление мастерить что-то дома. Классный руководитель в своей характеристике отмечает повышение уверенности в его поведении. В целом, достаточно характерный случай позитивного развития мотивационной сферы личности.

 

Пример 2. Учащ. Сд. 11 кл.

 

Ж Рб(Уч) “Э - Ф”

12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _

4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф

 

"Э" 1993 ________ 1993 "У" "А - С"

"РгЭ" 1996 ___________ 1996 "Рг" "А - А"

 

 

Сопоставление графиков личностного профиля (МП и ЭП) в 1993 и 1996 годах, то есть в 8 и 11 классах, показывает изменение типов мотивационного и эмоционального профилей не в лучшую сторону. В 1993 ученик в общежитейской сфере имел МП "экспрессивного" типа (+1), который сменился в 1996 на "экспрессивно-регрессивный" (-2), за счет заметного снижения уровня мотивов развивающего ряда (Д, ДР,ОД). В учебной сфере МП "уплощенного" типа в 1993 (-1 ) эволюционировал в резко выраженный "регрессивный" (-3), также за счет резкого понижения мотивов развивающего ряда. В эмоциональном профиле видны заметные изменения: "смешанный стенический" ЭП 1993 года (отражен синим) превратился в отчетливый "астенический" (отражен красным). Характерны также следующие данные: если в 1993 школьник отметил в шкале коррекции увлечение теннисом, то в 1996 не было отмечено ничего. В опроснике конкретных мотивационных установках на учение классная руководительница отметила снижение интереса к учебе, чувства долга, стремления к похвале и поощрению. В целом, отчетливый пример негативной динамики мотивационной сферы.

 

Не будем приводить примеры мотивационной эволюции неизменного и амбивалентного типов. Скажем только, что в аспекте математических критериев начальная и завершающая стадии прослеженной динамики в этих случаях значительно не различаются. Но в случае неизменной эволюции мотивационный профиль характеризуется достаточно однотипным профилем в целой динамике; при амбивалентной эволюции эта динамика может претерпевать разные зигзаги, часто вполне противоречивого характера. Например, в первой половине "пути" мотивационный профиль может прогрессировать, а во второй – столь же заметно регрессировать. Другой вариант: в рабочей сфере совершается значительный мотивационный прогресс, а в общежитейской – столь же отчетливый регресс.

Среди участвовавших в работе в течение 5 лет 64 школьников распределение выделенных типов динамики мотивационной сферы было следующим:

 

"Позитивная" – 4 ( 7%),

"Негативная" – 20 (31%),

"Неизменная" – 24 (38%),

"Амбивалентная" – 16 (24%).

 

В целом, из этого распределения можно сделать вывод об отрицательном относительно рабочей, учебной и творческой активности характере общей эволюции мотивационной сферы обследованного контингента учащихся. Примерно тот же вывод дает анализ пятилетней динамики отдельных типов мотивационного и эмоционального профиля личности тех же учащихся.

 

  Класс
Год
    МП- Ож "Пг" 8 %
"Рг"
"Э"
"И"
"У"
МП- Рб(Уч) "Пг"
"Рг"
"Э"
"И"
"У"
  ЭП "СС"
"АС"
"СА"
"АА"

 

Табл. 3.Динамика процентных соотношений разных типов МП и ЭП у

школьников в продольном исследовании.

Условные обозначения:

МП –мотивационный профиль:

"Пг" – прогрессивный, "Рг" – регрессивный, "Э" – экспрессивный,

"И" - импульсивный, "У" – уплощенный.

ЭП –эмоциональный профиль:

"СС" – стенический, "АА" – астенический,

"АС" – смешанный стенический, "СА" – смешанный астенический.

 

 

Так же, как и в предыдущем случае (поперечное исследование – табл.1,2) заметна мотивационная эволюция, которую в определенном аспекте можно оценить как негативную, конкретно – в аспекте мотивации учебной и творческой активности. От 6 к 11 классу отчетливо уменьшается удельный вес МП "прогрессивного" типа и, соответственно, увеличивается представительство "регрессивных" МП; аналогичные изменения характеризуют и другие типы мотивационного и эмоционального профилей. И это связано, повидимому, не только с особенностями возрастного развития.

Данные отраженного в предыдущей главе поперечного анализа у школьников были получены в 1989-1990 годах, поэтому в них анализировался чисто возрастной срез. Продольный анализ проводился в самые бурные годы рыночных реформ, влияние которых никак нельзя не учесть в соответствующем анализе, хотя возрастное развитие учеников совершалось одновременно, и его также нельзя игнорировать. Попытаемся сопоставить результаты поперечного (стр. 62) и лонгитюдного анализа.

