|
Концентрация производства по отраслям промышленности
Республики Беларусь, 2004 г.
Отрасли
| Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными предприятиями, %
| 3 предприятиями
| 4 предприятиями
| 6 предприятиями
| 8 предприятиями
| Электроэнергетика
| 74,5
| 84,3
| 99,99
|
| Топливная
| 98,3
| 98,6
| 98,9
| 99,1
| Черная металлургия
| 90,3
| 92,7
| 96,0
| 98,1
| Цветная металлургия
| 90,7
| 96,4
|
| -
| Химическая и нефтехимическая
| 59,4
| 67,8
| 80,0
| 85,9
| Машиностроение и металлообработка
| 31,4
| 36,9
| 42,8
| 46,9
| Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
| 17,4
| 20,9
| 25,7
| 30,1
| Строительных материалов
| 36,6
| 41,2
| 49,1
| 54,0
| Стекольная и фарфорово-фаянсовая
| 69,6
| 77,4
| 89,0
| 94,3
| Легкая
| 25,3
| 29,1
| 36,0
| 41,7
| Пищевая
| 8,7
| 11,1
| 15,5
| 19,1
| Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005. – Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005. – С. 356.
Недостатки данного показателя:
во-первых, он не позволяет определить разницу между уровнями концентрации в отраслях с равным числом фирм;
во-вторых, он характеризует не все фирмы отрасли, а только крупнейшие из них;
в-третьих, он не учитывает иностранных конкурентов;
в-четвертых, он не учитывает влияние рынков товаров-субститутов.
Индекс Херфиндаля-Хиршманарассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень ее концентрации: , где HHI – значение этого индекса; Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах; n – количество фирм в отрасли.
Пример. Индекс HHI используется в США для классификации слияний фирм:
- если HHI > 1000, отрасль считается неконцентрированной и слияние допускается;
- если 1800 > HHI > 1000, отрасль считается умеренно концентрированной, но если HHI > 1400, отрасль считается угрожающе немногочисленной и слияние требует проверки;
- если HHI > 1800 отрасль считается высококонцентрированной; если после слияния HHI увеличивается на 50 пунктов, оно разрешается, если на 61-100 пунктов – требует дополнительного расследования, если на 100 пунктов и более – запрещается.
Таким образом, величина индекса зависит не только от количества фирм в отрасли, но и от их рыночных долей. Чем больше индекс, тем больше монополизированность отрасли. Значение индекса тем больше, чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше доля отдельных фирм в общем объеме выпуска отрасли. Максимальное значение индекса характерно для монополии: HHI = 1002 = 10 000, а минимальное, равное нулю, – для чистой конкуренции, когда на рынке действует бесконечное количество мелких фирм и их доли выпуска приближаются к нулю. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволил устранить некоторые недостатки коэффициента концентрации.
Пример.Отрасль с четырьмя фирмами, доля продаж каждой из которых равна 25%, имеет такое же значение коэффициента концентрации, равное 100%, как и отрасль, в которой одна фирма контролирует 55% продаж, а остальные семь – по 15% каждая. Устранить этот недостаток позволяет индекс Херфиндаля-Хиршмана, значение которого для первой отрасли равно 2500, а для второй – 3700, исходя из чего наличие во второй отрасли одной доминирующей фирмы делает ее более монополизированной, по сравнению с первой.
6.7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь
Подантимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство –совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.
Антимонопольное регулирование впервые возникло в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими. В настоящее время оно направлено преимущественно на профилактику монополизации, то есть действий, противозаконных по своей сути и действий, законность которых определяется правилом разумности. В первом случае достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина фирмы была доказана. К ним относятся: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; согласованный отказ торговать; договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи (в ассортименте, установленном поставщиком). Во втором случае, по правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать антиконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу, на основании чего и выносится решение.
Основы антитрестовского законодательства в США
Акт Шермана (1890).Запрещает контракты и объединения в форме треста (либо в иной форме), ограничивающие торговлю, тайную монополизацию торговли или отрасли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.
Акт Клейтона (1914). Запрещает и предупреждает ограничительную деловую практику сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), горизонтальные слияния путем частичного или полного приобретения акционерного капитала компании-конкурента, ведущие к ограничению конкуренции и др.
Закон о Федеральной торговой комиссии (1914). Направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Федеральная торговая комиссия имеет право издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания, осуществлять контроль за деятельностью той или иной компании и при необходимости расследовать ее действия.
Акт Робинсона-Патмана (1936). Запрещает ограничительную деловую практику в сфере политики ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
Поправка Уилера-Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938). Расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.
Поправка Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950). Уточняет понятие незаконного слияния, запрещает слияния путем скупки активов, в отличие от акта Клейтона, ограничивает горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции.
Акт Харта-Скотта-Родино (1976). Ужесточает требования по предотвращению слияний, ориентированных на создание монополий или ослабление конкуренции, расширяет полномочия агентств по обеспечению выполнения антитрестовского законодательства.
Акт Таннея и Декрет согласия (1995). Приняты в связи с деятельностью компании Майкрософт и требуют, чтобы до введения какого-либо соглашения между компаниями суд определил, насколько отвечает это соглашение общественному интересу. Ужесточают контроль над отношениями между корпорациями и Правительством, над коррупцией, лоббированием корпорациями своих интересов в ущерб общественным. Роль суда заключается в тщательной проверке не только экспертного заключения Правительства о наличии нарушений антитрестовского законодательства, но и его беспристрастности.
Антимонопольная политика вЗападной Европе направлена преимущественно против злоупотреблений на рынке и, в отличие от США, реализуется не через антимонопольное законодательство, а через законодательство в сфере поддержания конкуренции. Особенно активно оно формировалось после Второй мировой войны. Повышенное внимание уделяется контролю предприятий и их групп, занимающих доминирующее положение, соглашений между предприятиями; поддержке малого и среднего бизнеса; укреплению конкуренции; структурной перестройке экономики; охране прав потребителей. В отличие от США, в Европе создание монополий и соглашений запрещается, как правило, если они нарушают установленные условия свободы конкуренции. С подписанием Римского договора в 1957 г. были заложены принципы общеевропейского антимонопольного законодательства, которое основано на запрете, контроле и регулировании монополий, направлено против нарушений, препятствующих развитию интеграции, и, по сравнению с национальными законодательствами, является более мягким.
Антитрестовское регулирование в Канаде началось с конца XIX в. и имеет много общего с американским. Его отличительные особенности: применение против слияний, вызывающих рост концентрации рынка, снижения уровня тарифов на их товары; более лояльное, чем в США, отношение к монополизму, т.к. канадские фирмы испытывают больше трудностей в реализации эффекта экономии на масштабе; приоритет уголовного наказания за сговор, объединения, соглашения, направленные на ограничение конкуренции.
Антитрестовское регулирование в Японии сформировалось после Второй мировой войны под давлением США. Его особенностями являются: более терпимое отношение к монополизму; наличие различных исключений из антимонопольного законодательства для борьбы с временными спадами деловой активности или структурными кризисами, рационализации производства, развития внешней торговли, поддержки малого бизнеса и науки и т.д.
В Центральной и Восточной Европе антимонопольное регулирование развивается с началом системных реформ в 1990-е гг. и направлено на ликвидацию монопольного положения отдельных производителей, ограничение и пресечение монополистической деятельности, контроль межфирменных соглашений, пресечение недобросовестной конкуренции.
В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям. В табл. 6.8 приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.
Таблица 6.8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|