 

Поперечный срез 1989-1990. (из табл. 2)

"Пг–Рг" 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож 16 – 16 26 - 23 24 - 23 12 - 35 5 - 35 4 – 43
Рб(Уч) 17 – 23 25 - 24 20 - 24 13 - 25 5 - 40 2 – 42

 

Продольный анализ 1991-1996. (из табл. 3).

"Пг–Рг" 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож 8 - 7 8 - 34 6 - 31 4 – 30 2 - 44 1 – 49
Рб(Уч) 9 - 19 10 - 22 5 - 19 3 - 16 2 - 31 1 – 41

 

В таблицах отображены разности процентной представленности "прогрессивного" и "регрессивного" мотивационных профилей в соответствующих выборках.

Для упрощения обзора и облегчения анализа отобразим эти данные непосредственно в самих значениях разностей. Напомним, что положительное значение, то есть превышение удельного веса "прогрессивных" МП над "регрессивными", представляет собой признак, положительный в смысле отношения к рабочей, учебной и творческой активности; соответственно, отрицательные значения – наоборот: чем больше, тем сильнее.

 

Поперечный срез 1989-1990.

"Пг–Рг" 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож 0 +3 +1 -23 -30 -39
Рб(Уч) -6 +1 - 4 -12 -35 -40

 

Продольный анализ 1991-1996.

"Пг–Рг" 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож +1 -26 -25 -26 -42 -48
Рб(Уч) -10 -12 -14 -13 -29 -40

 

Из таблиц видно, что плюсовых значений очень мало, а в продольном срезе практически нет вообще. Отрицательные значения, то есть мотивационные показатели групп, связанные с негативными симптомами творческой, рабочей и учебной активности, в обоих случаях заметно нарастают к 11 классу, при этом, во втором случае – значительно интенсивнее. Это должно означать, что в продольном срезе к влиянию чисто возрастного фактора, присутствовавшего в поперечном срезе, добавился и другой – как предполагаем, фактор социально-экономических перемен девяностых годов.

 

ВЫВОДЫ.

 

1. Мотивационными полюсами, определяющими отношение человека к учебе, работе и творчеству являются "прогрессивный" и "регрессивный" мотивационные профили личности. "Прогрессивный" МП коррелирует со школьной успеваемостью, интеллектуальной активностью и одаренностью, социальной активностью и взаимодействием, активным рабочим настроем, творческой установкой и достижением успеха в своей деятельности. Соответственно, "регрессивный" МП с этими параметрами деятельности коррелирует скорее отрицательно, в то же время, может быть очень распространен среди некоторых профессиональных групп, таких как работники бюрократической сферы и торговли.

 

2. Эволюция мотивационной сферы личности школьников с этой позиции имеет, в целом, негативный характер: отмечено снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности Это зафиксировано как в поперечном срезе 1989-1990 гг., так и в продольном исследовании 1991- 1996, в последнем случае – значительно более отчетливо, что должно говорить об отрицательном влиянии на мотивационную сферу личности учащихся социально-экономических реформ девяностых годов.

 

 

Литература.

 

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-

Ростов, 1983.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002.

Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич.

ж-л", 1988, № 3.

Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи

тании учащихся". Воронеж. 1986.

Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "во

просы психологии", 1987, № 3.

Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психо-

диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990.

Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –

"Психология подростка", М. МПУ, 1993.

Мильман В.Э. Структура мотивации и творческая активность учащихся.-

"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества."

М. 1996. Вып. I.т.2. с. 116.

Мильман В.Э. Эволюция мотивационной сферы личности школьников

"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества."

Материалы 3 съезда психологов России. М. 2003. т.5. с. 286-289.

 

Глава 6.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

 

Рыночные реформы и общественное сознание. Изменение мотивационных факторов творческой, рабочей и учебной активности у учащихся в сторону их снижения в 90-е годы – не случайно. Социально-экономические реформы последнего десятилетия и сопутствующие им “рыночные бури”, по общепринятому мнению оказали заметное воздействие на массовое сознание, общий менталитет и формы поведения. В массовых жизненных наблюдениях, социальной публицистике и произведениях искусства отмечены:

- Переориентация систем ценностей, их массовое снижение в духовном и социальном аспекте, при одновременном возвышении материальных, индивидуальных ценностей; ориентация на деньги как на основное средство и критерий жизнесуществования и развития;

 

- Снижение нравственных норм в отношениях между людьми, формирование культа удовольствий, развлечений, вредных привычек, в частности, наркомании, развратных или близких к ним форм поведения;

 

- Увеличение деструктивных форм активности, в том числе преступных,

вандальских; совершаемых как в корыстных целях, так и для развлечения.

 

С чем это связано? С увеличением свободы поведения в результате снятия

идеологической и организационной цензуры, или с внедрением фундаментальных социально-экономических капиталистических принципов, замещающих действовавшие (или , по крайней мере, провозглашавшиеся) ранее принципы “социалисти-ческого общежития и формирования нового человека” ?

Ясно, что имели место влияния и первого и второго рода. Однако, в основе происходящих процессов в психологии людей лежат, в первую очередь, несомненно, произошедшие социально-экономические сдвиги, повлекшие за собой значительное изменение и перераспределение основных форм деятельности.

Внедрение рыночной экономики, перераспределение собственности, необходимо сопровождается в масштабах общества изменением характеристик и соотношения основных видов человеческой деятельности, в основе которых лежат основные экономические процессы общества, выделенные еще в домарксовой политэкономии. В этом контексте выделяются следующие основные виды деятельности, характеризующие как большие социальные группы, так и отдельного индивида (См. стр. 22-29).

Собственно производительная деятельность. Характеризуется совпадением производительной цели с производительным мотивом личности. Сюда относятся любые проявления созидающей активности с чистой заинтересованностью субъекта в ее развитии и конструктивном подключении к более широким сферам социальной активности. Сюда, несомненно, относятся все наиболее характерные виды творческой деятельности. Производительное потребление характеризуется производительной целью и потребительным мотивом. И хотя эта деятельность направлена на получение того или иного продукта, по своему внутреннему строению она подчинена потребительным запросам, так как мотив всегда является ведущим в отношении цели. Сюда относятся все виды наемного и принудительного труда, труда ради насущных и часто - избыточных потребностей. Обменные процессы в наиболее характерном виде воплощаются в таких формах человеческой активности как общение, игра и торговля. В отличие от производительных и потребительных процессов, направленных на создание или присвоение различных человеческих ценностей, в обменных процессах совершается их перераспределение между разными субъектами в соответствии с правилами, в которых непосредственно реализуются или моделируются важнейшие стороны общественной жизни. Распре-

деление, так же как и обменные процессы характеризуется перераспределением произведенных или добытых тем или иным путем ценностей между разными субъектами, реализуясь, при этом, в соответствии с организационными приоритетами и приоритетами собственности. Потребительное производство - естественная природосообразная форма потребительной активности, где потребительная цель направляется производительным мотивом, направленным на поддержание существования различных сторон субъекта. Чистое потребление - потребительный процесс, ведомый потребительной же мотивацией. Это потребление ради потребления, ради эмоционального удовольствия.

 

Характерные для общества социально-экономические условия, характер производственных отношений и отношений собственности формируют определенные пропорции между разными видами человеческой активности. При изменении соответствующих условий происходит переоценка разных видов деятельности в общественном сознании и их перераспределение в общественной практике.

В идеологии и экономической практике дореформенной, социалистической системы в качестве ведущих рассматривались, и в значительной степени реально имели место, процессы производстваи распределения. С развитием рыночных отношений на первый план выходят вообще характерные для капитализма процессы обмена и потребления, так как рынок есть институт осуществления товарно-денежного обмена, обслуживающего в первую очередь процессы потребления, которые в свою очередь поддерживают существование и развитие самого рынка.

Изменение отношений собственности, нивелирование в них роли государства, неизбежно сопровождается изменениями в соотношении разных форм человеческой активности и в характеристиках общественного менталитета. Резкое снижение уровня общественного производства, ориентация на деньги как цель, средство и критерий благополучия вызвали заметное уменьшение в обществе собственно производительных, бескорыстно созидательных форм активности и одновременно – идеологически поощряемое возрастание в массах общего уровня потребительной мотивации и различных форм чистого потребления.

Богатый хочет чувствовать себя всемогущим, но когда говорят, что все продается и покупается, то следует добавлять, что это относится к потребительным ценностям. Производительные, созидательные ценности не покупаются, а достигаются субъектом путем высвобождения человеческих сущностных сил, творческих способностей. Конечно, "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Последняя становится потребительной ценностью, подверженной обмену, а породившая ее созидательная творческая деятельность – активностью типа производительного потребления.

Несомненно, такая активность всегда занимала ведущее место в общественном производстве, включая и социалистическое общество. Все же, доминирующая ориентация на деньги "вымывает" бескорыстные творческие формы активности; их место занимают различные формы производительного потребления, то есть корыстный труд, часто не считающийся с этическими нормами, а часто и с юридическими. Реализация заказных преступлений, требующая обычно больших "рабочих" затрат и приносящая крупные "дивиденды", по соотношению мотива и цели для их субъекта относится к активности типа производительного потребления.

Процессы потребления, включая такие его составляющие, как обладание и накопление, развиваются количественно и качественно, в экономической и идеологической практике, средствах массовой информации, общественном сознании и образе жизни. Количественно – в соответствии с количеством затрачиваемых на это денег; качественно – в соответствии с разнообразием соответствующего ассортимента предметов и услуг. В целом – в соответствии с повышением уровня соответствующей мотивации в массах. При этом средства массовой информации охотно информируют массы о положении дел в этой сфере у известных и богатых людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.